Добро Пожаловать в "Мир Моделей"
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
8-812-3350685
городской номер
в Санкт-Петербурге
        FAQ         Правила форума         Медали         Поиск
Текущее время: 20 апр 2024, Сб 04:06




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 
Блэз Пангало на царской службе 
Автор Сообщение
Генерал-Адмирал
Генерал-Адмирал
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 02 янв 2008, Ср 12:44
Сообщения: 22759
Откуда: Санкт-Петербург
Страна: Russia (ru)
Медали: 8
За заслуги в судомоделизме I (1) За заслуги в судомоделизме I (1)
За заслуги в судомоделизме II (1) За заслуги в судомоделизме II (1)
За заслуги в судомоделизме III (1) За заслуги в судомоделизме III (1)

За воспитание молодежи I (1) За воспитание молодежи I (1)
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)

Мастер. (1) Мастер. (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 13110 Кц
Заработано: 13059 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Блэз Пангало на царской службе
СообщениеДобавлено: 07 сен 2009, Пн 08:35 
Жемчужина коллекции



Александр Добренко

Модель фрегата "La Legere", поступившая в Музей из Саратова в 1929 году, поистине лакомый кусочек для исследования. Также, как и модель фрегата "La Felicite", она поступила из того же "Музея Волгаря" и, по сопроводительным бумагам, была приобретена художником А. П. Боголюбовым на одном из аукционов во Франции. Можно предположить, что эти модели были приобретены А. П. Боголюбовым на собственные средства и выставлены им же в его музее в Саратове. После революции модели передали в "Музей Волгаря", а поскольку они никак не отвечали тематике речного музея, их, уже в дальнейшем, обменяли на две модели речных судов.

Итак, дорогой читатель, перед нами великолепная работа мастера, выполненная предположительно из золотистого каштана. Сохранность этой древности просто вызывает удивление. Следов реставрации не видно. Видимо, к модели не прикасались десятилетиями. Или просто бережно хранили где-нибудь в глубине России столичную редкость. Во Франции, например, самая ранняя из сохранившихся - модель фрегата, датируемая 1764 годом. Более ранних моделей фрегатов в Парижском Морском Музее нет. От наследия знаменитого корабельного мастера Блэза Пангало не осталось ни одного чертежа, ни одной модели. А у нас в Петербурге на зависть всему миру сохранились и чертёж 66-пушечного корабля "Пантелеймон-Виктория" 1719 года (да ещё с подписью Пангало и обер-сервайвера Головина), и модель самого первого корабля, построенного Мэтром Блэзом по заказу французского короля. Ранее в скупых строчках о Пангало его ошибочно именовали "Морис". Ошибка, очевидно, произошла от сокращения титула "Мэтр" - М. Пангало.

Мне удалось заинтересовать известного французского писателя и издателя Жана Будрио некоторыми противоречивыми данными о судьбе Блэза Пангало. По мнению мсье Будрио, Пангало похоронен во французском городке Бресте в 1714 году. И это мнение подкреплено ксерокопией подлинного сертификата о его смерти из церковного архива Бреста.

"18 ноября 1714 года Антуан Блэз Пангало, строитель королевского флота, в возрасте около 64 лет, скончавшийся днём раньше, погребён в кладбищенской часовне в присутствии нижеподписавшихся.

Клер Пангало, Геслен,
Луиза Ле Гра

А вот ещё одно свидетельство о смерти! (Из архива Иностранных дел России)

"Санкт-Петербург, 25 сентября 1722 года

Согласно распоряжения Совета от 23 августа, имею честь приложить к этому скромному посланию Свидетельство о смерти господина Пангало, который был королевским строителем и был направлен на службу Царице Господином Правящим Регентом с предоставлением жалованья 600 рублей в течение первого года и жилья с двумя прислугами на иждивении, которое увеличивается, если не будет возможности существовать на эту сумму, которая соответствует 100 французским франкам. Жалование ему было повышено на 1000 ливров сверх получаемого вознаграждения в 600 рублей..."

