|
Текущее время: 29 мар 2024, Пт 14:09
|
Сообщения без ответов | Активные темы
Барельеф лев-рыба для Royal Caroline: создание 3D модели
Автор |
Сообщение |
sbanisimov
Старшина
Зарегистрирован: 18 мар 2010, Чт 18:01 Сообщения: 747 Откуда: Москва Страна: Медали: 4
Баланс: 481 Кц
Заработано: 481 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 12 окт 2010, Вт 21:15 |
На примере создания 3D модели льва-рыбы из кормового декора Royal Caroline я хочу показать, что:
1. В создании 3D модели индивидуализма не меньше, чем при ручной резьбе
2. Использование программы не накладывает ограничений на творчество
Выводы из этих пунктов:
1. Использование ЧПУ не приведет к одинаковости изделий – все декоры будут разные в той же мере, в какой они различаются у разных резчиков. Одинаковость проявится только в силу возможной будущей распространенности ЧПУ – это как будто бы 100 резчиков сделали бы на конкурс Каролину, не ставя себе ограничений на тщательность проработки деталей – все их работы были бы похожи в силу идентичности исходного образца. Плохо это или хорошо? – а никак, это внешняя объективная реальность.
2. В виртуальности можно создавать талантливые вещи, не хуже чем вручную. Я уважаю талант Savo, но если он вдруг захочет овладеть 3D техникой (или, например, это будет не он, а молодое дарование из Строгановки), то у него получится резьба не хуже той, что делается в ручную – машинную холодность изделие несет ровно в мере таланта автора, машина сама ничего в изделие не привносит.
Получилось у меня это доказать или нет – судить Вам.
И еще замечание: те, кто ждут от этого поста мастер-класса по 3D моделированию могут быть разочарованы, так как пост по сути аналогичен мастер-классу скульптора - «здесь уберем глину, здесь добавим и получится фигура». Моя техника работы - с помощью минимального набора команд сдвигать поверхность или ее часть в ту или иную сторону, т.е. аналогично лепке из глины – сюда добавим глину, отсюда уберем. Что двигать, куда и насколько – это абсолютно по собственным ощущениям, машина здесь никак не помогает.
Итак, начинаю.
Я использую Rhino и инструмент T-Spline. Для перемещения поверхностей в пространстве использую манипулятор T-Spline, а именно, включаю манипулятор передвижения (Translate - здесь и далее в скобках привожу используемые команды), выбираю в нем тип объекта, который собираюсь двигать - всю поверхность (Objects), точку (Verts), ребро (Edges), грань (Faces), потом выделяю мышкой нужный мне объект(ы) и двигаю его/их мышкой в нужную сторону.
Начинаю работу с того, что накладываю сетку (Append Face), т.е. как и резчик обвожу по контуру. Линий побольше, чем у резчика, так как моделирование ведется по сетке, а не по линии. Другой человек сделал бы другую сетку, близкую – но другую, в отличие от двух резчиков, которые просто наклеили бы идентичные рисунки на свои бруски. Т.е. уже на уровне заготовки индивидуальности в 3D больше, чем у резчика.
Далее идут снимки экрана, в заголовке каждого даны минимальные пояснения.
