Предупреждаю сразу: самое интересное будет в конце статьи.
простите, если разместил статью не там, где надо, не нашел раздела "общение". Кроме того, думаю, статья будет интересна всем, кто интересуется патворками, особенно моделями современных кораблей.
И еще извините, если вы это все уже знаете и я "открыл Америку", тогда попрошу удалить тему. В процессе обсуждения идеи разработки новых патворков всплыла тема бумажных моделей, а поскольку я немного об этом знаю, взялся написать вот такую статью.
О братьях ваших меньших
(О моделировании из бумаги).
1. О современном уровне развития.
За последние годы моделирование из бумаги значительно изменилось по качеству и по технологиям. Тем, кто не сталкивался с современными моделями из бумаги и судят о них по моделям 80-х годов из «Малого Моделяржа» или «Приложению к ЮТ», будет удивительно узнать, что теперь они стали совсем другими.
Во-первых, современные модели делают с помощью промышленного САПРа, по каковой причине они обладают абсолютной сходимостью. Былые нестыковки и «белые сектора», бывшие бичом для бумажных моделей, давно ушли в прошлое. Современные развертки (если нет грубой ошибки проектировщика) сходятся идеально.
Во-вторых, над наборами часто работают профессиональные художники: наносят полутени, потертости, художественное оформление заклепок и много чего еще. В сочетании с современной полиграфией получается такая «картинка», к которой руки тянутся сами.
В-третьих, значительно вырос общий технический уровень: повысилось историческая достоверность, увеличилась детальность проработки. На моделях самолетов, например, обязательными стали модели моторов, отдельные рули, точная проработка кабины и т.д.
Целый ряд моделей имеют дополнительные улучшения: тросы для такелажа, точеные пушки для моделей кораблей, травленые детали, литые или вакуумные полукруглые детали для носков воздухозаборников самолетов… При этом стоимость этого афтермаркета обычно значительно превосходит стоимость самой бумажной модели.
http://i1095.photobucket.com/albums/i47 ... G_9742.jpghttp://img188.imageshack.us/img188/9083/p1050612f.jpghttp://img516.imageshack.us/img516/5621/img3938wd1.jpghttp://voleyball.users.photofile.ru/pho ... 178854.jpg(Фото найдены на Cardamy.ru)
Многие модели имеют размеры около метра, некоторые модели превышают это значение. Выпускается даже такая экзотика, как крупные реактивные самолеты в масштабе 1:33 (размах крыльев – около двух метров).
Лидером в бумажном моделизме остается Польша, однако, известны успешно работающие издательства в Чехии, Германии, Франции, США, Украине и других странах. Самая лучшая модель Ил-14 (и единственная доступная модель этого самолета на рынке) сделана… австралийцем. Некоторые издательства содержат «своих» проектировщиков, некоторые (обычно недорогие) принимают разработки любителей, очень часто из России. В России издателей бумажных моделей нет.
Кажущаяся простота разработки бумажных моделей привлекает множество любителей, из-за чего в бумажном моделировании широко распространено такое явление, как любительское проектирование. Явление это настолько интересное, что ему следует посвятить отдельную главу.
В целом бумажные модели по сложности, многодетальности, трудоемкости изготовления и подробности к деталям «переросли» сами себя, что вызвало кризис направления. Сложность разработки вызывает удорожание моделей, при этом любителей бумажного моделирования не так много, чтобы окупить серьезный промышленный дизайн. Рынок бумажных моделей, особенно в России, настолько невелик, что бумажные модели даже не доходят до розничной торговли – все, кто пытался торговать в розницу, в итоге ушли торговать через Интернет. Пробовали открыть свои издательства многие, но не рискнул никто. И это при том, что на первых порах планировалось торговать не новыми разработками, а переведенными лицензионными, то есть технический риск был сведен к минимуму.
2. Кризис бумажного моделирования.
Уже после первых одной – двух моделей парусников судомоделисты убеждаются, что основную часть работы занимает не корпус, а «мелочевка», рангоут и такелаж. (Современные модели верхнего уровня имеют несколько тысяч деталей). Потратив по году – два на модель, люди понимают, что такую большую часть жизни лучше посвятить модели из чего-нибудь потверже, и переходят на вуудкиты, или начинают собирать модели по бумажным разверткам, но из шпона. Аналогичные процессы идут и в авиамоделировании: бессмысленно делать доску с подсветкой и шкалами приборов, если рядом торчит махристый слой обшивки толщиной в диаметр прибора. В этом случае мысль развивается в сторону фольги или папье-маше.