Прошу обратить внимание на факт смерти Пангало (без указания имени) в Петербурге на 8 лет позже, чем в Бресте! Где же истина? А она не так уж проста.

Может быть истина - это "Пантелеймон-Виктория", спущенная на воду в 1721 году? Вопрос остаётся открытым, так как господин Будрио считает, что в Россию поехал сын Пангало Жозеф.

Согласно мемуарам Джона Дена 1723 года, Пангало (без упоминания имени) умер весной 1720 (апрель-май) года.
А, вот, далее его работу продолжил сын Жозеф. Он и скончается в 1722 году...

Уважая месье Будрио, автора около тридцати монографий о французском кораблестроении, я вынужден вступить с ним в спор о том, кто же работал у Петра I, отец или сын. Факты, подтвержденные документами, таковы.

В 1716 году Петр I послал графа Зотова с неким итальянцем во Францию, чтобы нанять там на царскую службу известного корабельного мастера Пангало, построившего 17 линейных кораблей для французского королевского флота.

Кто был этот неизвестный итальянец, выяснить не удалось. Может быть переводчик, ведь Пангало - неаполитанец по рождению. А может быть - галерный мастер, знавший неаполитанца лично до его поступления на французскую службу, куда его пригласил маршал Турвиль в 1680 году. И вот, в 1719 году, согласно документам из французских архивов, Пангало отбывает на службу к царю в качестве корабельного мастера.

В качестве подтверждения своего мастерства Блэз Пангало мог захватить с собой в Россию модель фрегата "La Legere".



Павел Кротов, автор книги "Гангутская баталия 1714 года", нашёл в архивах интересный договор найма Пангало на царскую службу. Знаменитый мастер ставит условия. По восьми пунктам требует привилегий. В одном из них он требует у Петра I ни в чём не быть ниже трёх английских мастеров! Мог ли это требовать никому не известный Жозеф Пангало, не успевший построить ни одного корабля и бывший всего лишь подмастерьем в 1716 году?

Судите сами.

Резонный вопрос: чем же тогда является сертификат о смерти Антуана Блэза Пангало, неужели фикцией?
Именно!
Напомню дорогому читателю, что отношения России и Франции в те годы не были дружескими. Король был ещё ребёнок. Мог ли французский Морской Комитет отпустить знаменитого мастера в Россию, чтобы усилить её боевой флот? Конечно, нет!

Но Россия открывала честолюбивому неаполитанцу на старости лет необыкновенные перспективы! Мог ли он где-нибудь ещё сидеть за одним столом и пить вино вместе с царствующей особой? И, польстившись на царские восемь привилегий, Пангало мог составить себе "оправдательный документ" для отъезда - свидетельство о "смерти". Кстати, старик в гробу мог быть настоящим. А вот свидетели были явно в сговоре с мастером. Клер Пангало стала "вдовой" ради огромных денег, которые сулил выгодный контракт. Жюльен Геслен - шурин Блэза Пангало. Тоже свой человек. Про Луизу Ле Гра не смог найти данные.

Отдаю должное Жану Будрио - он не соглашается со мной по поводу подделки церковного документа. Но нужно учесть, что у Пангало были большие финансовые затруднения. Он жил не по средствам. Документы свидетельствуют о наличии кредиторов. Тогда не было паспортов с фотографиями. Покинуть Францию можно было по поддельным документам. Чиновников можно было подкупить. Но осторожности ради Блэз Пангало в России больше не подписывается именем "Блэз". На чертеже "Пантелеймон-Виктории" стоит только фамилия "Pangalo". Возможно, сам Мэтр Блэз запутал следы, создав впечатление, что в Россию приехал Пангало младший. На самом деле Жозеф Пангало не покидал Францию до 1720 года ни разу. Об этом сообщил мне мсье Будрио. Эту детективную историю можно раскручивать ещё долго, но вернёмся к модели "La Legere".

