Мир Моделей! Форумы по моделизму.
http://forum.modelsworld.ru/

Бот Св. Гавриил. Часть I
http://forum.modelsworld.ru/viewtopic.php?f=89&t=7108
Страница 1 из 49

Автор:  Александр Добренко [ 11 ноя 2010, Чт 17:20 ]
Заголовок сообщения:  Бот Св. Гавриил. Часть I

Виктор Овчаров подал достойную идею!
Вернуть заслуженную славу незаслуженно забытому кораблю!
Чтож! Попробуем собрать воедино всё, что мы знаем о СВ. ГАВРИИЛе...
При разработке реконструкции предлагаю вот этот рисунок галиота двухмачтового, который отличается от нашего бота лишней мачтой, отсутствием шверцов и бОльшей глубиной интрюма. От него и будем отталкиваться.
Следует подкорректировать размеры штевней. Их размеры будут даны в Спецификации.
К сожалению, мне не удалось найти в Архиве даже термина ПАЛУБНЫЙ БОТ.
Поэтому-то и работаем с похожим на бот рисунком галиота.

Внимание!
Введены два новых понятия: долборты и бенебух гоуты.
Они взяты не с оригинала Спецификации, а с копии (из другого архивного документа на эту же тему)

И, согласно словарю Сморгонского, дол борты = это планшири

Вложения:
Библиотека Конгресса.jpg
Библиотека Конгресса.jpg [ 355.49 КБ | Просмотров: 58491 ]
Спец-я.JPG
Спец-я.JPG [ 155.03 КБ | Просмотров: 60865 ]
Спецификация бот.JPG
Спецификация бот.JPG [ 140.95 КБ | Просмотров: 60882 ]
DSC04905.JPG
DSC04905.JPG [ 59.35 КБ | Просмотров: 61753 ]
DSC04925.JPG
DSC04925.JPG [ 103.45 КБ | Просмотров: 61753 ]
DSC04918.JPG
DSC04918.JPG [ 107.16 КБ | Просмотров: 61753 ]
DSC04920.JPG
DSC04920.JPG [ 94.75 КБ | Просмотров: 61753 ]

Автор:  Александр Добренко [ 11 ноя 2010, Чт 17:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

Спецификация длинная.
Очень много перечислено металлических вещей, и так далее...

Вложения:
Довесок 1.JPG
Довесок 1.JPG [ 92.12 КБ | Просмотров: 60994 ]
Довесок 2.JPG
Довесок 2.JPG [ 443.97 КБ | Просмотров: 60994 ]
Довесок 3.JPG
Довесок 3.JPG [ 93.08 КБ | Просмотров: 60994 ]
Довесок 4.JPG
Довесок 4.JPG [ 72.68 КБ | Просмотров: 60994 ]
Довесок 5.JPG
Довесок 5.JPG [ 90.55 КБ | Просмотров: 60994 ]

Автор:  vikov [ 11 ноя 2010, Чт 18:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

Вопрос по парусам бота Св.Гавриил:
На картинках бот под парусами.
Список парусов из статьи Пшеничного в Гангуте
Кроссворд!
Какие мнения коллег о расположении
перечисленных парусов?

Вложения:
паруса бота Гавриил.jpg
паруса бота Гавриил.jpg [ 148.11 КБ | Просмотров: 62958 ]

Автор:  Александр Добренко [ 11 ноя 2010, Чт 18:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

Примерно представляю себе, но лучше попросим яхтсмена Игоря ответить на этот вопрос...

Автор:  IGORb [ 11 ноя 2010, Чт 19:07 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

Во как :? Нашли компетентного :oops:
Если по порядку написанного. "Гротсейль" т.е. грот, тот, который между гиком и гафелем.
"Фоксейль" т.е. фок, первый от мачты треугольный парус.
"Клифоксейль", думаю, то же,что и кливер, т.е. следующий тругольный парус.
"Брифоксейль" т.е. брифок, нижний прямой парус
"Топсейль" т.е. топсель, верхний прямой над брифоком.
Если не прав, поправьте ;)

Вложения:
Паруса.jpg
Паруса.jpg [ 326.14 КБ | Просмотров: 60124 ]

Автор:  vikov [ 12 ноя 2010, Пт 09:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

IGORb писал(а):
Если по порядку написанного. "Гротсейль" т.е. грот, тот, который между гиком и гафелем.
"Фоксейль" т.е. фок, первый от мачты треугольный парус.
"Клифоксейль", думаю, то же,что и кливер, т.е. следующий тругольный парус.
"Брифоксейль" т.е. брифок, нижний прямой парус
"Топсейль" т.е. топсель, верхний прямой над брифоком


Этот вариант иллюстрирует правый рисунок И.Пшеничного, с непонятным
обилием рей.
Если предположить, что "Фоксейль" назвали не совсем в принятой терминологии.

Автор:  Logger [ 12 ноя 2010, Пт 13:17 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

А еще, коллеги, Гавриил был либо полутора либо двухмачтовым.
Существует мнение, что это был эверс.
Тогда бы в Спецификации было написано "Эверс" 8-) 8-) 8-) 8-)

Автор:  IGORb [ 12 ноя 2010, Пт 14:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

vikov писал(а):
Этот вариант иллюстрирует правый рисунок И.Пшеничного, с непонятным
обилием рей.
Если предположить, что "Фоксейль" назвали не совсем в принятой терминологии.

