В Астрахани Петр I поселился в небольшом деревянном дворце, находившемся в Загородном саду на реке Кутум. Для его служебных поездок из дворца в город, да и просто для прогулок по воде использовались плезир-яхта и лодка- верейка. Предположительно оба судна были специально построены для императора на верфи Казанского адмиралтейства в начале 1722 г. Возможно, их строителем был знаменитый тогда «ботовый» мастер Василий Шипилов, присланный в Казань для постройки корабельных ботов и окончательной отделки царской яхты «Эсперанс».
Оба судна были построены из дуба с обшивкой вгладь.
Плезир-яхта (от франц. plaisir – развлечение) имела длину 38 футов (11.58 м), ширину 5 футов 6 дюймов (1.67 м) и, видимо, несла обычное для таких судов парусное вооружение, со- стоявшее из большого гафельного грота, стакселя и одного-двух кливе- ров, но, кроме того, могла передви- гаться и при помощи четырех пар ве- сел. Управлялась она навесным рулем с железным румпелем. Следует заметить,
Плезир-яхта в Домике Петра I. Со старинной литографии.
Плезир-яхта – вид с кормы. С рисунка худ. А. П. Боголюбова
что голова баллера руля была украшена резным портретом Петра I.
Конструкция плезир-яхты – явно голландского типа, и поражала современников великолепным убранством, изяществом и легкостью. Борта и особенно корму ее покрывала затейливая резьба в виде орнамента из переплетающихся лоз, листьев и гроздьев винограда. На подзоре транцевой кормы были сделаны четыре фальшивых окна, а под гакабортом красовались две женские фигуры, которые держали щит (картуш) с вензелем Петра I. По преданию, в декоративном украшении плезир-яхты участвовал сам император.
Днище яхты было окрашено в белый цвет, борта – в зеленый, а резьба и фигуры (детали декора) – в желтый, под «золото».
Верейка (от англ. wherry – лодка, ялик) по своему устройству напоминала ту лодку, которая по настоящее время хранится в Домике-музее Петра Великого в Санкт-Петербурге (см. «КиЯ», No 185), но была немного короче и шире и имела декоративную отделку. Длина астраханской ве-
Верейка. С рисунка худ. А. П. Боголюбова
Плезир-яхта и верейка в зале Домика Петра I. Со старинной литографии.
рейки – 24 фута 6 дюймов (7.46 м), ширина – 5 футов 6 дюймов (1.67 м). Лодка имела три пары весел и съемную мачту, на которой поднимались паруса. Фальшборт, расположенный в кормо- вой части лодки, покрывала резьба в виде орнамента из завитков – валют; он выходил за транец, тем самым удли- няя верейку, и служил конструктивным элементом для установки щита-кар- туша с российским гербом. На картуше был изображен двуглавый орел, держащий в лапах ленту с перечислением побед, одержанных русским флотом в Северной войне.
Плезир-яхта для длительного мор- ского плавания не предназначалась, поэтому участия в Персидском походе не принимала. Верейка же, вероятнее всего, находилась при флагманском судне Петра I и, видимо, использо- валась как разъездная адмиральская шлюпка.
18 июля 1722 г. Петр I устроил смотр спешно собранной флотилии. На плезир-яхте император обошел стоявшие на Волге боевые корабли, транспортные суда и десантные лодки, а затем
подошел к борту флагманского гукора «Принцесса Анна», на котором находился генерал-адмирал граф Ф. М. Апраксин – номинальный главнокомандующий всеми русскими морскими и сухопутными силами в Персидском походе. Петр I, будучи младшим по чину (адмирал), формально подчинялся ему и непосредственно командовал лишь передовым отрядом судов (лодками с десантом).
После завершения смотра флотилия вышла в Каспийское море. Продвигаясь вдоль западного берега, она подошла к устью Терека, затем вошла в Аграханский залив, где 23 августа при ее поддержке была занята крепость Дербент. После этого началась подготовка к походу на Баку, однако во время сильного шторма, разразившегося на следующий день, многие русские суда сели на мель, разбились и «потекли». Потеря кораблей и гибель большей части продовольствия изменили планы военных действий. Оставив гарнизон в Дербенте, флотилия с войсками в начале сентября вышла в обратный путь.
4 октября 1722 г. Петр I возвратился в Астрахань, а спустя месяц оконча- тельно покинул ее. Незадолго до отъезда император издал указ об учреж- дении в Астрахани военного порта и адмиралтейства, формально основав, таким образом, постоянную русскую военную флотилию на Каспии.
По сохранившимся документам, в 1724 г. плезир-яхта и верейка еще числились в составе флотилии, но затем, в память о пребывании императора Петра Великого в Астрахани, были переданы на хранение в тамошний военный порт. Спустя сто лет мастеровые Астраханского адмиралтейства оба петровских судна тщательно отремонтировали, при этом аккуратно обновили их декоративное убранство и заново окрасили.
Много лет они хранились в деревянном сарае на территории адмиралтейства, около здания присутственных мест, где при желании их могли осматривать посетители. В 1860 г. Морское ведомство построило для хранения судов-реликвий специальный каменный дом, а еще через десять лет царь Александр II своим указом повелел: «Небольшое здание, в котором хранятся суда императора Петра I, передать го-
роду с обязательством сохранять их и ремонтировать само здание». Таким образом, ответственность, за сохранение петровских судов была возложена на Астраханскую городскую управу.
