greenstone писал(а):
Да и стиль вашего изложения понравился.
Буков было немного больше, а журнал не резиновый. Редактировал редактор отдела Афонин Н.Н.
Мой текст (со стр. 72)...
Русские шхуны для Дунайской флотилииВ русском флоте первые шхуны были заложены в 1771 году для Дунайской флотилии, по проекту английского адмирала на русской службе Чарльза Ноульса (Charles Knowles, 1770–1774). В английском флоте Ч. Ноульс в период с 1737 по 1756 годы служил в Вест-Индии, исполняя должности от командира 40-пуш. корабля, до губернатора Ямайки. Чарльз Ноульс был не только боевым командиром, водившим корабли и эскадры в сражения с испанцами и французами, не только талантливым администратором, но и ученым, инженером и изобретателем. Новейший тип парусного вооружения, едва появившийся в английском флоте, практически одновременно стал использоваться в России. Причем, если в английском флоте шхуны были патрульными и посыльными судами с немногочисленной малокалиберной артиллерией, то в русском – ударными судами типа гребных фрегатов.
Вице-президент Адмиралтейств-коллегии граф И.Г. Чернышев 30 апреля 1771 года писал капитану I ранга И.И. Нагаткину, стоявшему во главе Дунайской экспедиции: «… Ея И. В. [Екатерина II – А.М.Г.] изволила послать к генерал-фельдмаршалу [Румянцеву – А.М.Г.] план новаго рода судна морскаго и речнаго, выдуманнаго новоприезжим и в службу нашу принятым английским адмиралом Ноульсом… Я хотя и дозволяю вам открыть мне ваше мнение о сих судах и что во оных поправить найдете, однако извещаю, что мы и здесь при адмиралтействе по таковому же чертежу судно построим и на практике все качества и неудобности его увидим» . Там же указано, что коллегия постановила по вопросам о постройке судов Дунайской флотилии обращаться непосредственно к Ч. Ноульсу. Историк С.М. Соловьев приводит мотив, который побудил императрицу непосредственно вмешаться в выбор типа судов для Дуная: «В апреле Екатерина уведомляла фельдмаршала, что … искусный человек сделал чертеж нового рода судов, которые по простоте своей оснастки могут управляться почти не знающими морского искусства людьми, способны ходить на гребле и на парусах и могут поднять от 3 до 4 сот человек с провиантом и пушками» .
Капитан I ранга Нагаткин еще в конце 1770 года осмотрел в Молдавии леса, годные для строения судов, и начал их заготовку. С июля месяца 1771 года для починки судов и заготовки лесов, при Нагаткине находился корабельный мастер Михаил Портнов.
Нагаткин И.И. оказался не способным организовать работу по созданию на Дунае верфи и одновременно командовать имеющимися там судами, взятыми у неприятеля. Адмиралтейств-коллегия назначила 27 ноября 1771 года ему на смену советника интендантской экспедиции М.И. Рябинина, ранее занимавшегося заготовкой припасов для флотилии в Брянске .
Граф И.Г. Чернышев ставил перед М.И. Рябининым те же задачи, которые не смог выполнить прежний руководитель экспедиции: «К заведению флотилии на реках в завоеванных княжествах назначаетесь вы, яко радетельный и способный к сей должности человек... Сверх того что до береговаго строения касается, имеете вы командовать и флотилиею. Имеете сколько можно продолжать начатую Ногаткиным опись рек Днестра, Прута, Серета и Дуная» .
Прибыв в Измаил 29 января 1772 года, М.И. Рябинин первым делом организовал поиск пригодных лесов, для строительства шхун. Уже к 1 марта мастер М.Д. Портнов сообщал, что «обыскано им лесов на 10 шхун длиною в 90 фут, на 3 – длиною в 70 фут и на 7 – длиною в 60 фут».
Адмирал Ч. Ноульс в апреле 1772 года определил место для устройства стапелей в Измаиле. В Измаил же было назначено отправлять на судах заготовленный выше по Дунаю лес. Планированием стапелей занимался корабельный мастер Оксингам. Граф И.Г. Чернышев весной 1771 года, при назначении мастера на Дунай, дал ему довольно любопытную характеристику: «по русски говорит не очень много, склонен к гулянью, но очень хорош и проворен» .
Уже в июле 1772 года адмиралтейств-коллегия рассматривала рапорт обер-интенданта М.И. Рябинина о том, что «вследствие даннаго ему от адмирала Ноульса повеления» 26 мая и 3 июня 1772 года в эллингах при городе Измаиле были заложены по две шхуны, «точно по присланному от коллегии чертежу, длиною в 90, шириною в 24½ фута, глубиною интрюма 11 фут 4 дюйма» .