Вложения:
Комментарий к файлу: Сетка готова
1.jpg [ 248.67 КБ | Просмотров: 6638 ]
Комментарий к файлу: Временно отключаю слой с сеткой лап-крыльев, чтобы не мешала, т.к. сначала займусь мордой. Поискал кнопку «сделать голову льва прям как я обвел» - не нашел. Делаю объемную заготовку –придаю толщину сетке (Thicken). Одну толщину всей сетке – иначе программ
2.jpg [ 99.76 КБ | Просмотров: 6598 ]
Комментарий к файлу: Далее моделирование более похоже на работу скульптора по глине – буду добавлять выпуклости и убирать лишнее в нужных местах, в отличие от резчика, который только убирает. Начну с носа. Определю примерно область, которую я хочу приподнять и приподнимаю нас
3.jpg [ 115.4 КБ | Просмотров: 6598 ]
Комментарий к файлу: Потом еще чуть-чуть на немного меньшую
4.jpg [ 118.85 КБ | Просмотров: 6595 ]
Комментарий к файлу: И еще, налепив также и около глаз, а то как-то не так получается
5.jpg [ 128.6 КБ | Просмотров: 6591 ]
Комментарий к файлу: На морду еще мало похоже
6.jpg [ 123.55 КБ | Просмотров: 6590 ]
Комментарий к файлу: Начинаю лепить глину не по площадям, а более точечно. Уже более похоже, но далеко от желаемого. А техника работы та же – где-то добавляю чуток глины, где-то убираю. Эти «где-то» и «чуток» определяю только по собственным ощущениям – программа тут ничего не
7.jpg [ 121.07 КБ | Просмотров: 6590 ]
Комментарий к файлу: Продолжаю лепить. А прошел уже час – а Вы думали я такой гениальный, что одним движением двигаю то что нужно куда нужно и на сколько нужно? Нет, двигаю туда-сюда, сюда-туда пока не надоест или не понравится. Резчик за это время вырезал бы два-три носа о
8.jpg [ 118.27 КБ | Просмотров: 6586 ]
Комментарий к файлу: Займусь ртом и ноздрями. Потом скошу назад лоб – согласно энциклопедии нос и лоб льва находятся почти на одной линии. Уши должны остаться нескошенными.
9.jpg [ 111.75 КБ | Просмотров: 6590 ]
Комментарий к файлу: Теперь глаза, зрачки которых я сделал из эллипсоида, и еще через час получилось вот такое
10.jpg [ 121.55 КБ | Просмотров: 6587 ]
Комментарий к файлу: Уши – это просто. Вынул из них глину – и все.
11.jpg [ 118.75 КБ | Просмотров: 6588 ]
Комментарий к файлу: Пока отложу работу с головой – она мне не нравится, как то не пошла, потом подправлю. Сейчас делаю лапы – это гораздо проще, чем голова, но техника точно такая же. Сначала – лепешка.
12.jpg [ 114.72 КБ | Просмотров: 6591 ]
Комментарий к файлу: Из лепешки делаю более анатомическую форму. Пришлось добавить линии сетки (Insert edges) около «кистей», иначе не получались косточки. Кстати по «добавить» - у меня комп 5-ти летний, но еще не плох – х32, 2 ядра, 2,2 ГГц, 3 Гб ОЗУ - так он такие поверхно
13.jpg [ 123.19 КБ | Просмотров: 6589 ]
Комментарий к файлу: Слои перьев на крыльях разношу по вертикали – с нижних глину убрал, на верхние - добавил. Интересно, другой человек смог бы повторить точно все мои движения от начала до конца или при всем желании у него получилась бы другая лапа?
14.jpg [ 126.52 КБ | Просмотров: 6587 ]
Комментарий к файлу: Теперь строю рыбий хвост у льва – самая простая часть, потому что монотонно гладкий, а чешуя – повтор одной формы. Итак, рисую контур хвоста и три его сечения – начальное, среднее и конечное (Control point curve). Среднее сечение нужно для контроля высоты
15.jpg [ 162.35 КБ | Просмотров: 6588 ]
|
|
|
|
sbanisimov
Старшина
Зарегистрирован: 18 мар 2010, Чт 18:01 Сообщения: 747 Откуда: Москва Страна: Медали: 4
Баланс: 481 Кц
Заработано: 481 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 12 окт 2010, Вт 21:23 |
Вложения:
Комментарий к файлу: И далее катим сечения по рельсам (Sweep 2 rails) – получаем поверхность. Вот здесь упреки в отсутствии труда вполне возможны, но ведь и для резчика сделать просто гладкую наклонную поверхность гораздо легче, чем вырезать морду.
