Вот мы и дождались статьи Айвара Степанова! Попробую её вставить, как смогу!
А.В.Степанов, А.В.Окороков
Изображение русской боевой лодьи на кирпиче.
Храм Успения Богородицы на Волотовом поле, построен в 1352 году. В 1941 году он оказался на линии фронта и был уничтожен немецкой артиллерией. В последние годы совместными усилиями Германии и России он начал восстанавливаться. 19 июля 2002 года разбирая завалы, реставратор Александр Федоренко нашел кирпич с рисунком.
По мнению д.и.н. Александра Мусина – «нет сомнений в том, что рисунок сделан выходцем из Византии, для которого такие граффити были частью знакомой с детства культуры. Сделан в благодарность за то, что во время своего путешествия на Русь он сумел спастись от буйства морской стихии. Византийские моряки часто изображаются с победно поднятым мечом. Правда, на лицевой части стен. А надпись может быть прочитана как "эос" - "заря". Люди, пережившее ночной шторм, дождались нового дня и победили».
На кирпиче изображено парусное судно с тремя людьми на борту. Корпус судна имеет высоко поднятые штевни. Форштевень имеет зооморфное навершие в виде головы животного, у которого прорисованы глаз, ухо, нос и рот. Ахтерштевень загнут вперед. Борт горизонтальной линией разделен на две неравные части. Верхняя треть корпуса имеет штриховку из перекрещивающихся линий. Ниже линии, средняя часть имеет орнамент в виде пятиугольников, обращенных острым углом вниз. Нижняя треть борта штриховки не имеет.
Рангоут судна состоит из мачты и горизонтальной реи. Прямой парус нарисован треугольником, острым углом вниз. Изображен полный набор такелажа, который состоит из штагов, брасов и вант.
Двое из людей на судне заняты управлением с помощью весел. Человек на корме орудует правой рукой гребковым веслом с поперечной рукоятью вверху. В носовой части, чуть ниже уровнем, изображен человек, гребущий двумя распашными веслами. Третий член экипажа, изображен взгромоздившимся на носовую фигуру, левой рукой удерживаясь за форштаг, с высоко поднятым мечем в правой руке. Все трое одеты в воинские доспехи, начерченные на туловищах перекрещивающимися линиями, а головы защищены шлемами с плюмажем.
Высокая степень детализации изображения дает надежду на высокую степень документальности сюжета. Человек, чертивший по сырой глине эти линии, несомненно, обладал художественными способностями. Об этом говорит изометрическая проекция корпуса судна. Перекрещенные штрихи между параллельными линиями в верхней части корпуса, по всей видимости, изображают внутренний объем судна, в котором видны конструктивные элементы: банки (скамьи) для гребцов между бортами судна в горизонтальной плоскости и шпангоуты противоположного от зрителя, правого борта стоящие, правда, не совсем, вертикально. Есть еще вариант чтения штриховки – как насаженного борта шитого вицей. В поддержку этой идеи могут выступать туловища кормщиков прорисованные только за верхней линией. Однако это может быть небрежностью художника, легко объяснимой и без того сложной прорисовкой пересечения вертикально оси туловища на уровне планширя веслами. В пользу изометрии говорят смыкающиеся линии бортов в корме и поперечная смычка в носовой оконечности, а также то, что линии основания мачты ведь пересекает верхнюю линию (планширь правого борта). Орнамент на левом борту в виде пятиугольников, обращенных острым углом вниз, может быть интерпретирован как изображение щитов, повешенных с внешней стороны борта или украшения. Если это так, 14 щитов на борту может указать приблизительное количество воинов на судне – 28 человек.
Зооморфное навершие форштевня в виде головы животного, характерно для северной культуры судостроения, когда загнутый вперед ахтерштевень для средиземноморской.
Треугольный парус, изображенный углом вниз, по-видимому, нижней шкаториной закручен вокруг мачты. Этот прием делает разительным сходство с изображением кораблей викингов на ковре из Байе (XI в).