С наземной техникой еще смешнее: люди покупают литые траки для гусениц (или резаные лазером), и в итоге гусеница по качеству намного превосходит то, на что ее одевают. Наземную технику по «бумажным» разверткам многие давно уже делают из жести или алюминиевой фольги.
В итоге бумажные модели теряют свои преимущества – простоту, демократичность, дешевизну, быстроту сборки, легкость окрашивания. Картонные модели превращаются в доступное только для пожилых людей утонченное искусство, в результате работы с которым выходят недолговечные и не очень хорошо смотрящиеся модели, которые при случае трудно продать (в отличие от обычных моделей). Да и цены с трудоемкостью у них становятся такими, что, как шутят сами «картонные» моделисты, «моделирование из бумаги – занятие для обеспеченных пенсионеров».
В итоге рынок сужается, производители бумажных моделей не могут получить достаточные для существования средства, а народ не хочет платить за «бумажки» суммы, в разы большие, чем стоимость маломерных пластиковых моделей или сравнимые со стоимостью больших пластиковых моделей (несколько тысяч рублей). Учитывая небольшую тиражность (1000 – 4000экз. на сегодня), реальная стоимость бумажной модели в розницу составляет 1000-3000руб. И даже такая цена едва покрывает затраты производителя. (Для справки – у «Малого моделяржа» тираж был около миллиона).
Еще обиднее эта ситуация в условиях, когда наблюдается рост и приближение к людям поистине прорывных технологий – лазерной резки, трехмерной печати, фрезерование на модельных станках ЧПУ (это стало дешево!) и других. На фоне таких изменений клеить модели по старинке, из «бочонков», становится иногда просто нелогично.
Из-за высоких цен на пресс-формы размеры пластиковых моделей для массового моделизма редко выходят за пределы 15-20см. По этой причине наблюдается общий застой в моделизме: крупных моделей – копий для самостоятельной сборки, особенно действующих, на рынке практически нет. До недавних пор этот вакуум частично заполняли бумажные модели, теперь о них почти никто не знает. Зато в продаже появились безумно дешевые готовые радиоуправляемые модели, цена на них иногда МЕНЬШЕ, чем на такую же сборную модель. С одной стороны, это, конечно, радует, но перспектива превращения всех моделистов в бездумных потребителей готовых игрушек пугает. Детей надо учить работать руками и инструментами, и желательно на примере интересной красивой техники.
До тех пор, пока не будет отработана технология создания тонкостенных деталей двойной кривизны, модели, собираемые из обшивок на каркасе (сейчас представлены только картонными моделями или очень дорогими вуудкитами) так и будут в «загоне», а по-настоящему зрелищные модели больших размеров будут основной части моделистов недоступны.
Тяжело предположить, как может выглядеть такая технология. Необходима какая-то такая технология, которая позволила бы без применения дорогого оборудования получать обшивки двойной кривизны либо в кустарных условиях (на малых модельных фирмах), либо прямо на дому у моделистов.
Возможно, кто-то начнет делать на станках ЧПУ или трехмерных принтерах относительно точные формы, а всем остальным будет продавать папье-маше с них. Или вакуум-пленки. Или литье из смолы. Или детали по смешанной технологии. Возможно, случится давно обещанное подешевление в разы трехмерных принтеров, будем тогда эти детали на принтерах печатать (во что верится с трудом). Вполне реальный путь – штамповка – вытяжка из медной или алюминиевой фольги резиной, с последующей вырезкой лазером контуров деталей. Настоящую технику так делают, чем моделисты хуже?
В настоящее время развитие популярных крупногабаритных моделей может идти по пути менее экзотических технологий. Во-первых, это создание моделей судов (в том числе современных) из шпона на каркасе из фанеры. Узкими полосками шпона (1-4мм) можно обклеить что угодно, а после обработки шпаклевкой получается идеально гладкая поверхность. Во-вторых, это создание моделей боевой техники с прямыми поверхностями из фольги (как от алюминиевых пивных банок) в комплекте с литыми деталями там, где нужны поверхности двойной кривизны. Аналогично можно сделать и многие модели самолетов. В-третьих, папье-маше разных видов. В-четвертых, не исчерпаны до конца возможности «чистых» моделей из листовых материалов. Например, никто не пробовал выпускать летающие модели из твердой алюминиевой фольги (как от банок), а это может стать очень популярным направлением. Никто не пробовал делать модели парусников из фольги с нарочитым подчеркиванием «досочности» и тонкостенности деталей (в последнем случае изделие ближе к сувенирной продукции, но это тоже направление творчества, почему бы и нет?). Современные корабли тоже из фольги почему-то никто не пробовал делать, а ведь если разрезать фольгу по размеру реальных листов, то такими листиками в масштабе можно оклеить почти любую поверхность на существующих кораблях (правда, придется сначала класть черновую обшивку).