В коллекции «Чертежи судов парусного и гребного флота» в РГАВМФ, хранится несколько чертежей шхун Ч. Ноульса, в том числе уникальный чертеж парусного вооружения, выполненный в красках. Наименования чертежей мы даем не по описи фонда, а по надписям на чертежах:
первый – «Шкун 12-ти пушечной с чертежа господина адмирала Кновлеса», корабельный подмастерье Александр Протопопов; без даты; М1:60 .
второй – «Чертеж шхуны по проекту адмирала Ноульса, каков строен был на Дунае 1772 год»; без даты; М1:60 .
На обороте чертежей имеются следующие штампы с подписанными номерами: «Кораблестроительный учетный комитет чертежная» – №1549, №1550, а также архивных номеров на штампах «Морской технический комитет по кораблестроению» – №485, №486.
Исходя из номеров на штампах, чертежи дел №3048 и №3085 были зарегистрированы в архиве в одно время, их разъединили при создании описи фонда 327, при атрибуции чертежей.
На первом чертеже изображен однопалубный корпус шхуны, с утопленными полубаком и полуютом (Рис. 3). Очертания форштевня – английского типа, со слегка вогнутым наклонным водорезом, вертикальным княвдигедом, с одним регель-сапортусом, круто выходящим на крамбол. Шхуны типа «Измаил», согласно чертежа, имели следующие характеристики: длина по исподней [верхней – А.М.Г.] палубе 90 футов, ширина без досок 25¼ фута, глубина в интрюме 11⅓ фута. Артиллерия полагалась из 12-ти 12-фунтовых пушек или полукартаульных единоргов. В фальшборте показано шесть орудийных и 10 весельных портов. Весельные порты – по два между пушечными. У среза ограждения полубака изображена круглая розетка. Оси мачт и бушприта указаны пунктиром. Угол наклона бушприта – 20º, уклон фок-мачты – 88º и грот-мачты – 86º от КВЛ.
Под названием чертежа, выше проекции бок, размещены подписи: Иван Голенищев-Кутузов; Иван Черкасов; Иван Борисов; Михаил Рябинин. Слева внизу, под характеристиками судна, надпись: «С подлиннова копировал корабелной подмастерья Александр Протопопов». Об обстоятельствах появления подобных копий, дает представление примечание к выписке из письма графа И.Г. Чернышева от 30 апреля 1771 г. «чертеж … сочинен мастером Портновым в замен чертежа Ноульса, потому что для последняго не находилось потребных деревьев» .
На втором чертеже изображено выполненное в цвете парусное вооружение двухмачтовой двухмарсельной шхуны (Рис. 4). О том, что это не рисунок, а именно чертеж, свидетельствуют масштабная линейка в правой верхней четверти документа, а также надпись: «Чертеж шхуны по проекту адмирала Нолса, каков строен был на Дунае 1772 год. Длина по исподней палубе 90 фут ширина без досок 25¼ фут». Показаны стоячий такелаж, бегучий такелаж рангоута и косых парусов с блоками, разлинованы полотнища парусов, изображены ряды риф-бантов и риф-гаты (отверстия под риф-сезни). Марсели не раскрашены, не показан такелаж этих парусов и реев.
Помимо чертежей шхун, в РГАВМФ имеется большое количество документов, освещающее строительство этих судов на Дунае. В фонде Государственной адмиралтейств-коллегии хранятся дела: «О завоевании в Дунайской экспедиции от неприятеля флотилии и о построенных там шхунах и катерах» , начатое в 1771 и оконченное в 1776 году; «Ведомости и рапорты о морских служителях, о построенных шхунах и об исправленных судах и о произведенных в Измаиле работах» .
Так, в деле №102 хранятся ведомости, «коликое число каких материалов и припасов… употреблено и впредь… в добавок потребно». Например, на листе 9 и 9 оборотном перечислены такелажные вещи, их длина, толщина, количество и вес.
В деле №105, в ведомости «сколько чего при городе Змаилове … сработано при построении 4-х шхун у корабельных мастеров Портнова на 2-х и Уогенгама [Оксингама – А.М.Г.] на 2-х», перечислены сшитые для шхун паруса: «сделано: грот-топселей 4, фок-топселя 4, кливеров 4, бом-кливеров 4, грот 1, фок 1, брифок 4…» . Топсель – английское название паруса на стеньге, марселя по-русски. На листе 214 приведена табель состоящих на флотилии при устье Сулина чинов, с росписью количества личного состава по судам.
Имена вновь построенным шхунам дал генерал-фельдмаршал граф П.А. Румянцев. Об этом свидетельствует письмо к нему графа И.Г. Чернышова от 27 сентября 1772 года. «По постройки на Дунай четырех шхун должно будет дать им имена, и хотя оное обыкновенно делается адмиралтейскою коллегиею, но как заведения на Дунае флотилии виновником В. С., то и предоставляется дать им оныя на волю В. С.» . Первая шхуна, спущенная 2 декабря 1772 года, «по свойству ея произведения и обещаемых действий» названа Победославом Дунайским. Вторая, спущенная 5 марта 1773 года, названа Вечеслав; третья, спущенная 14 марта, названа Измаил, и четвертая, спущенная 14 апреля – Браилов» .
