Председатель Совета краеведов Воронежской
области, капитан 1 ранга, военный историк
В.И. Расторгуев
Убранство первого линейного корабля России «Божие Предвидение»
(«Гото Предестинация»)
Убранство корабля «Божие Предвидение» относится к забытому виду декоративно-прикладного искусства. Не секрет, что декор являлся важной частью инженерного проекта любого корабля Петровской эпохи. В реконструкциях «Гото Предестинации» имеющихся на сегодняшний день историками и судомоделистами России вопрос, касающийся убранства корабля не раскрыт. Поэтому при изготовлении моделей данного корабля судомоделистами допускаются вольности, приводящие к искажению исторической истины. Учитывая это, автор принял решение: на основе документов, прежде всего гравюр и рисунка-чертежа данного корабля, выполненных в начале XVIII века известными граверами А. Шхонебеком, П. Пикартом и картографом П. Бергманом, восстановить элементы декоративного убранства корабля «Божие Предвидение». И так, Воронеж 1700 год:
… Выдержка из журнала 1700 г.: «Состояние судов к приезду нового адмиралтейца (т.е. Ф.М. Апраксина. – Прим. авт.) в начале марта 1700 года в Воронеж... на Воронежских элленгах строились средствами казны 11 кораблей, на одном из них, именно «Гото Предестинация», работы приходили к концу под личным надзором государя…». В письме Ф.А. Головину 2 марта 1700 года Петр I сообщал: «…корабль, чаю при помощи Божией, отделать и хочется спустить (если не помешает что) для того, что первый…».
В начале апреля корабль был построен, но из-за малой воды был торжественно спущен на воду под гром орудий и барабанный бой лишь 27 апреля 1700 года в присутствии представителей дипломатического корпуса, государственных деятелей, знатных бояр, специально приглашенных в Воронеж: сына – царевича Алексея Петровича, сестры – царевны Натальи Алексеевны. Многие впервые видели зрелище – спуск корабля. Дамы и девицы Немецкой слободы, участвовавшие в царских увеселениях в Москве, также были приглашены на это торжество в Воронеж.
Петру очень хотелось достойно продемонстрировать линейный корабль, построенный без помощи иностранцев русскими мастерами. Можно с уверенность сказать, что цель Петра была достигнута. Вильтер Кробс отмечал: «…Молодой государь весьма удивил своей расторопностью Европу...». Поль Гейнс – посланник Дании, в 1699 – 1700 годах несколько месяцев находился в Воронеже – доносил о корабле в Копенгаген: «Понимающие в судостроении единогласно признали его шедевром». Кроме этого сохранилось достаточно много отзывов современников о корабле. Так, Ван дер Гульст – голландский дипломат, присутствовавший при спуске корабля в 1700 году, доносил в Гаагу своему правительству: «Будучи в Воронеже …мы видели спуск очень красивого корабля, построенного самим царем с помощью русских рабочих. Ни один иностранный мастер не приложил руки к этому делу…» и др.
Богатый декор корабля демонстрировал мощь и богатство Российской державы. Под бушпритом носовая часть корабля была украшена фигурами льва с короной и 2-х амурчиков, символизирующих силу и смирение. За спиной льва находилась фигура Геракла с палицей, которая в сочетании с резной фигурой льва воспроизводила сюжет из древнегреческой мифологии «укрощение Гераклом Немейского льва». Тимберс-индигеды были выполнены в виде кариатид-путти, туловища которых переходили в завитки. Такими же кариатидами был расчленен бикгед, верхний край, которого, заканчивался орнаментальным фризом. С двух сторон от этой композиции к корпусу шли плавно изогнутые ригели с опорами книц-сапортусов в виде резных тритонов, которые плавно переходили в крамболы декорированные изящной резьбой. (см. Ил. 1,2)
Особым богатством декоративного оформления отличалась корма корабля, которая была украшена скульптурными изображениями и богатою резною работою, составлявшею необходимую принадлежность судов XVII – первой половины XVIII веков. Роскошь отделки распространялась и на каюты. Декор кормы имел центрическую композицию, подчеркнутую в центре полукруглого гакаборта овальным щитом с изображением коленопреклоненной фигуры апостола Петра. Петр находился на фоне моря с плывущей лодкой (символизирующей начало Русского флота) с Сатурном (время), обучающим юношу (молодую Россию) управлять веслом. Выше был изображен летящий голубь с миртовой ветвью, над которым находилась лента с