В-пятых, можно производить и продавать формы для создания моделей на дому методом папье-маше или другим. Формы могут быть из гипса, цемента, силикона… Формообразование может производиться из слоистых пластиков разных видов (бумага на ПВА, ткань на эпоксидной смоле…) или с использованием современных материалов – например, пластилиноподобной эпоксидной шпаклевки, наиболее распространенный представитель – строительный «Эпоксилин». Использование бумаги на ПВА с последующей доработкой строительной шпаклевкой выглядит предпочтительнее по экологичности и легкости окрашивания (что может быть критично для большинства моделистов, которые, как известно, не владеют аэрографом).
То, что рынок России еще не завален такими моделями, говорит только о нашей лени ума и не предприимчивости. А точнее, об отсутствии разработчиков.
3. О любительском проектировании.
Кажущаяся простота картонажных моделей вызвала такое явление, как любительское проектирование. (На самом деле бумажные модели более трудоемкие: там, где разработчик дерева может дать три проекции детали, для бумаги приходится рисовать развертки, а зачастую еще и из нескольких деталей. Иногда бумажные модели бывают еще и сложнее в разработке, особенно в таких местах, где одна поверхность двойной кривизны пересекается с другой гнутой поверхностью). Еще в докомпьютерную эру многие изданные модели были сделаны любителями в инициативном порядке. После появления доступных программ трехмерного моделирования и роста мощности компьютеров количество проектировщиков значительно выросло.
Сайты, посвященные моделям из бумаги, как правило, имеют на форуме раздел по разработке моделей (на форумах, посвященных моделям из дерева, таких разделов пока нет, хотя темы, посвященные разработке, есть – упущение, которое со временем, я думаю, будет исправлено). В последнее время появилась даже такая традиция, как совместная разработка – один человек разрабатывает, другой (другие) за ним делают проверочную сборку. При этом эти люди могут жить за тысячи километров и в лицо друг друга не знать. После такой разработки изделие выкладывается в сеть в открытый доступ для всех желающих, иногда после ряда замечаний еще раз переделывается и только потом попадает к бумажным издателям (хотя, конечно, существуют и такие разработчики, которые все делают сами и сразу выходят на издателей).
Такая открытость может довести до шока непривычных людей, но практика показала жизненность схемы: те люди, которые создают модели из интернетных распечаток, никогда не покупают фирменные бумажные пакеты, и наоборот. То есть ущерба в продажах почти нет, зато изделие получается намного качественнее.
Следует признать, что очень немногие люди осиливают полную трудоемкость разработки (разработка даже несложной техники может занять 4 месяца – год). Многие темы по разработке со временем затихают, и навсегда. Во многих случаях народ едва дотягивает дело до создания разверток основных деталей без раскраски (это примерно четверть работы), после чего вываливает в сеть со словами «сами покрасите». Многие пользователи рады и этому – красить готовую модель гораздо приятнее, чем поднимать ее «с нуля». Но часто можно встретить и такие объявления: «Не могу доделать надо экзамены сдавать отдаю развертки даром доделайте кто-нибудь». Как правило, такие проекты никто не доделывает.
Были попытки организовать совместное проектирование, но они оказались неудачными.
Но те единицы, которые доходят до конца, становятся настоящими разработчиками. За последние годы выросло довольно много таких людей, на счету у некоторых по десятку моделей.
4. О применяемых программах при проектировании.
Для разработки моделей из бумаги используются программы (как правило, машиностроительные), способные давать развертки листового металла. Существуют учебники по созданию моделей из бумаги в программах, не обладающими такими возможностями, в том числе во всем известном AutoCad.
Как правило, кто какую машиностроительную программу изучил на работе, тот такой и пользуется. А какой пользуется, ту и хвалит. Встречались примеры использования Inventor, SolidWorks, Компас. Очень удобна для этих целей машиностроительная программа высшего уровня Catia V5 (впрочем, эта программа для всего удобна, на настоящий момент это лидер). Разработчики не-инженеры используют программы попроще, встречались примеры использования SketchUp, 3Ds Max, программ для создания трехмерных мультфильмов. Лидером по симпатиям является программа Rhinoceros. По этой программе существуют самописные учебники и многочисленные темы на форумах.
