ЧЕРНОМОРСКАЯ ШАЛАНДА
«Шаланды полные кефали, в Одессу Костя приводил…»
Почему эти строки мгновенно облетели огромную страну, запали в сердце, стали талисманом Одессы? На черноморском побережье есть много городов с не менее романтическими названиями чем Одесса. Кости и Сони есть везде, как Пети и Маши. Кефаль, как очевидно, действительно не при чём.
Значит «Шаланда»? Но почему? Небольбшая рыбацкая лодка построенная, как правило, своими руками была привычна, как к примеру, велосипед.
Наверное приводить шаланду с кефалью, то же, что гнать велосипед в глухие луга, как поётся в другой известной песне. Значит, эта песня про то, как Костя приводил домой счастье, дар моря, как дар тайны, и волшебным средством для этого была шаланда, которую он построил собственными руками.
Вот так, модель шаланды стала «предметом силы» талисманом счастья, залогом благодатной связи с тайной, с морем. Фокусом моря. Символом единения с тайной.
Как связана модель с тем, о чём поётся в песне?
В Одессе, в районе 411 батареи, в рыбколхозе Шмидта ещё сейчас есть обломки последней черноморской шаланды на побережье Одессы, с именем «Ветерок». Автор модели и разработки несколько лет назад, когда «Ветерок» ещё был шаландой, провёл тщательные обмеры по которым и была сделана модель.
Коллекция фотографий настоящих исторических шаланд, собранная автором, позволила идентифицировать «Ветерок», как классическую черноморскую шаланду.
Такова история модели черноморской шаланды – «предмета силы», взятого из «места силы» – Одессы.
В Санкт-Петербург попала работа Гончарова Александра Олеговича, который повторил работу автора разработки, и работал под его наблюдением.
Черноморская или Очаковская шаланда - это плоскодонная лодка с обшивкой в накрой, прямым наклонным штевнем и треугольным транцем. Обшивка борта зачастую состояла из трёх широких дюймовых досок. На носу и на корме очень часто, но не всегда, дошивались уже в гладь треугольные доски, которые образовывали значительную седловатость борта. Такие шаланды звались трёхмерными. Четырёхмерная шаланда состояла из четырёх досок на борт. Большее число досок на борт нужно считать не характерным явлением, не забывая, что шаланды стоились, кому как вздумается, и поэтому можно отыскать самые странные и невообразимые конструкции, которые только с оговорками можно назвать шаландой. Однако на этом пёстром фоне очень отчётливо прослеживается совершенная в своём роде конструкция, стройный облик шаланды, рук настоящих мастеров. Небольшие шаланды могли быть вёсельными. Парусная шаланда обязательно имела шверт, поскольку осадка лодки была маленькой, а форма корпуса не позволяла противостоять боковому дрейфу. Часто шверт имел в верхней передней трети срез, чтобы не цеплять шпринтов. Классический шверт - деревянный, из пяти 20 мм досок, но бывали они и из железа. Мачта у шаланды "столбовая", без вант, хотя простые ванты можно часто увидеть, даже с вантпутенсами из железной полосы. Иногда можно было встретить шаланду со стеньгой и треугольным топселем. Описаны крупные шаланды с двумя и тремя мачтами. Но скорее всего, такие лодки имели уже и другие названия, сохраняя с шаландой сходство в форме корпуса. Да и форма корпуса шаланды не уникальна - дори, родная сестра шаланды, отличается от неё только местными особенностями постройки, главное, дори уже, и преимущественно дори - вёсельная лодка. Однако шаланда отличалась от дори и формой транца. У дори он разваливается прямо от киля, а у шаланды только после первого пояса обшивки, который крепился непосредственно к ахтерштевню. Получался, как бы кормовой дейдвуд. Кроме того, шаланда имела так называемые "чердаки" - носовой и кормовой. Характерной чертой шаланды являются "рожки", или как их называли черноморцы кнеки или бабои. Они были на транце и в носовой части. За них можно было крепить снасти, но самое главное, за них вытягивали лодку из воды. Очень интересно то, что шаланда не только легко справлялась с короткой черноморской волной, но и прекрасно вела себя на …суше. Днище шаланды было выпуклым по двум направлениям - вдоль и поперёк, поэтому было достаточно просто нажать борт у оконечности и легко повернуть шаланду в нужном направлении. Один человек мог без особых усилий кантовать её довольно далеко. Лёгкость шаланды обеспечивала возможность быстро вытянуть её на берег через полосу прибоя. При этом было достаточно двух человек. Это качество сохранялось при длине шаланды до 24 футов, а больше их, как правило, и не строили. Шаланды имели 2 или реже 4 уключины в виде деревянного штыря - кочета, и простой канатной стропки - шкармы. Красили шаланды очень часто пёстро, в три полосы. Низ смолили. Иногда шаланда была полностью чёрной, осмоленной.
Шаланда, как таковая, конечно рыбацкая лодка. Лов вели удочками, самодурами, перемётами. Но могли они перевозить грузы на довольно большое расстояние, даже очень часто контрабанду. Описано использование шаланд как десантных лодок, при этом устанавливался на нос пулемёт.
Шаланды были двух типов - частные и артельные. Первые были меньше 4-6 метров, вторые - более 7 метров.
Шаланды перестали строить из-за того, что они плохо ведут себя с двигателем. Плоское дно порождает удары о волну на ходу с двигателем, что никак не мешало раньше на ходу под парусом или на вёслах. Сейчас шаланду вытеснила фелюга, и конечно множество других серийных лодок. Но шаланду ещё помнят, и кое где её будут строить ещё долго.
РАЗМЕРЕНИЯ
ЧЕРНОМОРСКОЙ ИЛИ ОЧАКОВСКОЙ ШАЛАНДЫ
Длина 4.20 0 - 7.20 метров
Ширина 1.40 – 2.50 метров
Осадка 0.14 – 0.30 метра
Время существования середина ХIX века – местами до наших дней
Место постройки – побережье Чёрного и Азовско морей.
Использовалась в основном как рыбацкая лодка, более крупные могли перевозить грузы, например арбузы из Херсона в Одессу.
Геращенко А. Е.