Уважаемые коллеги и знатоки парусного флота, столкнулся с проблемой! Практически отсутствует информация о Русском линейном флоте переходного периода конца 18 начала 19 века. Нет ни моделей кораблей данного периода, ни их чертежей в открытом доступе. Всех знатоков и интересующихся данным периодом приглашаю принять участие в обсуждении этого вопроса.
На повестке следующая тема. Практически во всех обзорах по истории нашего флота (включая статьи и на этом форуме) читал следующее. После постройки мастером Катасановым корабля Св. Петр в 1794г для Черноморского флота, все наши корабли начали строится по новой прогрессивной технологии со сплошной верхней палубой (шканцы и бак соединены сплошным настилом, а не шкафутами вдоль бортов). При более глубоком изучении вопроса столкнулся с явными несостыковками. Кораблей со сплошной палубой примерно до 1810г (а может и позже) вроде как и не было почти.
1. По проекту Св Петра достроили только еще 2 корабля. Захарий и Елизавета и Симеон и Анна. Остальные корабли серии 74 пушечников для Черноморского флота (Св. Михаил, Мария и Магдалина 2, Тобольская богородица и Св. Параскева) по настоянию Ушакова достраивали по измененному проекту с отдельными шкафутом и баком.
2. В 1800 году построили два 66 пушечных корабля по типу Эмгейтн и Ретвизан (Зачатие св. Анны и Архистратиг Михаил) для Балтики и один (Варахаил) для Черного моря. У них тоже отдельные шканцы и бак, да еще и отсутствует ют.
3. В 1802 г Сарычев построил 80 пушечного Уриила. Корабль так же без юта и с отдельными шканцами и баком, соединенными широкими шкафутами. (Хоть на этот корабль есть чертеж в открытом доступе)
4. В 1805 г Сарычев построил 80 пушечного (записан 74) Твердого. У него вообще даже шкафутов развитых нет. Есть шикарная модель корабля тут на форуме.
5. В 1803 г по проекту Катасанова построили 74 пушечного Селафаила. Судя по чертежам, это единственный на то время на Балтике корабль со сплошной верхней палубой . На чертеже продольного разреза присутствуют все бимсы и люки.
6. Дальше - интереснее. Везде писали, что серия 74 пушечников в Архангельске, начиная с Сильного, строилась Курочкиным по проекту Селафаила. Но вот чертеж из архива говорит об обратном. Не совпадает ни теория, ни сечение по миделю. На сечении показана разрезная палуба с полубимсами и соответственно отдельными шканцами и баком.
7. В одной статье читал, что Игнатьев, после стажировки в 1798 г в С-Пб, достраивал 3 последних (Ярослав, Москва и Св. Петр) 74 пушечных корабля Архангельской серии типа Ярослав 1782г по измененной конструкции, со сплошной палубой. Но ни ссылок на первоисточник, ни подтверждающих это чертежей, автор не приводил. Меня как то терзают смутные сомнения. В свете всего изложенного я в эту версию что то не верю. Может кто что знает по данному вопросу?
8. Ну и вообще полное отсутствие хоть какой либо информации по 80 пушечному Рафаилу 1802г и 66 пушечным Скорому и Мощному 1805гг. По Рафаилу только читал, что многие ошибочно его причисляют к типовому то с Уриилом, то с Твердым. И то и то явное заблуждение.
Кто что думает по данному вопросу? Когда все же окончательно перешли к архитектуре со сплошной палубой? С какой серии кораблей? Ну или может с какого то конкретного корабля какой то серии? И в чем причина таких качелей вообще? Сперва первыми строим корабли со сплошной палубой. За тем, в процессе споров и конфликтов данная архитектура признается прогрессивной, но в итоге от нее тут же отказываются. Строят только одного Селафаила. И все для того, чтоб спустя несколько лет снова вернуться к кораблям со сплошной палубой? Весьма странно. Кстати, если верить этой информации, англичанам Селафаил весьма понравился. Проскакивала информация, что они с него даже обмеры снимали и чертежи делали в 1809г. Не знаю только, насколько это достоверно. Факт только, что они все трофейные французские новинки обмеряли, перечерчивали и с удовольствием применяли у себя.
И может кто может помочь с информацией по Рафаилу, Сильному и Мощному. Может у кого есть продольник или план палуб этих кораблей. Или может кто видел их модели?
Если кому данная тема интересна, присоединяйтесь к обсуждению. Может совместно докопаемся до истины.