Для финишной обработки, нанесения эффектов часто используются программы двухмерной графики – CorelDrew, растровые (чаще всего Фотошоп).
Следует заметить, что разработка модели из бумаги по сути ничем не отличается от разработки модели из любых других листовых материалов. А листовыми материалами являются и шпон, и фанера, и даже липовые рейки для обшивки корпуса судов, не говоря уже о надстройках.
5. Самое интересное.
А теперь обещанное «самое интересное».
1. Если вам нужно сделать модель определенного корабля (или другой техники), особенно современной, а ее нет в виде вуудкита или пластика, не огорчайтесь. Поищите на «бумажных» сайтах. Скорее всего, вы что-нибудь подходящее найдете. Если вас не удовлетворяет масштаб, то к вашим услугам современные ксероксы, которые способны увеличивать или уменьшать очень точно. А если не хватает ксерокса, то всегда можно отсканировать бумажную модель, загнать ее в графическую программу, там увеличить (уменьшить) и нарезать на нужные куски. Кстати, на бумажных сайтах те, кто не владеют программами, могут попросить помощи, и вам нарежут что надо совершенно бесплатно. Главное - это взять модель, сделанную в последнее десятилетие, чтобы она была разработана с использованием САПРа.
Далее последовательность действий понятна – вырезаем шпангоуты не из бумаги, а из фанеры, жести или фольги, собираем корпус и надстройки из «благородных» материалов.
Недавно перечитывал О. Курти, с большим весельем прочитал там совет собирать корпуса из меди (медной фольги) как «самые простые». Если клеить стендовую модель современными клеями, без заворачивания и пайки одной обшивки на другую (как советует О. Курти), то корпус становится действительно простым, по технологии абсолютно совпадающим с бумажным. Отличие только в том, что медная фольга поддается формованию и легко держит двойную кривизну. В книге О. Курти для этого рекомендуется делать гипсовый болван, но мне видится, что это не всегда необходимо, фольга формуется гораздо проще, простым надавливанием с обратной от выпуклой стороны. Для моделей современных кораблей такая технология может быть более чем подходящей.
Некоторые моделисты берут бумажные модели, заливают пространство между шпангоутами пеной или пенопластом, ошкуривают и покрывают папье-маше. Тоже выход.
Из официальных «бумажных» сайтов мне известны cardarmy.ru (Москва), navarin.ru (С-Петербург). Раритетные и ныне не выпускающиеся модели (от моделей 50-х годов и до «приложений к ЮТ») можно найти на «пиратском» сайте only-paper.ru, там же довольно много моделей, созданных любителями. Упоминать об этом сайте считается «дурным тоном», но этого невозможно не сделать – раритетные модели лежат только там. Кроме того, только на этом сайте сейчас впервые проводится первый конкурс разработчиков (окончание – осень 2013 года).
2. Конкурс разработчиков. Именно так: в то время, когда на «деревянных» сайтах попытки самостоятельной разработки для других еще вызывают удивление, подчас смешанное с неприятием, на «бумажных» сайтах проводятся конкурсы разработчиков. Единственное условие конкурса – выкладывание разработки в свободный доступ на главной странице сайта, при этом автор имеет право издавать свою разработку в любом бумажном издательстве, то есть получает премию (первая премия – 15000р) и еще потом гонорар от издательства. Спонсирует этот конкурс одно недавно появившееся украинское издательство YG-model.
3. Производителям наборов для моделистов имеет смысл ближе присмотреться к разработчикам бумажных моделей. Как уже было сказано, технологии практически одинаковы. Тех, кто продемонстрирует способность доводить проекты до конца, надо перетаскивать в «дерево», пусть лепят шпоновые или деревянные проекты и получают нормальные деньги, а не те крохи, которые перепадают за бумагу.
Кратко резюмируя статью, скажу следующее:
Модели из картона и деревянные модели с покрытием из листовых материалов гораздо ближе, чем кажутся. Думаю, что моделистам с бумажных и деревянных сайтов стоит общаться намного плотнее, особенно разработчикам.
Пожалуй, стоит предложить сайту создать раздел «разработка новых моделей», поскольку это не адмиралтейские модели, да и не каждая разработка доходит до конца, лучше иметь отдельную «песочницу».
А это я разрабатывал, Ли-2 1:72, 2001г.
Фрегат Петр и Павел, 1998г. (переделан 2012)