Еще в ноябре 1771 года И.И. Нагаткин передал командование судами флотилии капитан-лейтенанту П.В. Третьякову. В апреле 1773 года, уже капитан 2 ранга, Третьяков получил повеление графа П.А. Румянцева об организации блокады устья Дуная. Вместе с другими малыми судами, в Измаиле в готовности к кампании находились шхуны «Измаил» и «Победослав Дунайский», под командованием капитан-лейтенанта И.Л. Ломена и лейтенанта И.Ф. Шахова. Ордером Третьякова от 4 мая были назначены командиры на шхуну «Браилов» лейтенант Г. Глотов и на «Вечеслав» – лейтенант Г. Вельяшев.
Через генерал-майора О.А. Вейсмана, граф П.А. Румянцев приказал капитану Третьякову вооружить суда орудиями, снятыми с галиотов и галер и выйти в море, «по крайней мере для опыту, чтобы он мог познать способность новых судов и с коликою пользою употребляемы они быть могут, для чего довольно будет если он показавшись в море сделает только круг и возвратится паки к устью Сулина, а тогда уже по усмотрению и способности можно будет снабдить их и лучшею артиллериею, взирая на действия к каким они более удобны и предположены будут» .
Во исполнение этого ордера, П.В. Третьяков из Измаила спустился 30 мая к устью Дуная с эскадрой из четырех шхун и двух галиотов № 5 и 6. Эскадра 10 июня вышла в Черное море и крейсировала до 14 числа. Шхуна «Победослав» сильно потекла, что заставило войти в Дунай для исправления. Шхуны оказались «судами удобными для морскаго плавания» и Третьяков просил вооружить их 12-фунтовыми орудиями на случай встречи с военными турецкими судами .
Мир с Турцией был заключен 10 июля 1774 года в местечке Кючук-Кайнарджи. Россия получила северное побережье Черного моря, свободу плавания русских судов в турецких водах, однако, должна была вывести армию и флот с берегов Дуная. Поздней осенью 1774 года морякам и судам Дунайской флотилии пришлось вынести серьезное испытание. Эскадра из четырех шхун и двух галиотов, под командой флота капитана и бригадира графа Биланда выйдя 7 ноября из Сулинского русла Дуная для следования в Керчь, вскоре попала в жестокий шторм.
Граф П.А. Румянцев-Задунайский писал в январе 1775 года вице-адмиралу А.Н. Сенявину: «бригадир граф Биланд вместо Крыма зашел в порт Константинопольский и объявляет что к тому принудило его морское обуревание; другия же шхуны Измаил и Браилов брошены погодою к Очакову, и первая под командою капит.-лейтенанта Ломана в первых числах декабря вошла для безопасности в устье Буга, а последняя по обветшалости и за изломанием мачт осталась при Очакове» . Шхуну «Браилов» вместе с бывшей на ней небольшой командой в 14 человек, 19 января сорвало льдом с якорей и долго носило со льдом по морю. Только 30 января шхуну вынесло на мель у берегов Аккермана, близ устья Днестра, где она вскоре была разломана волнами. Разбился также галиот №6.
Оставшиеся суда в последующем вошли в состав Азовской флотилии, и продолжали служить русскому флоту. Шхуна «Победослав» была тимберована в 1780 году в Таганроге, в 1788 году под командованием лейтенанта Г.Г. Белли участвовала в победоносном сражении у острова Фидониси, в составе эскадры Ф.Ф. Ушакова, исполнив пророчество графа Чернышова.
«Вечеслав» был тимберован в 1780 году, ежегодно находился в крейсерских плаваниях в Черном море, и в 1787 году получил почетную ветеранскую должность брандвахты в Севастополе.
Шхуна «Измаил» была тимберована в 1781 году, служила брандвахтой в Феодосии, в 1787 году доставила в Константинополь действительного статского советника Я.И. Булгакова, осталась в порту для ремонта и после объявления войны была турками задержана, экипаж посажен в тюрьму, где умер её командир П.И. Борисов.
Дунайские шхуны, построенные по чертежу адмирала Ч. Ноульса имели потомков. Позднее по их подобию было построено несколько гребных фрегатов. Об этом свидетельствует еще один чертеж, хранящийся в фонде 327 военно-морского архива – «гребной фрегат по типу шхуны, строящейся на Дунае 1773 года г-на адмирала Ноульса, по его проекту» . Чертеж имеет масштаб М1:60. На обороте чертежа имеются надписи: «Измаил»; гребной фрегат №67 по типу шхуны строящейся на Дунае 1773 года господина адмирала Ноульса, по его проекту; №72 построен 1785 года майя 5 дня». Однако, это дело оставим другим исследователям.