В 1871 г., благодаря усилиям местной общественности и в преддверии празднования 200-летия со дня рождения Петра Великого, в этом доме (по другим данным, в здании бывшего запасного провиантского магазина времен Петра I) устроили небольшой музей, который стал называться «Домиком Петра I». Естественно, центральное место в нем занимали плезир-яхта и лодка-верейка. При яхте находились еще сохранившиеся к тому времени мачта, железный румпель, два весла, подъемные тали, парус, а при верейке – мачта, шесть весел и парус. В особых шкафах разместили набор чертежных и плотницких инструмен- тов начала XVIII в.: кронциркули, го- товальни, коловороты, наугольники, пилы. Высоко по стенам на щитах развесили старинное огнестрельное и холодное оружие: мушкетоны, пистолеты, абордажные тесаки и пики. В центре зала, у окна, под овальным пор- третом Петра I, на старинном дубовом столе лежали пожелтевшие от времени карты Каспийского моря, компасы и астролябия и другие штурманские инструменты «для корабельного вождения». Внизу, у стен расположили кремневые ружья, медные мортиры, корабельные пушки, ядра, якоря и мо- дели разных судов. Здесь же, в зале, висели знаменные флаги 44-го, 45-го и 46-го флотских экипажей, прославившихся в героической обороне Севастополя в 1854–1855 гг.
У входа в музей были установлены две чугунные бомбарды.
Тенистый сквер у «Домика Петра I» стал излюбленным местом отдыха горожан. К концу века большую материальную и пропагандистскую помощь домику-музею оказывало Астраханское Петровское историческое общество, членами которого были самые состоятельные люди города и губернии.
В 1896 г. возник вопрос об отправке плезир-яхты и верейки в Нижний Новгород на Всероссийскую промышленно-художественную выставку, где их планировали выставить в отделе истории отечественного торгового судостроения и судоходства.
Городская дума создала специальную комиссию для определения возможности транспортировки петровских судов. Сохранился акт, подписанный ее членами: «Осмотр хранящихся в порту лодок показал следующее. Верейка: киль в корме сколот по длине на 8 вершков, с правой стороны от кормы до первой уключины отстал. Первая доска под уключиной расколота по всей длине... Плезир-яхта: фальшборт в кормовой части с обеих сторон имеет трещины, проходящие через резьбу. Резьба по фальшборту, в особенности с правой стороны, поломана, фальшивые окна в трещинах. Фигуры на корме имеют незначи- тельные повреждения...»
Естественно, суда-реликвии значительно обветшали, однако, чтобы поддержать престиж города на выставке, комиссия дала согласие на их перевозку.
С большими предосторожностями 174-летние суда погрузили на пароход «Владимир Мономах» и отправили по назначению.
После закрытия выставки плезир- яхта и верейка возвратились в Астрахань и, установленные на прежнем месте, продолжали ветшать, хотя и были чуть ли не главной достоприме- чательностью города. О них не умалчивало ни одно издание, посвященное нижней Волге и Астрахани. В одном из путеводителей (за 1898 г.) записано: «В настоящее время следы красок едва заметны, тем более что пазы рассохшихся судов приходится заделывать...»
Не обделяли своим вниманием плезир-яхту и лодку-верейку Петра I русские художники. В 1838 г. во время путешествия в Астрахань Григорий и Никанор Чернецовы запечатлели в походном дневнике оба петровских судна. Причем верейку они изобразили стоящей на постаменте, а плезир- яхту – идущей под парусом.
В фондах Русского музея в Санкт- Петербурге хранится альбом с набросками художника-мариниста Алексея Боголюбова, сделанными во время его путешествия по Волге в 1869 г. Среди рисунков есть и изображения плезир- яхты и верейки, выполненные с натуры. Возможно, в будущем художник хотел отобразить морской поход императора Петра Великого по Каспию.
В Астраханском историко-архи-
тектурном музее-заповеднике сегодня можно увидеть картину Николая Протасова «Смотр Петром I Каспийской флотилии», написанную на огромном полотне в 80-е гг. позапрошлого столе- тия. Изображен император, объезжающий на плезир-яхте строй кораблей 18 июня 1722 г. Впервые эта картина экспонировалась на Нижегородской промышленной выставке рядом с вы- ставленными судами и вызвала боль- шой интерес публики.
Художник-баталист, создатель панорамной живописи Франц Рубо в своей картине «Вступление Петра I в Тарки в 1722 году» также запечатлел небольшое судно, напоминающее сво- ими формами плезир-яхту. Полотно демонстрируется в Дагестанском рес- публиканском историческом музее в Махачкале.
Петровские суда довольно часто фо- тографировали для издания почтовых открыток, некоторые из них дошли до нашего времени. Судя по сохранив-
шимся изображениям, эти суда действительно поражали великолепием и изяществом убранства.
Известно, что была изготовлена и модель плезир-яхты в 1/10 натуральной величины, которая выставлялась в экспозиции русского отдела Всемирной выставки в Париже в 1900 г., но мы не нашли ее изображения, и местона- хождение ее неизвестно.
К сожалению, дальнейшая судьба «немых участниц» Персидского похода печальна. После установления в Астрахани советской власти музей «Домик Петра I» еще продолжал функционировать. Были сделаны даже попытки отвести для возросшего количества экспонатов более просторное помещение, а также найти специалистов для реставрации плезир-яхты и ве- рейки. Однако в марте 1919 г. вспыхнул белогвардейский мятеж. Как указывает астраханский писатель-краевед А. С. Марков, «рабочие эллинга ворвались в домик-музей Петра и стали воо-
ружаться старинным оружием. Многие вещи были растащены и побиты».
Вероятно, в те годы были разломаны на дрова и хранившиеся там суда Петра Великого. До настоящего времени уцелела лишь доска борто- вой обшивки плезир-яхты с фрагментами декоративного орнамента; она экспонируется в одном из залов Астраханского историко-архитектурного музея-заповедника.
Владимир Чепелев, село Садовое Амурской обл.
(журнал КАТЕРА и ЯХТЫ номер 5 за 2008 год