надписью «На сем камне я создам церковь мою». Смысл аллегории ясен – это надежда создания в России Военно-морского флота, как системы защиты государства. (Гравер А. Шхонебек, а затем и некоторые историки дореволюционного периода «Гото Предестинацию» на гравюре и в своих трудах видимо из-за центральной фигуры в овальном щите называли ошибочно кораблем «Молящийся апостол Петр» см. Ил. 3,4). Вокруг щита в плоскости гакаборта располагались резные фигуры играющих Путти с дельфинами, в руках которых находились трезубцы. Изогнутый кормовой балкон с балясинами в виде кариатид органично переходил в штульцы, образуя как бы основание для скульптурных изображений, поддерживающих кровлю. На наружной части винтранца слева направо была сделана надпись: «Положен киль 1698 года ноября 19, спущен 1700 апреля 28, без дела был 8 месяцев, делал Петр Михайлов с товарищи». Кроме того, корму украшали маскароны, располагавшиеся на кницах между портами. Имена изображенных маскаронов до настоящего времени не установлены (прим. авт.). Кницы, на которых находились маскароны были украшены резной работой из цветов и рокальных завитков в виде стебля и листьев. (см. Ил. 5). На боковых галереях были изображены два подвига Геракла с персонажами из древнегреческой мифологии. На правой боковой галереи был изображен подвиг Геракла – добывание яблок Гесперид, где запечатлены, если смотреть снизу вверх: дракон Ладон, дочери Атласа Геспериды в саду, Путти, титан Атлас и Геракл. (см. Ил. 6) На левой боковой галереи был изображен подвиг Геракла – освобождение Прометея. Там были запечатлены: Прометей с факелом и Орлом, Океаниды (Наяды), Геракл, боги - Зевс, Гефест, Сила и Власть. (см. Ил. 7) (Эта загадочная композиция с изображением героев древнегреческой мифологии автором была выявлена впервые. После детального изучения гравюры П. Пикарта, был сделан однозначный вывод, что корабль «Божие Предвидение» изображен на данной гравюре в зеркальном варианте. Благодаря разгадки этого замечательного послания из прошлого, мы имеем возможность, пока в единственном варианте, увидеть композицию убранства левой боковой галереи корабля). По «углам» в районе гакаборта кровлю балкона как бы поддерживали кварторписы в виде Путти (Амуров), играющих в трубы (см. Ил. 8), а далее к носовой части путти (атланты). Завершали композиционное решение кормы 3 фонаря, боковые из них по величине были меньше, чем центральный. Металлическая конструкция фонарей так же была украшена завитками аканта, рокайля, листьями и цветочным орнаментом.
Верхняя раковина боковых галерей и сами галереи были украшены в виде пышных ракайльных завитков.
На гравюрах А. Шхонебека, П. Пикарта и рисунке-чертеже П. Бергмана показан один ряд окон, соответствующий расположению каюты на верхней палубе. В центре выше кариатид, разделяя 4 окна, кровлю поддерживали четыре путти (атланта). У боковых дверей с окнами дверные вертикальные «наличники» были украшены резной работой; крайние - цветами с рокайльными завитками, а которые ближе к центру кормы, если смотреть сверху вниз - небольшими 4-мя резными линиями, затем цветами и в самом низу диковинными морскими рыбами. (см. Ил. 9)
Резные круглые венки вокруг пушечных портов и галсклампы на бортах соединяли носовое украшение с кормовым. Резные фигуры украшали также крамболы, ограждения бортов, галс-клампы, завершения кнехтов и битенгов. Вся резная работа была покрыта красным золотом. «Божие Предвидение» «Гото Предестинация» относится к одному из первых произведений русского декоративного искусства в стиле Петровского барокко.
В конструкцию корабля было внедрено много новшеств. Важнейшее из них – киль, который состоял из 2-х брусьев, скрепленных особыми устройствами – «ершами», что при посадке на мель позволяло фальшкилю отделиться от набора, не вызывая течи в корпусе. Подобное приспособление в иностранных флотах появилось лишь в середине XIX столетия. Особенность «Предестинации» заключалась и в значительной кривизне бархоутов, не совпадавших с линией палуб, что придавало корпусу дополнительную продольную жесткость.
Корабль был построен из сухого выдержанного леса, предварительно отобранного Петром I и его помощниками талантливыми русскими корабельными мастерами Ф. Скляевым и Л. Верещагиным. В строительстве корабля участвовали лучшие корабельные плотники и мастера России.
