Мир Моделей! Форумы по моделизму.
http://forum.modelsworld.ru/

74 - пушечный линейный корабль Le Rivoli Автор М. Безверхний
http://forum.modelsworld.ru/viewtopic.php?f=59&t=3439
Страница 3 из 4

Автор:  FreeLander [ 24 сен 2010, Пт 23:07 ]
Заголовок сообщения: 

Почему только про ядра речь? Волны в борт тоже бьют.

Автор:  gargrig [ 24 сен 2010, Пт 23:34 ]
Заголовок сообщения: 

Этот вопрос меня тоже всегда интересовал)

Автор:  Dmitriy Chernyh [ 24 сен 2010, Пт 23:45 ]
Заголовок сообщения: 

Судя по отзывам этот вопрос очень многих интересует. Когда же дождёмся ответа от автора?

Автор:  aekorolev [ 25 сен 2010, Сб 09:34 ]
Заголовок сообщения: 

FreeLander писал(а):
Почему только про ядра речь? Волны в борт тоже бьют.


То что нижние крышки терпят удары волн оно вполне понятно они довольно близко к воде - но если волны достают до портов с двустворчатыми крышками, которые на одном уровне с кормовыми оконцами, то что будет с кормой если волна жахнет туда? А тем не менее двустворчатые крышки так же напичканы гвоздями как и их нижние собратья, а кормовые оконца весьма слабенькие.

Вложения:
t_0074_203.jpg
t_0074_203.jpg [ 21.86 КБ | Просмотров: 7307 ]
t_0071_898.jpg
t_0071_898.jpg [ 12.52 КБ | Просмотров: 7301 ]

Автор:  Peregrine [ 25 сен 2010, Сб 09:39 ]
Заголовок сообщения: 

Когда увидел впервые такие прогвоздёванные крышки портов, сначала удивился, потом решил выяснить, для чего это сделано.
Понятно было, что это гвоздевание носило исключительно утилитарно-практический характер - в отличие от прочего украшательства парусников.
И я в конечном итоге пришел к выводу, что все-таки это было сделано с целью усиления крышек портов и придания им равной прочности с бортами.
Не помню в каком фильме я увидел, как после выстрела, когда пушка от отдачи откатывается назад, крышка орудийного порта захлопывается (очевидно с целью защиты орудийной прислуги от пуль, ядер и осколков во время процесса заряжания).
Когда пушка заряжена и ее выкатывают вперед, крышка опять открывается.
В те времена не было прокатной листовой брони и иного способа увеличить прочность крышки порта, кроме как нашпиговать ее гвоздями, попросту не существовало.
Ведь если взять боковую проекцию борта того же Rivoli, то можно навскидку определить, что общая площадь орудийных портов составляет никак не менее 20 процентов от общей площади борта. Следовательно, при обстреле пятая часть ядер гарантированно будет "стучаться" в крышки портов. И если крышка будет слабовата, то ее просто разнесет в щепки, а прислугу пушки можно будет оформлять как "груз 200".
На чертежах видно, что крышка порта состояла из двух слоев. Я предполагаю, что наружный был из твердого и прочного дуба, например, а внутренний (прогвоздёванный) из более мягкой и рыхлой древесины - и тут всё становится понятным. Этакий аналог гетерогенной брони средневекового розлива.
Иного объяснения гвоздеванию крышек портов я попросту не вижу.
Чтобы предки французов на боевом 74-пушечном корабле просто так от нечего делать прогвоздевали 74 крышки - в это как-то не верится!
Должен ведь быть смысл сего мероприятия...
А вы как думаете?

Автор:  aekorolev [ 25 сен 2010, Сб 09:48 ]
Заголовок сообщения: 

Ну вот - для меня уже что-то начинает проясняться - я честно говоря не знал что во время перезаряжания пушки крышки портов закрывались - а ведь промежуток времени между выстрелами довольно серьёзный и подставлять под картечь обслугу в процессе перезаряжания действительно глупо - теперь все начинает вставать на свои места. От ядра такая крышка конечно не спасет - уж больно тонка, а вот от картечи вполне может защитить, пушка так и так после выстрела вкатывалась внутрь так что для закрытия крышки порта особо напрягаться не приходилось. Волны судя по всему тут не при чем.

Автор:  Peregrine [ 25 сен 2010, Сб 21:28 ]
Заголовок сообщения: 

Я не знаю, какие существовали в те времена нормативы для канониров, но по моим прикидкам полный цикл заряжания пушки составлял примерно полторы-две минуты.
И держать во время перезаряжания "калитку открытой" было бы неправильно и глупо. Ведь достаточно шальной порции картечи, чтобы полностью уничтожить орудийный расчет. А на боевом корабле во время баталии каждый матрос и каждая пушка на счету!!!
Так что вывод напрашивается сам собой - гвоздеванием крышки порта пытались хоть как-то компенсировать ее малую снарядостойкость.