Все три весла расположены с одного борта явно не для гребли. Кормовое весло явно рулевое, а на носу для управления судном, идущим под парусом, скорее всего по реке, где нужна постоянная лавировка, видимо применялись гребные весла. Возможно, первое по носу весло, брошено персонажем, размахивающего мечем на носу судна, где вероятно конструктивно предусматривалась площадка для впередсмотрящего.
Документальность изображения такелажа, говорит не только о высоких художественных способностях, но и хороших навыках управления парусом. Автор изобразил 5 концов (веревок). Три из них не закрыты парусом – это форштаг, ванта левого борта, менее заметен брас, идущий к левому ноку реи. За парусом скрываются идущие с кормы ахтерштаг и брас правого нока реи.
Традиция рисования на стенах храмов кораблей широко распространена по всей Европе.
Средиземноморская культура имеет множество подобных изображений. Ко времени постройки церкви Успения Богородицы на Волотовом поле средиземноморский бассейн уже шесть столетий как отвык от прямого паруса. В VIII веке появилась оригинальная византийская конструкция торгового судна, которую назвали латинским парусником из-за косых парусов. Боевые корабли византийской империи дромоны – в этот период также имели косое парусное вооружение.
Крутобокий, довольно неуклюжий корабль Неф в своем первоначальном, "классическом" варианте имел две мачты и латинское парусное вооружение.
В середине XIV века морские корабли североевропейских стран Коги, как раз имели архаичное прямое парусное вооружение, но у них была другая отличительная черта, нововведение - руль, крепящийся на ахтерштевне в диаметральной плоскости судна, который тщательно прорисовывался на самых схематических изображениях.
Кто был автор изображения, греческий художник оставивший графический молебен в стене храма или паломник, проиллюстрировавший свои похождения таким образом развлекая ребятишек, мы этого никогда не узнаем.
Из сохранившихся письменных источников известно, что в XIII в. хождения русских людей в Палестину и Византию оказались сильно затрудненными. Монголы наводнили русские степи и закрыли доступ на юг. Только к началу XIV в. возобновились деятельные сношения Руси с Афоном и Константинополем. К середине XIV в. (1348—1349) относится хождение в Царьград Стефана Новгородца.
Но что мы узнали с обретением этого памятника средневековой культуры - граффити иллюстрирующие путешествие на русском судне, которое соединило в себе черты скандинавской и византийской судостроительной традиции, по внутриконтинентальным водным путям.
Кузьмина Н.Н. Церковь успения пресвятой богородицы на Волотовом поле XIV в. Великий Новгород, 2004. С 19-23.
Лихачев Д. С. Путешествия [в литературе Новгорода XIII—XIV вв.] // История русской литературы: В 10 т. / АН СССР. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956.
Т. II. Ч. 1. Литература 1220-х — 1580-х гг. — 1945. — С. 121—127.
Мусин А.Е. К интерпретации граффито с изображением корабля на кирпиче из церкви Успения На Волотовом поле 1352 г. Новгород и Новгородская земля, Материалы научной конференции, Выпуск 20, Великий Новгород 2006 г.
Thomas Förster: Große Handelsschiffe des Spätmittelalters, Untersuchungen an zwei Wrackfunden des 14. Jahrhunderts vor der Insel Hiddensee und der Insel Poel. Convent Verlag 2009
The Bayeux Tapestry. The complete tapestry in colour with introduction, description and commentary by David M.Wilson Thames & Hudson Ltd, London, 1985
Парусные суда.
http://dinghygel.narod.ru/Parusniki_3.htm
П.Е. Сорокин Предшественники Петербурга. Ландскрона - Невское устье – Ниеншанц, журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», 2003.
http://www.mitropolia-spb.ru/vedomosty/n30/03_1.shtml
http://www.xlegio.ru/venetian.htm