Ил. 1. А. Шхонебек. Гравюра корабля «Божие Предвидение». 1701. Вид с носа (РНБ)
Ил. 2. П. Бергман. «Гото Предестинация». Фрагмент рисунка-чертежа. 1700. Носовая часть (ЦВММ.)
Ил. 3. А. Шхонебек. Гравюра корабля «Божие Предвидение». 1701. Вид с кормы. (РНБ)
Ил. 4. П. Бергман. «Гото Предестинация». Фрагмент рисунка-чертежа. 1700. Вид с кормы (ЦВММ.)
Ил. 5. . П. Бергман. «Гото Предестинация». Фрагмент рисунка-чертежа. 1700. Кница. (ЦВММ.)
Ил. 6. П. Бергман. «Гото Предестинация». 1700. Фрагмент рисунка-чертежа кормы и правой боковой галереи корабля (ЦВММ.)
Ил. 7. П. Пикарт. «Божие Предвидение». 1700. Вид с кормы. Фрагмент левой боковой галереи корабля. (РНБ)
Ил. 8. А. Шхонебек. Фрагмент гравюры корабля «Божие Предвидение» Вид с кормы. (РНБ)
Ил. 9. П. Бергман. «Гото Предестинация». Фрагмент рисунка-чертежа. 1700. Элементы декора кормы корабля (ЦВММ).
Ил. 10. П. Бергман. «Гото Предестинация». Фрагмент рисунка-чертежа. 1700. Элементы декора кормы корабля (ЦВММ).
СЛОВАРЬ
Амур, лат. – см. Эрос божество любви. Изображался в виде прекрасного юноши мальчика с крылышками с луком и стрелами.
Атланты – Статуи в виде ростовых мужских фигур, поддерживающих, как правило, архитектурный выступ.
Ахтерштевень – кормовая часть судового набора, скрепленная под углом с килем и несущая на себе всю тяжесть кормы.
Балясина (Балюстрада) – сквозное ограждение из ритмично расположенных фигурных столбиков, поддерживающих поручень.
Бушприт – горизонтальный, несколько наклоненный брус (наклоненная мачта) выступающий с носа парусного судна. Служит для отнесения центра парусности в нос.
Винтранец – горизонтальный брус, на котором основана вся верхняя часть кормы судна, от выступа и помещен своей верхней гранью на высоте косяков нижней палубы.
Галс – клампы – галс-клампы устанавливали в правой и левой части фальш-борта в районе грот-мачты. Галсы грота – тросы такой же толщины, как нижние ванты, - проходили в бортах через галсклампы. Это были деревянные плиты, установленные на внешней стороне борта и украшенные резьбой, изображавшей иногда голову льва, через пасть которого и проходил трос. В начале 17 века к галсклампам относили и вертикальную балку, устанавливаемую на борту между планширом и бархоутом, с отверстием или шкив-гатом, прорезанным в балке параллельно борту. Через это отверстие в борту галс проходил внутрь судна.
Гакаборт – верхняя часть борта в корме (верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна).
Бархоут – часть бортовой наружной обшивки, имеющая наибольшую толщину для придания прочности обшивке, ослабленной вырезами пушечных портов. Усиленный ряд досок наружной обшивки в районе ватерлинии на парусных судах. Бархоут служит для защиты обшивки корпуса судна во время швартовки, стоянки у причала, абордажа, так как выступает наружу от обшивки и принимая на себя первый удар (давление) при касании о причал или другое судно не дает возможности повредить обшивку корпуса судна.
Битенг – прочная полая тумба, возвышающаяся над палубой судна или корабля. Часть буксирного и швартовного устройства судна.
Бикгед – переборка в носовой части парусных судов, у которых бак не доходит до форштевня.
Водоизмещение – масса воды, вытесняемая судном и равная массе самого судна. Объем вытесняемой судном воды называется объемным водоизмещением, выражается в кубометрах.
Гакаборт – верхняя закругленная часть кормовой оконечности судна.
Геракл, греч., лат. Геркулес – самый популярный из греческих героев, сын Зевса и смертной женщины Алкмены.
Геспериды, греч. – дочери Геспера и Никты (Ночи) (вариант: Атланта и Нимфы).
Декор – совокупность элементов , составляющих внешнее оформление архитектурного сооружения или его интерьеров; может быть живописным, скульптурным, архитектурным.
Дюйм – 1 дюйм = 2,540 см.