16.jpg [ 169.75 КБ | Просмотров: 6591 ]
Комментарий к файлу: Чешуя – это просто. Рисую одну чешуйку нужной формы (при желании, можно сделать очень интересную – волнистую, с изгибом и проч.), делаю из нее двумерный массив штук на 600 чешуек (Array rectangular), который потом сужаю с одного края (Taper), чтобы чешуй
17.jpg [ 165.37 КБ | Просмотров: 6597 ]
Комментарий к файлу: И теперь накладываю их на хвост (Flow along surface). Да, здесь 3D имеет огромную фору перед резчиком, но резку чешуек я бы не назвал особо творческой работой. Да и какие выразительные средства имеет чешуя по сравнению с экспрессией морды, кроме восхищени
18.jpg [ 178.58 КБ | Просмотров: 6599 ]
Комментарий к файлу: Теперь надо подогнать высоты крыльев и хвоста, а также заполнить дыру между хвостом и лапой
19.jpg [ 146.52 КБ | Просмотров: 6585 ]
Комментарий к файлу: Использую только манипулятор, растягивая поверхности за края. Заодно дорисовал кончик хвоста. Технология та же – сетка по контуру, из нее – лепешка и потом добавляю/убираю глину, формируя нужную мне поверхность.
20.jpg [ 132.29 КБ | Просмотров: 6592 ]
Комментарий к файлу: Теперь время гривы, которая соединит голову и тело. Рисую сетку по гриве
21.jpg [ 180.17 КБ | Просмотров: 6595 ]
Комментарий к файлу: Далее из лепешки формирую прическу. Почти поволосочно. В ряде программ есть плагины по имитации волос и шерсти, но мне показалось вручную здесь сделать проще – уж больно причудлива форма гривы.
22.jpg [ 134.26 КБ | Просмотров: 6587 ]
Комментарий к файлу: Поправил манипулятором прическу, заодно дорисовал нижнюю челюсть
23.jpg [ 146.52 КБ | Просмотров: 6586 ]
Комментарий к файлу: Выравниваю высоты пядей прически и их толщины, чтобы фигура смотрелась единой и без дыр.
24.jpg [ 136.4 КБ | Просмотров: 6591 ]
Комментарий к файлу: Нарастив гриву вширь, получил фигуру. Морда мне не очень нравится, завтра ее доработаю (да, вот день и прошел). Второе крыло кажется слишком маленьким – завтра увеличу.
25.jpg [ 125.08 КБ | Просмотров: 6591 ]
Комментарий к файлу: Итак, правлю морду, пока не понравится или пока не надоест. Сделал веки, чуть прикрывшие глаза, обозначил брови и пипку на носу. Чуть расширил и приподнял нос. На этом решил остановиться, хоть и брови кажутся несколько человеческими – ну так это и не лев,
26.jpg [ 126.96 КБ | Просмотров: 6591 ]
Комментарий к файлу: Чтобы цвет не смущал, итоговую картинку привожу в серых тонах. На этом у резчика работа заканчивается, а мне предстоит еще развлекаться с CAM-модулем.
27.jpg [ 125.18 КБ | Просмотров: 6594 ]
Комментарий к файлу: Для информации кратко опишу, что дальше. Преобразую T-spline в стандартные поверхности Rhino (Convert to NURBS or polysurface), уменьшаю в 47 раз (я все всегда черчу 1:1), сохраняю в формате 3ds и загружаю этот барельеф в ArtCAM:
28.jpg [ 102.17 КБ | Просмотров: 6600 ]
Комментарий к файлу: Потом задаю все технические параметры – размеры заготовки и где у нее нуль, какие фрезы, плоскость безопасности, скорость, глубина и способ реза и проч. – а Вы думали это все ЧПУ сам знает? Ничего он не знает, зато такой исполнительный…
29.jpg [ 108.62 КБ | Просмотров: 6598 ]
Комментарий к файлу: После этого программа рассчитывает траекторию инструмента, можно посмотреть визуализацию – то, что теоретически фреза должна вырезать. Траекторию надо экспортировать в Mach в нужном формате для управления ЧПУ. Я использую формат G-кодов. (Кстати не забыва
30.jpg [ 97 КБ | Просмотров: 6607 ]
|
|
|
|
Александр Добренко
Генерал-Адмирал
Зарегистрирован: 02 янв 2008, Ср 12:44 Сообщения: 22759 Откуда: Санкт-Петербург Страна: Медали: 8
Баланс: 13110 Кц
Заработано: 13059 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 12 окт 2010, Вт 21:25 |
Будем сотрудничать назло злопыхателям!