В учётной карточке Музея модель долгое время проходила как модель французского фрегата середины XVIII века, выполненная в масштабе 1:48. И даже известный английский эксперт Дэвид Робертс, посетивший Музей в 1996 году, ошибся, согласившись, не споря, и с масштабом, и с датировкой. Удивительно, что ответ на эти два вопроса был в одной из книг, привезённых им в подарок: "История французского фрегата с 1650 по 1850 гг." Жана Будрио, переведённая Дэвидом Робертсом на английский язык и изданная им же в его издательстве "Жан Будрио Пабликэйшнз". Это издательство целиком посвящено выпуску на английском языке трудов Жана Будрио, который является кумиром и учителем Дэвида. Занимаясь переводом на английский язык трудов плодовитого француза, англичанин не забывает и о чести своей Родины. Где можно сделать логическую вставку или дополнение об аналогичных деталях кораблестроения английского флота, Дэвид Робертс не пропускает такой возможности. Но, проводя параллели в области постройки кораблей с круглой кормой, ревнивый англичанин приписывает приоритет в этом новшестве Англии! Модель фрегата "La Legere" как раз имеет круглую корму, которая вошла всё-таки в историю, как "английская". Подолгу, иногда по часу, беседуя с Дэвидом по телефону, я затрагивал эту тему. И лишний раз убедился в патриотизме своего коллеги. Круглая корма, по моему мнению, и мешает английскому эксперту сделать бесстрастный анализ датировки модели. Ведь, по его мнению, круглая корма появилась у французов после англичан, то есть в 1735-1740х годах. Нужно уважительно относиться к заблуждениям своих оппонентов. У каждого своя правда, а истина всё же одна. И рождается она в споре. Может быть, истина ещё и в том, что Блэз Пангало построил свой первый французский фрегат с учётом своего богатого опыта неаполитанской школы кораблестроения. Прикиньте, какой может родиться ребёнок в смешанном браке? И в облике его первого "француза" присутствуют эти смешанные черты, которые и сбивают с толку таких опытных экспертов как Дэвид Робертс и Жан Будрио в оценке точной даты постройки этой модели, которая так не похожа на привычный их взгляду набор признаков лёгкого французского фрегата 17 века.

Я постараюсь донести до уважаемого читателя свою правду, а уж ему судить об истине.

Об этой модели можно написатьмногое, но сейчас у меня задача-минимум, доказать Вам, что эта французская модель - работа Блэза Пангало, знаменитого мастера, построившего одних только линейных кораблей для Франции и России аж восемнадцать, не считая шняв и других мелких судов.

Начну, пожалуй, с названия "La Legere" на гакаборте модели. Оно вырезано на изящно изогнутой рельефной ленте под кормовыми окнами. Не считая орнаментальной окантовки гакаборта и окон, это единственное скромное украшение кормы. Спрашивается, где же богатый декор французских кораблей? А нет его. И быть, оказывается, не должно! В Регулах от 13 сентября 1673 года так и указывается: запретить на лёгких фрегатах рельефную резную работу, дабы не утяжелять их; оставить только лёгкий орнамент. Вот с этого момента я начинаю накапливать аргументы в пользу моей версии о принадлежности модели мастеру Пангало.

Вообще говоря, эти Регулы явились примером исторической попытки улучшить характеристики, определяющие дизайн корабельной архитектуры. Несмотря на то, что Регулы не всегда соблюдались корабельными мастерами их же составившими, они явились важнейшим документом для изучения корабельной архитектуры XVII века.