Зевс, греч. – царь и отец богов и людей, верховное божество Олимпийской религии.
Кариатида – скульптурное изображение, вертикальная опора в виде женской фигуры, выполняет функцию несущей архитектурной детали. В искусстве кариатидами называются не только женские фигуры, одетые, или полуобнаженные. Но и мужские.
Каюта – жилое помещение на судне для членов экипажа или пассажиров.
Кварторписы – плоскости, служившие для крепления боковых галерей.
Киль – основная нижняя непрерывная продольная связь (балка), проходящая в диаметральной плоскости по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня и соединенная с ними. Служит для обеспечения прочности корпуса судна.
Кницы – угольники для скрепления между собой деталей судового набора, например, шпангоута с бимсом. Различают горизонтальные и вертикальные кницы.
Корма – задняя часть судна.
Крамбол – толстый короткий брус в виде консоли, выходящий за борт и поддерживаемый снизу кницей-сапортусом, служил для подтягивания к борту и подъема якорей.
Кнехт – на парусном корабле брус квадратного сечения, служащий для тяги и крепления концов и некоторых снастей бегучего такелажа. Парная тумба с общим основанием на палубе судна, служащая для крепления тросов. На палубе кнехты устанавливаются вблизи клюзов в носовой, кормовой части и вдоль бортов судна. На парусных судах кнехты снабжали шкивами для натяжения и крепления некоторых снастей бегучего такелажа.
Кницы-сапортусы –крепления служащие для поддержки снизу выступающих за борт горизонтальных брусьев-кромболов.
Ладон, греч. – Дракон, охранявший золотые яблоки в «Саду Гесперид».
Маска (= маскарон) – включенное в архитектурный декор скульптурное изображение львиной морды, лица человека, фавна, гидры и т. п. Декоративный рельеф в виде лица или головы животного.
Мидель-шпангоут – шпангоут, расположенный в самом широком месте судна.
Миртовая ветвь – в древнегреческой мифологии миртовая ветвь – атрибут бога морей, символ водной стихии.
Наяды, греч. – нимфы вод. Считают иногда потомками Океана и Тефиды. Нимфы принадлежат к свите Зевса, Посейдона, Афродиты и других богов, были воспитательницами и супругами богов.
Нимфы, греч. – «девы» - многочисленные божества, олицетворение силы и явления природы. Касаясь воды различали Нимф морских, речных вод, источников, ручьев (океаниды, нереиды, наяды).
Океаниды – в древнегреческой мифологии нимфы. Дочери титана Океана и Тефиды.
Порт – отверстие в борту судна для установки орудия.
Путти – изображение маленьких мальчиков, характерные для искусства барокко и ренессанса; дополняющие на картине основные изображение амуры, ангелы и эльфы.
Рокайльный – Характерный для ассиметричного архитектурного декора рококо (например, диагональные переплетения с крупным просветом, ребристые завитки морских раковин, прихотливо изогнутые, разветвленные и сплетенные побеги плодовых растений и цветочного орнамента.
Раковина – верхняя и нижняя часть боковых галерей.
Ригель – а) элемент в строительных конструкциях, расположенный преимущественно горизонтально. Соединяет в рамках стойки;
б) линейный несущий элемент, поперечина.
Сатурн – Божество времени, владыка времени.
Титаны, греч. – божества старшего поколения, дети Урана и Геи (Неба и Земли) – Океан, Кей, Крий, Гиперион, Иапет и Кронос, а так же их дети.
Фальшкиль – доски или брусья, пришиваемые к килю деревянного судна для предохранения его от повреждений при касании о грунт.
Тимберс-индигеды – вертикальные прутья гальюнной решетки.
Тритон, греч. (возможно догреческое) – древнее морское божество, сын Посейдона и нереиды Амфитриты (изображался как правило имея человеческий нос, широкий рот со звериными зубами, зеленые волосы, жабры у ушей, дельфиний хвост, в руках раковина). Часто изображался в виде получеловека-полурыбы.
Тритоны – второстепенные божества, олицетворяющие морскую стихию. Изображались, как правило, с рыбьим хвостом.
Фриз – резьба на наружной части борта у старых парусных судов.
Фут – мера длины в 0,3046 м.
Шпор – задний конец бушприта.
Штульц – боковая наделка, свесь с боков кормы судна, раковина, отхожее место.
Экипаж – личный состав судна.
Элленг – место для постройки кораблей, оборудованное стапелями, доками и подъемно-транспортными сооружениям.