_________________ Гильдия Судомоделистов Санкт-Петербурга http://model-ship.ru
|
|
|
|
sbanisimov
Старшина
Зарегистрирован: 18 мар 2010, Чт 18:01 Сообщения: 747 Откуда: Москва Страна: Медали: 4
Баланс: 481 Кц
Заработано: 481 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 12 окт 2010, Вт 21:28 |
Ну а дальше танцы вокруг ЧПУ – как закрепить брусок, как поймать фрезой тот нуль, под который и была рассчитана траектория, как его не потерять при смене фрез.
Тема устойчивой работы ЧПУ, чтобы он не пропускал шаги и не самовольничал – отдельный большой вопрос, зависит от используемого сочетания станок+комп+ОС+ПО. Кому интересно, посмотрите форумы.
Надеюсь, мне удалось хоть немного показать, что ЧПУ – не волшебный ящик с кнопкой «сделай», и от человека очень много зависит. Соответственно, если ЧПУ будет в руках у уважаемого Нарима, это его модели по крайней мере не испортит, а если ЧПУ в руках у меня - то как было мне до Нарима как до неба, так и осталось. Ведь декор - это еще не модель.
и под конец - не забудем об экономике. Если ЧПУ будет много, то это возможно в богатом обществе, в котором будет много покупателей произведений искусства. Поэтому моделистам найдется кому и что продать.
|
|
|
|
Александр Добренко
Генерал-Адмирал
Зарегистрирован: 02 янв 2008, Ср 12:44 Сообщения: 22759 Откуда: Санкт-Петербург Страна: Медали: 8
Баланс: 13110 Кц
Заработано: 13059 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 12 окт 2010, Вт 21:30 |
Сергей! Пью за победу сборной над македонцами и за вас!
_________________ Гильдия Судомоделистов Санкт-Петербурга http://model-ship.ru
|
|
|
|
sbanisimov
Старшина
Зарегистрирован: 18 мар 2010, Чт 18:01 Сообщения: 747 Откуда: Москва Страна: Медали: 4
Баланс: 481 Кц
Заработано: 481 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 12 окт 2010, Вт 21:32 |
Сотрудничать - с удовольствием.
Да, у меня есть обязательства перед Жданом, но работаю я всегда только для своего удовольствия - как кот, который выдавил из себя раба и поэтому гуляет сам по себе. Владислав предложил мне очень интересную работу, и я ее сделаю в любом случае, даже если разочаруюсь (моя честь мне дороже). Так что если предложения интересные и не будут мешать исполнять текущие обязательства, то с удовольствием поработаю.
|
|
|
|
sbanisimov
Старшина
Зарегистрирован: 18 мар 2010, Чт 18:01 Сообщения: 747 Откуда: Москва Страна: Медали: 4
Баланс: 481 Кц
Заработано: 481 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 12 окт 2010, Вт 21:34 |
|
|
|
|
igorcap
Ст. лейтенант
Зарегистрирован: 07 янв 2008, Пн 23:23 Сообщения: 2782 Откуда: Полтава Страна: Медали: 6
Баланс: 1652.5 Кц
Заработано: 1654 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 12 окт 2010, Вт 22:45 |
Сергей! Огромное спасибо за мастер-класс. Самое доходчивое , что я по сплайнам видел. Кое где обрезались комментарии к фото .Может , это в виде статьи сделать ?
_________________ Игорь ______________ Модели парусных кораблей
|
|
|
|
griluk
|
Добавлено: 12 окт 2010, Вт 23:46 |
sbanisimov писал(а): На примере создания 3D модели льва-рыбы...