Необычную картину можно наблюдать под палубой бака. Побортно, до первых пушечных портов, установлены миниатюрные печки с двумя - тремя отверстиями сверху и одним снизу для дров. Почему эти печки стоят не посередине корабля за фок-мачтой, как мы привыкли их видеть на французских моделях середины XVIII века? По этому поводу есть 2 документа во Франции. Трактат Пьера Морино от 1744 года определяет место для печки в середине палубы за фок мачтой под форкастелем. Там мы её и видим на моделях знаменитого "Артезьяна" и "Протектёра". А вот что говорят Регулы 1673 года: "Печки впредь устанавливать побортно, обращая внимание на уменьшение их веса против нынешних". Казалось бы, печки - такая мелочь в корабельной архитектуре, но они, в паре двух разных манускриптов, дают подсказку эпохи постройки модели.

А как же наша круглая корма? Та самая, "английская"? Может ли она существовать не только в XVIII веке? Может! Вот что говорится в Регулах 1673 года.

"Его величество желать изволит видеть в будущем кормы своих кораблей с круглыми транцевыми окончаниями, а не с плоскими, как это было до сих пор".

Это и есть тот случай, когда английская гордость восстаёт против истины, утверждая, что это положение Регулов 1673 года не было выполнено никогда. Но господа англичане! А как же быть с гравюрой "Корабль "Океан"" на странице 38 книги адмирала Пари "Линейные парусные корабли XVII века" и с гравюрой корабля "Суверен" 1678 года на странице 32? "Никогда не говори "никогда"", - так, кажется, выражался другой знаменитый англичанин, но уже в наше время?!

В Регулах упоминается ещё пара важных параметров. Дословно перевожу на русский.
"Квартердек следует продлить до положения между кабестаном и грот мачтой, а высота между планками палубы и нижней кромкой бимса должна составлять пять с половиной футов (1 французский фут = 325 мм).

Под форкастелем же должна быть высота пять футов, и задняя его оконечность должна быть над якорным битенгом".

Эти два положения Регулов согласуются на модели в масштабе 1:36. Отсюда, кстати, я и принял масштаб модели первоначально, что потом подтверждалось при последующих измерениях.

Важнейшим измерением здесь является межпортовое расстояние. Согласно Регулам оно должно быть 6,5 футов. В масштабе 1:36 оно соответствует 59 мм. И мы имеем это расстояние на модели!

Кроме Регулов определить принадлежность модели к XVII веку помогли мне следующие наблюдения.

"Спурсы" (или кницы на русленях сверху) на модели - "арковой" формы. Общепринятое мнение, что они перестали применяться к 1700 году повсеместно. Это следует из книги Джона Франклина "Адмиралтейские модели". Адмиралтейские модели, то есть модели с открытыми под бархоутами шпангоутами и "прозрачными" палубами, перестали строиться к 1750 году. А с 1710 года промежутки между шпангоутами стали заполняться "штуками" дерева. На нашей модели "штук" дерева нет. Значит, эта модель до 1710 года. С 1705 года французы начали подкреплять корпусную конструкцию изнутри диагональными рейками (по системе Говерта - Gobert). Есть только три доски с каждого борта вдоль киля на некотором расстоянии от него. значит, эта модель до 1705 года.

Кабестан - узкий и высокий, без массивной верхушки для вымбовок. А в XVIII веке французские кабестаны были другой формы. Пример - фрегат "Нереида" мастера Блеза Оливье.

Некоторые оппоненты видят признаки середины XVIII века, глядя на галс-боканцы. Но их видно на гравюре 1683 года, на стр. 41 книги адмирала Пари, на корабле мастера Франсуа Коломба из Тулона. И вообще, я хочу заметить, что следствие и причина иногда путаются людьми в поисках истины. И, забывая хорошо придуманное старое, признаки этого старого по прошествии лет называют "новым", меняя причину и следствие местами. Человеку свойственно ошибаться.

Модель имеет бимсы, сделанные из одного ствола дерева. Непосвящённому человеку это ничего не говорит. И я хочу Вас, дорогие читатели, посвятить в то, что с 1686 года бимсы стали делать композитными из-за нехватки леса. Поскольку модель сделана с тщательной проработкой мелочей французской школы кораблестроения, то автору не составило бы труда сделать бимсы из двух половинок, будь эта модель построена после 1686 года. Значит, модель построена до 1686 года.