Литература
1. Аллярд К. Новое Голландское корабельное строение. – СПб., 1709.
2. Алексеева М.А. Гравюра Петровского времени. Л., 1990.
3. Бергман В. История Петра Великого. – СПб., 1833. – С. 322.
4. Быховкий И.А. Петровские корабелы. – Л.: Судостроение, 1982. – С. 22-25.
5. Восточные источники по истории народов Юго-Восточной и Центральной Европы. – М., 1964. – С. 187, 189-194.
6. Голиков И.И. Дополнение к Деяниям Петра Великого. – М., 1791. – С. 8.
7. Ден Д. История Российского флота в царствование Петра Великого. – СПб.: Историческая иллюстрация, 1999.
8. Елагин С.И. История Русского флота. Период Азовский. – Воронеж, 1997. – С. 137-139, 255, 314.
9. Елагин С.И. История Русского флота. Период Азовский. – Приложение. – Ч.1. – СПб., 1864. – С. 467, 468, 470, 497, 499. – Ч. 2. – С. 22, 26, 38, 46, 67, 91, 94, 100, 101, 112, 115, 121, 122, 127, 134, 137, 143-145, 173.
10. Иванов А.В. Уникальный рисунок первого русского линейного корабля «Гото Предестинация». – Меншиковские чтения /научный альманах/. – СПб., 2010.
11. История Отечественного судостроения. – Т.1. – СПб.: Судостроение, 1994. – С. 77-80.
12. Калинина Е.И. История города Воронежа. – Воронеж, 1941. – С. 145-203.
13. Крайнюков В.Г. К вопросу: Истоки русской кораблестроительной школы: « Божье Предвидение» - 58- пушечный корабль Азовского флота //МИ. 1999. Вып. 1. С. 44-62.
14. Курти О. Постройка морских судов: Энциклопедия судомоделизма. – Л.: Судостроение, 1987. – С. 210.
15. Краткое описание всех случаев, касающихся до Азова. – Изд. III. – Импер. Акад. Наук, 1782. – С. 241-244.
16. Морской сборник. – № 6. – 1997. – С. 97.
17. Матвеева Т.М. Убранство Русских кораблей. – Л., 1979.
18. Митрофанов В.П., Митрофанов П.С. Школы под парусами. Л.1989.
19. Письма и бумаги императора Петра Великого. – СПб., 1887. – Т.1. – С. 270, 336-338.
20. Первый линейный корабль России / Иванов И.А., Константинов А.С. // Моделист-конструктор. 1981. №9 с. 21-26; №10. С. 14-17.
21. . «Предестинация» - первый линейный корабль русской постройки / Алешин Л.И., Барышев В.И., Иванов И.А., Константинов А.С. //Судостроение. – № 2. – 1977. – С. 38-40. – № 1. – 1978. – С. 73-74.
22. Расторгуев В.И. 300 лет первому Русскому Адмиралтейству // Колыбель Русского флота. – № 1. – 1997. – С. 28-31.
23. Расторгуев В.И. Воронеж – Родина Русского Военно-Морского флота / В.И. Расторгуев. – Воронеж, 2002.
24. Расторгуев В.И. Первому линейному кораблю России «Божье Предвидение» 300 лет // Доклады и сообщения научной конференции посвященной 300-летию Первого линейного корабля России. – Воронеж. 2000. – С. 5-31.
25. Расторгуев В. И. Воронежский флот как инструмент внешней политики России накануне Полтавского сражения // Материалы международной научно-практической конференции: 300-летие Полтавского сражения: Исторические судьбы России и Украины. – Воронеж, 2009.
26. Раздолгин А.А., Фатеев М.А. На румбах морской славы. – Л.: Судостроение, 1988. – С. 46-47.
27. Тетради записные. Всяким письмам и делам, кому что приказано, в котором числе от его императорского Величества Петра Великого. – Тип. Прав. сената, 1774. – С. 4,13.
28. Устрялов Н.Г. История Царствования Петра Великого. – Т. III. – Спб., 1858. – С. 444, 454, 455.
29. Шершов А.П. К истории военного кораблестроения. – М.: Воениздат, 1952.
30. Шишков А.С. Список кораблям и прочим судам Российского флота от начала заведения его до нынешних времен. – СПб., 1799. – С. 6.
31. Яковлев И. И. Корабли и верфи. – Л., 1973. – С. 58-60.
Из Материалов научно - практической краеведческой конференции. Воронеж. 2011 г