Автор:  fluger [ 25 сен 2010, Сб 21:43 ]
Заголовок сообщения: 

Ну тогда сразу напрашивается вопрос. Почему на верхней палубе вообще нет крышек портов? Или расчеты верхней палубы менее ценны?

Автор:  fluger [ 25 сен 2010, Сб 21:52 ]
Заголовок сообщения: 

и вот я еще подумал (просто догадки). Гвоздевали изнутри, значит защищали внутреннюю поверхность, а не внешнюю. крышки были достаточно плотные, от влаги, температуры они еще могли разбухать. За трос, при угле троса к крышке порта практически 90 градусов, за трос ее не открыть. Вполне логично что крышку выбивали из порта просто стволом орудия, а потом уже закрепляли тросами. И вот для этого гвозди вполне логичны, без них крышку можно убить достаточно быстро.

Но это все только догадки инженерной мысли :)

Автор:  IGORb [ 26 сен 2010, Вс 00:03 ]
Заголовок сообщения: 

fluger писал(а):
.... Вполне логично что крышку выбивали из порта просто стволом орудия, а потом уже закрепляли тросами. И вот для этого гвозди вполне логичны, без них крышку можно убить достаточно быстро....

Действительно, очень логично. Серьёзная версия. Где то читал еще такое обьяснение. При попадании картечи или не большого ядра в открытую крышку, доски, пробитые гвоздями раскалываются только на очень не большие щепки, не способные нанести серьезные увечья орудийной прислуге.

Автор:  Peregrine [ 26 сен 2010, Вс 10:40 ]
Заголовок сообщения: 

1. В знаменитой книге Курти крышкам портов посвящена целая статья, но про гвоздевание там ни слова.
Возможно, Курти не счел гвоздевание достойным для упоминания... Или просто упустил это из внимания при написании книги. Нельзя объять необъятное!
2. На верхних палубах не было крышек у орудийных портов. Что правда, то правда.
Потому что: 1) пользы особой от них и не было - ведь сам борт (точнее, фальшборт) там относительно тонкий, у орудийной прислуги не было защиты сверху от той же картечи, 2) как ни прискорбно, орудия на верхней палубе действительно менее ценные, т.к. более многочисленные и крупнокалиберные (т.е. более тяжелые по массе) орудия располагались ближе к ватерлинии, 3) крышки портов на нижних палубах играли также роль заглушек, чтобы волной не заливало.
3. Армирование в разы повышает прочность материала - это непреложный факт. Помните, как в годы Второй мировой английский инженер Джеффри Пайк предложил строить авианосцы из армированного древесными опилками льда? Испытания показали, что даже прямое попадание авиабомбы или торпеды оставляло небольшие выбоины, а вот цельный кусок льда тех же размеров при таком воздействии разрушался полностью!
Гвоздевание крышек портов, на мой взгляд, делалось с целью повысить прочность, чтобы, как говорилось выше, "держать удар" от наружных воздействий, и, как предположил fluger, чтобы срезом ствола пушки не повреждать крышку изнутри.

Автор:  VladimirT [ 26 сен 2010, Вс 20:09 ]
Заголовок сообщения: 

Peregrine писал(а):
, "держать удар" от наружных воздействий, и, как предположил fluger, чтобы срезом ствола пушки не повреждать крышку изнутри.


На мой взгляд это самое правильное объяснение.
Открытие порта совпадало с моментом наката орудия, от удара крышка взлетала вверх, и её тут же фиксировали талью по месту.
Очень эффектный кадр для морского фильма. :)

В Таллине есть дверь, ведущая на Вышгород, тоже вся пробита кованными гвоздями, чаще чем это требует конструктивная логика.
Но это совсем другая история...

Вложения:
IMG_9605.JPG
IMG_9605.JPG [ 57.09 КБ | Просмотров: 7294 ]

Автор:  aekorolev [ 26 сен 2010, Вс 21:16 ]
Заголовок сообщения: 

Peregrine писал(а):
у орудийной прислуги не было защиты сверху от той же картечи,

На некоторых кораблях роль защиты сверху от пуль играли свернутые коечные сетки. Честно говоря сам удивляюсь неужели эффективна была такая защита.

Автор:  vikov [ 27 сен 2010, Пн 13:26 ]
Заголовок сообщения: 

Кстати, на многих небольших однопалубных кораблях как бриг и мненьше, крышек вообще не было.

Автор:  vladislav_zhdan [ 28 сен 2010, Вт 07:09 ]
Заголовок сообщения: 

Дорогой Друг\зья\
.
"внутренние" доски НЕ прибивали к "внешним"
ими КРЕПИЛИ, СОЕДИНЯЛИ "внешние",
Иначе вся "система" держалась бы на двух железных петлях и рассыпалась бы после нескольких открываний, руками, стволами, все равно.
Извините, не мог не влезьДь, но это настолько очевидно....
:)

Страница 3 из 4 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/