Реев-то может быть и нормально. Теперь бы разобраться, что как называлось.
"....наша терминология мачт, стеньг, рей, парусов и такелажа ,взятая готовой из разных иностранных языков сначала малограмотными сподвижниками Петра 1, а затем разноплеменными адмиралами и командирами, служившими в нашем флоте, носит несколько путаный характер..." Д.А.Лухманов.
Есть такое мнение ("Парусное вооружение судов" Г.Эпов 2005), что "топсель" (top-sail) в английском понимании это "марсель" в нашем. А "брамсель" в нашем. это top-gallant-sail т.е. тот , который над "марселем".
Картинка 1691г. из альбома голландских корабельных мастеров, братьев Douwe, можно верить ;)

Вложения:
Лист_77_2.JPG
Лист_77_2.JPG [ 72.6 КБ | Просмотров: 62871 ]

Автор:  igorcap [ 12 ноя 2010, Пт 15:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

Logger писал(а):
"....наша терминология мачт, стеньг, рей, парусов и такелажа ,взятая готовой из разных иностранных языков сначала малограмотными сподвижниками Петра 1, а затем разноплеменными адмиралами и командирами, служившими в нашем флоте, носит несколько путаный характер..." Д.А.Лухманов.

Это точно! :)
Logger писал(а):
Есть такое мнение ... что "топсель" (top-sail) в английском понимании это "марсель" в нашем. А "брамсель" в нашем. это top-gallant-sail т.е. тот , который над "марселем".

Это не мнение , это факт :D

Автор:  IGORb [ 12 ноя 2010, Пт 17:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

Игорь, спасибо. Раньше как-то не вникал, вроде все было понятно. Сделал для себя некоторые "открытия" :?

Автор:  vikov [ 12 ноя 2010, Пт 20:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

Logger писал(а):
А еще, коллеги, Гавриил был либо полутора либо двухмачтовым.
Существует мнение, что это был эверс.

Это мнение разделял Е.Войшвилло
Войшвилло не работал со Спецификацией! 8-) 8-) 8-) 8-)

Вложения:
Бот Святой Гавриил.jpg
Бот Святой Гавриил.jpg [ 32.25 КБ | Просмотров: 62827 ]

Автор:  vikov [ 12 ноя 2010, Пт 21:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

IGORb писал(а):
...Есть такое мнение ("Парусное вооружение судов" Г.Эпов 2005), что "топсель" (top-sail) в английском понимании это "марсель" в нашем. А "брамсель" в нашем. это top-gallant-sail т.е. тот , который над "марселем".


Есть дополняющая информация (Морской словарь Том II 1959г), что топсель (flying topsail)-рейковый парус, поднимаемый
под рейковым же парусом или над косым (гафельным). На больших судах с сухой бизань-мачтой ставится над бизанью, на малых судах с косым вооружением-над фоком и гротом. На последних Т. бывает двух родов: малые треугольной формы-и большие-четырёхугольной.
В нашем же случаи указан четырёхугольный (прямой).

Про фок (fore sail) там же: ...косой-треугольный парус, ходит по штагу на судах,меющих одну мачту,на других же судах он называется стакселем...
Так что Ваша версия,IGORb, подтверждается и И. Пшеничный изобразил парусное вооружение бота ближе к истине, чем Е.Войшвилло на мой взгляд.(Хотя с двумя мачтами красИвши ;)

Автор:  Александр Добренко [ 12 ноя 2010, Пт 21:33 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

У Пшеничного, в отличие от Войшвиллы, перед собой была построечная смета (спецификация). И второй мачты там не было!

Автор:  vikov [ 12 ноя 2010, Пт 22:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

Alexander Dobrenko писал(а):
У Пшеничного, в отличие от Войшвиллы, перед собой была построечная смета (спецификация). И второй мачты там не было!


И возможно Марквардт
:D Бот был построен в 1728 году.
А Марквардт издан в 1977 году


Вложения:
Image-01.jpg
Image-01.jpg [ 227.15 КБ | Просмотров: 62804 ]

Автор:  Logger [ 13 ноя 2010, Сб 10:45 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бот Св. Гавриил

Alexander Dobrenko писал(а):
У Пшеничного, в отличие от Войшвиллы, перед собой была построечная смета (спецификация). И второй мачты там не было!


Лично я всегда считал Гавриил шхуной. Вот выдержки из вахт. журнала:
имели в обе вахты все парусы , кроме брифока, токмо в 6 часу спускали кливер, да у топселя порвался фал…
держали фок, грот, топсель…
ветр немал, держали один грот. В 2 часу поставили фок и кливер.
В исходе 1 часа закрепили у гротселя 1 риф
З 9 часа лежали под адним гротом, ветр великой
В 4 часу стало быте и поставили фок
С 5 часа ветр средней, парусы держали: грот, фок , кливер, у грота риф отдали

Итого, имеем паруса:
Грот, фок, брифок, топсель, кливер.
Из комбинаций несения парусов можно заключить, что фок и грот косые паруса, причем грот стоит на задней мачте и больше фока, что следует из названия. А такое расположение парусов только на шхуне. У всяких галиотов, смаков и эверсов грот на передней мачте, а фок отсутствует. Почему фок косой? Потому что есть брифок.
Несомненно наличие шверцев, так как их неоднократно ломали и об этом есть записи в журнале.
То, что грот косой и стоит на задней мачте подтверждает то, что в сильный ветер бот лежал в дрейфе под зарифленным гротом . Такая техника штормования применяется и сейчас на мелких рыболовных судах. На корме ставится парус, который смещает центр давления ветра на судно в корму и судно устойчиво держится примерно под 45-60 градусов к ветру и волнам.
Может более квалифицированным коллегам удастся разобратся? :wall: :stars:
(По Спецификации у бота одна мачта. Разобрались до нас) 8-) 8-) 8-) 8-)

Страница 1 из 49 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/