Декларация об "Орле"
Возьму на себя смелость подъитожить всё, что известно об Орле.
1)Размерения.
Объективный фактор, не допускающий разных толкований.
Известны: длина, ширина, осадка, глубина трюма (А.Иванов).
Говорят в пользу однопалубного корабля:
Двухпалубный вариант не будет иметь запаса плавучести и возможности увеличить осадку в море.
Высота надводного борта должна составлять 50-60% от высоты борта.
2)Количество мачт - три.
В пользу трёх:
Определение термина "барк".
Акты: "четыре дерева на корабль и на яхту райны".
Общее количество векш с цепями.
В пользу двух:
Донесение воеводы.
Теоретически возможны две мачты и косое парусное вооружение, но подтверждение этому - только донесение воеводы.
3)"Буса".
Сложилась гениальная ситуация: один из самых употребимых терминов - никто не знает как выглядело судно, даже Шубин А.И. (Волга и волжское судоходство).
По Витсену, буса имела овальную форму.
А буса с каютой - транцевую корму.
По аналогии с сохранившимися на Волге типами судов, можно предположить - Орёл был с транцевой кормой.
Можно сделать вывод: уже имея развитое морское сообщение с Персией, и свой собственный тип морского судна приспособленный к местным условиям. Русское правительство заказало европейцам военный корабль, по архитектуре аналогичный бусу, но приспособленный под пушки, т.к. собственного опыта в создании таких кораблей не имелось.
4)"Фридерик", корабль близкий к "Орлу". Цифры относящиеся к "Фредерику" дополняют размерения "Орла".
Можно предположить, если и были на Орле вёсла, то не больше 12 пар.
5)"Чердаки".
Вполне обычное расположение: два на корме, один на носу.
Требует уточнения только "открытый чердак" на носу (А.Иванов)
Были ли голландские корабли без полупалубы в носовой части?