Доброе время суток! Я - не моделист, и впервые зашел на этот форум. Давно интересуюсь русскими прамами - прежде всего, историей их постройки и боевого использования. Живу на Дону, и, первым делом, собираю информацию о донских прамах.
Меня несколько озадачило то, что русские прамы представляются целиком и полностью "плавучими ящиками". А такими, были в основном (или исключительно) суда южных флотилий. Всего - 16 шт. Не считая т. наз. "малые прамы" - видимо, большие плоскодонные лодки.
Про Балтийские прамы этого сказать нельзя. Достаточно лишь внимательно почитать МИРФ. На "Цусиме" я уже писал об этом, поэтому немного повторюсь.
Про петровские прамы - особо сказать нечего, возможно, что были одномачтовыми, но это требует уточнения. Строились быстро, служили (традиционно) недолго. Но «ящиками» не были – имеется чертеж 1712 г.: плоскодонный, короткий, грубоватый, но вовсе не четырехугольный.
Вот после смерти Петра - картина несколько другая. Прамы (балтийские) оснащаются исключительно тремя мачтами.
МИРФ, Т.5, стр. 531. «Декабря 4 (№ 7295) «…велеть отправленные в Кронштадт два прама Дикий бык и Медведь оснастить по 3 мачты, а именно: грот, фок и бизань, також и по 2 стеньги». Данные 1727 г.
А вот данные 1740 г. (старые прамы сгнили и разломаны, построены два новых – «Олифант» и «Дикий Бык», будущие участники боя у Корпо).
МИРФ, Т.8. Стр. 628 - 629. «Построенные два бомбардирские корабля и два прама, которые ко апробации вооружены и как служителями, так и потребными к тому артиллериею и припасами удовольствуя на рейд уже выведены и имеются в готовности… и оные у Красной горки пробовать в ходу под парусами и в действии с тех кораблей при трех мачтах (имеются в виду бомбардирские) метанием бомб из мортир и гаубиц как надлежит и к тому морское искусство и знание артиллерии требует…» - т. е. проводятся своеобразные сдаточные испытания, правда основное внимание уделяется бомбардирским кораблям. К этой четверке «для лучшего усмотрения их действа» придан фрегат «Воин» : «…и был там при пробе показанных кораблей и прамов и пробовал при себе в ходу под парусами по ветру и против ветру, как по морскому искусству надлежит, и как оные совсем апробованы будут, тогда оным кораблям и прамам, также и фрегату Воину возвратиться к кронштадскому порту, и в каком действии оные корабли и прамы в ходу под парусами … по пробе явятся, о том … в артиллерийскую коллегию рапортавать».
И вот результат «испытаний»: (стр.708) «…бомбардирские корабли в ходу под парусами в бейдевинд и бакштаг явились лучше фрегата Воина, а прамы во время хождения под парусами имеют весьма штейф и действие против ветру и по ветру изрядно, токмо великое склонение от ветра, и против фрегата следовать не могут…». Ну понятно, что плоскодонки хуже фрегата, но ведь и против ветра ходили!
Следующая пара прамов (времен Семилетней войны) также имела вполне развитый рангоут – передвигались по морю самостоятельно. (МИРФ, Т.10)
Стр. 342 – «…нарядить и отправить в Либау 2 прама и 2 бомбардирские галиота, не ожидая всего прочего флота…». Впрочем, на пути к Мемелю над прамами «шефствовали» фрегаты: «Фрегату Вахмейстер велено оказывать помощь праму Элефант, а фрегату Селафаил – праму Дикий Бык» (стр.380).
Вот еще:
«…на праме Дикий Бык – трещина в бушприте» (это после перехода из Кронштадта под Мемель) (стр.380) Стало быть имели кроме мачт и бушприты.
При возвращении: «Прам Дикий Бык, выдержав шторм у курляндского берега, получил значительные повреждения в рангоуте, спустился в Либаву и 15 сентября вошел в либавский канал, где и остался зимовать». (стр.383)
«Прам Элефант … 13 октября подошед на вид Кронштадта и остановился у Толбухина маяка, где его стало заносить льдом. 14 числа терпел бедствие во льдах; …стало дрейфовать к маяку, причем ветром вырвало нижние паруса и он, стукнувшись о камень, пронесся мимо маяка на северную сторону котлинской косы… 16 числа сила ветра перешла в шторм от W. Были срублены мачты…» В конце концов, прам «закидало льдом» на мели и команда его оставила. (стр. 383-384) Тем не менее его все же спасли в следующем году, хотя в море он уже не выходил…
Получается что балтийские прамы 30-х – 50-х гг. 18 в. были трехмачтовыми судами, со стеньгами и бушпритом.
Не совсем понятен вопрос с прамами времен русско-шведской войны 1788-90 гг. В документах о них немного информации. Кое-где проскальзывает термин «четвероугольные суда». Но, возможно, что дело не в форме корпуса, а в форме парусности – только прямые паруса (это где-то писалось в примечаниях).
Таким образом, «ящики», вероятно, имелись лишь в Донских и Брянской (Днепровской) флотилиях.
Именно «ящиками» лично я давно интересуюсь особо. Даже статью писал. И мини-модель сделал.
Вот по ним есть некоторые вопросы:
1. Бредалевские имели две мачты. Были ли у них стеньги?
2. Имели ли какой-либо декор? (гербы, резьбу и т. д.)
3. Имелись ли рули (сразу два - спереди и сзади). Штевни то были...
4. Пожалуй, самый главный - кому вообще принадлежала идея конструкции такого судна - четырехугольного, со скосами в "носу" и "корме"?
Это вопросы по прамам флотилий Бредаля и Брянской. Пять прамов флотилии Сенявина - здесь все проще. Ни мачт, не рулей, все упрощено. Хотя, если прочитать то, что писал про эти суда академик Гильденштедт в 1773 г., то возникнет еще много вопросов (скорее всего он ошибся).