Единственное, что можно здесь добавить: T-Spline и Wacom'овский планшет просто созданы друг для друга
|
|
|
|
sbanisimov
Старшина
Зарегистрирован: 18 мар 2010, Чт 18:01 Сообщения: 747 Откуда: Москва Страна: Медали: 4
Баланс: 481 Кц
Заработано: 481 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 13 окт 2010, Ср 08:07 |
Файл с текстом и картинками этого поста и с необрезанными комментариями - http://narod.ru/disk/26036906000/%D0%9B ... .docx.html
Некоторые "хитрости" работы я не упомянул, считая их простыми. Вот чем я обычно пользуюсь:
- в окне, где Background Bitmap я делаю вид Wireframe - тогда виден рисунок сквозь t-spline и видны все точки и грани, которые иногда скрыты поверхностью
- иногда пользуюсь в t-spline командой Flatten points - она выравнивает выделенные точки в одну плоскость. Удобно для предварительного построения наклонных поверхностей - снизил несколько точек в конце, выделил их и остальные точки и получил наклоннуй участок поверхности
- строю поверхности (Append face) при отключенной гладкости - кнопка Smooth toggle - получается гораздо скоростнее и проще привязываться к точкам
- команда Crease нужна для получения острых краев (ленты, складки, острые ребра)
- удобна панель Selection (кнопка Toggle paint selection mode) для выделения цепочек ребер
- редко, но переключаю модификатор из Translate в Scale или Rotate для соответствующих действий
Остальными командами пользуюсь очень редко
Особое внимание надо уделять построению первоначальной сетки, чтобы линии шли по будущим впадинам-выступам. Для человека или животного я пытаюсь учесть анатомию и строить по мышцам. Добавление сетки потом в уже готовую поверхность не всегда возможно - Rhino может перестать считать поверхность гладкой.
|
|
|
|
sbanisimov
Старшина
Зарегистрирован: 18 мар 2010, Чт 18:01 Сообщения: 747 Откуда: Москва Страна: Медали: 4
Баланс: 481 Кц
Заработано: 481 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 13 окт 2010, Ср 08:12 |
griluk писал(а): sbanisimov писал(а): На примере создания 3D модели льва-рыбы... Единственное, что можно здесь добавить: T-Spline и Wacom'овский планшет просто созданы друг для друга
Если вкратце, то чем планшет лучше мышки? и какой планшет Вы бы рекомендовали (без фанатизма, в пределах 10 тыр)?
|
|
|
|
Narim
Ст. прапорщик
Зарегистрирован: 17 фев 2008, Вс 11:25 Сообщения: 1493 Откуда: Санкт-Петербург г. Колпино Медали: 8
Баланс: 925 Кц
Заработано: 925 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 13 окт 2010, Ср 08:45 |
Нет слов . Сильно.
Удачи.
|
|
|
|
Александр Добренко
Генерал-Адмирал
Зарегистрирован: 02 янв 2008, Ср 12:44 Сообщения: 22759 Откуда: Санкт-Петербург Страна: Медали: 8
Баланс: 13110 Кц
Заработано: 13059 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 13 окт 2010, Ср 08:49 |
Да, Нарим...
В 2003 ты эти фигурки лепил штихелями из эпоксидной шпатлёвки и не мог представить себе стремительной поступи прогресса!
Вложения:
DSCN0534.JPG [ 79.01 КБ | Просмотров: 6605 ]
_________________ Гильдия Судомоделистов Санкт-Петербурга http://model-ship.ru
|
|
|
|
Flint57
Капитан-лейтенант
Зарегистрирован: 08 июл 2009, Ср 04:59 Сообщения: 3163 Откуда: Днепропетровск Страна: Медали: 3
Баланс: 2604.5 Кц
Заработано: 2761.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 13 окт 2010, Ср 09:35 |
Сергей, огромное спасибо за мастер-класс! Как Ваши успехи в моделировании не барельефов, а отдельных фигур?
_________________ С уважением
Александр
|
|
|
|
igorcap
Ст. лейтенант
Зарегистрирован: 07 янв 2008, Пн 23:23 Сообщения: 2782 Откуда: Полтава Страна: Медали: 6
Баланс: 1652.5 Кц
Заработано: 1654 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
|
Добавлено: 13 окт 2010, Ср 10:04 |
Отдельные фигуры смоделировать можно .Вопрос - на чем их резать. Нужен 5-осевой станок , а это уже серьезная штука.
_________________ Игорь ______________ Модели парусных кораблей
|
|
|
|
Кто сейчас на конференции |
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1 |
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете добавлять вложения
|
|