Спасибо читателю за терпение, с которым он дочитал до этих строк перечень признаков модели XVII века. Всё это было только на пользу, в копилку знаний об эпохе. А теперь самое главное. Можно сказать, что ввожу в бой артиллерию главного калибра.

Модель имеет имя, вырезанное на корме!

И существуют списки кораблей во всех флотах. И по спискам можно узнать дату спуска, количество пушек, место постройки, имя мастера и многое другое. И даже, если имя, по флотской традиции, передаётся по наследству другому кораблю, всё равно можно определить, к какому именно кораблю "привязать" нашу модель. Тут то и пригодятся все те признаки, которые мы рассмотрели.

Итак, кораблей с именем "La Legere" было построено в разные годы четыре. Данные о них сведены в таблицу (см. стр.39).

Напомню, что наша модель имеет по 9 пушечных портов на открытой верхней палубе, и на квартердеке могли быть установлены по 3 пушки на борт 4-х футового калибра. Легко заметить по таблице, что по артиллерии только один корабль подходит к нашей модели. Это лёгкий фрегат Блэза Пангало, постройки 1682 года!

Как видно из таблицы, фрегат захвачен в бою англичанами. Эти хитрые англичане так высоко ценили кораблестроительный опыт своих противников, что старались захватывать шедевры, а не топить их. Тщательно изучая трофеи, они делали их обмерные чертежи, сохраняя для истории то, что не сохранили бедные французы в пламени революций. Сейчас, благодаря сети "Интернет", есть возможность связаться с Лондонским архивом и попытаться найти обмерные чертежи нашего пленника. Это позволит узнать, какая была носовая фигура, какие пушки всё же стояли на корабле, восьми- или шестифунтовые. А также многое другое.

Санкт-Петербург, апрель-июль 1997 года


Последний раз редактировалось Александр Добренко 13 мар 2010, Сб 15:12, всего редактировалось 2 раз(а).



 
Ответить с цитатой
Профиль WWW
Ефрейтор
Ефрейтор
Не в сети

Зарегистрирован: 30 ноя 2007, Пт 10:36
Сообщения: 22
Страна: Germany (de)

Баланс: 10.5 Кц
Заработано: 10.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08 сен 2009, Вт 17:52 
По поводу круглой кормы не все так однозначно -)
44 пуш. 1660 г.
http://www.nmm.ac.uk/collections/displa ... =3#content
и 58 пуш. 1655 г.
http://www.nmm.ac.uk/collections/displa ... =3#content
Так что про англичан очень похоже на правду...


 
Ответить с цитатой
Профиль
Генерал-Адмирал
Генерал-Адмирал
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 02 янв 2008, Ср 12:44
Сообщения: 22759
Откуда: Санкт-Петербург
Страна: Russia (ru)
Медали: 8
За заслуги в судомоделизме I (1) За заслуги в судомоделизме I (1)
За заслуги в судомоделизме II (1) За заслуги в судомоделизме II (1)
За заслуги в судомоделизме III (1) За заслуги в судомоделизме III (1)

За воспитание молодежи I (1) За воспитание молодежи I (1)
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)

Мастер. (1) Мастер. (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 13110 Кц
Заработано: 13059 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения:
СообщениеДобавлено: 08 сен 2009, Вт 20:19 
Чтож, может и так.
Только англичане до сих пор осторожничают с точной датой постройки этих двух моделей. Много неясного.


Вложения:
F5825-003.jpg
F5825-003.jpg [ 43.44 КБ | Просмотров: 1042 ]

_________________
Гильдия Судомоделистов Санкт-Петербурга
http://model-ship.ru
 
Ответить с цитатой
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 3 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
© ModelsWorld, 2005-2024. All rights reserved.
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group

Модификация форума выполнена CMSart Studio
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.178s | 21 Queries | GZIP : On ]
Яндекс.Метрика