Мир Моделей! Форумы по моделизму.
http://forum.modelsworld.ru/

Не ясный конструктивный элемент.
http://forum.modelsworld.ru/viewtopic.php?f=23&t=17618
Страница 1 из 2

Автор:  Алексей Логинов [ 11 ноя 2023, Сб 11:07 ]
Заголовок сообщения:  Не ясный конструктивный элемент.

Бриг РАК "Святая Елизавета" (примерно 1803...1805г.г.)
Показан сплошной фальшборт в носовой части, но при этом на его фоне изображены кнехты (или битенги).
Кнехты, либо за фальшбортом, либо перед (?), либо в портиках (которых нет). В общем не ясно, что хотел изобразить художник.
Кто то с таким сталкивался? Или есть какие то идеи, как это могло выглядеть в жизни?

Вложения:
Снимок.JPG
Снимок.JPG [ 152.06 КБ | Просмотров: 1656 ]

Автор:  greenstone [ 11 ноя 2023, Сб 14:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

Моё почтение! :hi:
Это однозначно продолжение топ-тимберса, с оформлением кнехта для крепления того же якоря
Располагается вдоль борта, между шпангоутами.
Сверху между кнехтом и ограждением имеется небольшой зазор, чтобы удобнее заводить снасть.
В случае с "Св. Елизавета" так сделали, ибо высота фальшборта от палубы небольшая, потребовалось дополнительное деревянное ограждение для безопасности экипажа.

Как пример, транспортное судно, переделанное из бомбардирской лодки.
Только в этом примере фальшборта вовсе нет и расстояние от кнехтов до перила ограждения большое.
Вложение:
траспорт.JPG
траспорт.JPG [ 34.43 КБ | Просмотров: 1636 ]

Если бы это были битенги бушприта и фок-мачты, с расположением на палубе, то на чертеже их бы показали красными чернилами. Я так думаю.
Вложение:
транспорт2.JPG
транспорт2.JPG [ 60.6 КБ | Просмотров: 1636 ]

Например, на чертеже шлюпа "Мирный" показали и то, и иное разными чернилами.
Вложение:
шлюп Мирный.JPG
шлюп Мирный.JPG [ 107.13 КБ | Просмотров: 1635 ]

Судя по чертежу брига "Св. Елизавета" трудно сказать, зашивали ли в носу и в корме досками и были ли кнехты в портике/ах. Вроде хочется зашить из-за фигурного изгиба регеля.
Тогда надо делать или три маленьких портика, или один широкий (?).

В 19 веке получались как в отдельных "портиках" с глухой зашивкой надстройки полубака. Но там их по два и между ними расстояние больше, чем на бриге "Св. Елизавета".
Как пример бриги "Фемистокл"
Вложение:
Фемистокл.JPG
Фемистокл.JPG [ 34.09 КБ | Просмотров: 1636 ]
Вложение:
фемистокл 16пуш.JPG
фемистокл 16пуш.JPG [ 110.56 КБ | Просмотров: 1636 ]

и бриг "Аякс"
Вложение:
Аякс.JPG
Аякс.JPG [ 67.51 КБ | Просмотров: 1636 ]

А по форме кнехты чертили разные, порой очень упрощённо как прямоугольник.

Автор:  greenstone [ 11 ноя 2023, Сб 15:18 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

Шлюп "Открытие" 1819 г.
Тоже много кнехт
Вложение:
шлюп Открытие.JPG
шлюп Открытие.JPG [ 187.41 КБ | Просмотров: 1632 ]

Правда после переделок кнехт стало меньше, судя по чертежу опердека
Вложение:
опердек.JPG
опердек.JPG [ 95.88 КБ | Просмотров: 1631 ]



Пример транспорта "Осётр" для Каспия.
Вложение:
транспорт судно для Каспия.JPG
транспорт судно для Каспия.JPG [ 59.14 КБ | Просмотров: 1631 ]

Автор:  greenstone [ 11 ноя 2023, Сб 15:35 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

Алексей, кстати, меня этот чертёж "Св. Елисаветы" удивил ещё юферсами с 4-я отверстиями
Вложение:
юферсы 4 отверстия.JPG
юферсы 4 отверстия.JPG [ 109.87 КБ | Просмотров: 1628 ]

Автор:  Алексей Логинов [ 11 ноя 2023, Сб 16:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

Замечательный разбор, Женя! :hi:
Очень интересно.
Из всего тобой сказанного, я склоняюсь к мысли, что вокруг кнехтов все таки были какие то портики. Которые не изобразили. Возможно хотели одно, потом добавили другое, а начальство желало вообще третье. В конечном итоге, Елисавета получилась, мягко говоря, с загадками. В описании плавания Давыдова (того самого), про это конечно ни чего не упоминается. Хотя местами интересно описан рангоут, паруса, шлюпки и люки. Он ей рулил когда ходили в Ситку.

Конечно остается вероятность, что сплошного фальшборта (булварка) в носовой части все таки не было. А было ограждение выше низкого фальшборта. из которого торчали кнехты. А ограждение в центральной части добавилось позже. Т.с. по опыту эксплуатации в части.
Короче говоря, тут надо еще пораскинуть мозгами. Корабль интересный с исторической и литературной точки зрения. Надо его взять на карандаш, на будущее.

Автор:  Алексей Логинов [ 12 ноя 2023, Вс 11:25 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

Еще одна не очень понятная конструкция на палубе 4-х пушечного бота.
На продольном разрезе ее нет. Показан только румпель.

Вложения:
Снимок.JPG
Снимок.JPG [ 163.59 КБ | Просмотров: 1562 ]

Автор:  Алексей Логинов [ 12 ноя 2023, Вс 11:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

Я набросал по одной проекции (примитивно), что бы это могло быть. Но вообще не факт, что это так.

Вложения:
Снимок2.JPG
Снимок2.JPG [ 61.16 КБ | Просмотров: 1561 ]

Автор:  greenstone [ 12 ноя 2023, Вс 20:31 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

Больше всего это похоже на кницы внутри гакаборта для усиления конструкции кормы.
Кницы идут от края палубы под самый планширь гакаборта и крепились вплотную к внутренней обшивке гакаборта.
Частично эти кницы сверху закрываются решёткой от борта до борта (не сплошным настилом, скорее всего, для облегчения конструкции), на каком-то уровне, вероятно сразу под планширем и вдоль планширя.
Предполагаю, что в кницах показаны два обуха для блоков гика-шкота. Между кницами, напротив этих обухов - металлический погон для центрального блока гика-шкота.
Мне напоминает схему проводки гика-шкота через четыре блока, которая применялась на тендерах
Вложение:
гика-шкот.JPG
гика-шкот.JPG [ 50.23 КБ | Просмотров: 1514 ]


Но мне пока непонятно назначение второго железного погона, самого близкого к рулевому перу.
Для крепления ходовых концов гика-шкота?
Надо полистать свою подборку чертежей.

Автор:  Алексей Логинов [ 12 ноя 2023, Вс 22:50 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

greenstone писал(а):
Кницы идут от края палубы под самый планширь гакаборта и крепились вплотную к внутренней обшивке гакаборта.
Частично эти кницы сверху закрываются решёткой от борта до борта (не сплошным настилом, скорее всего, для облегчения конструкции), на каком-то уровне, вероятно сразу под планширем и вдоль планширя.
Предполагаю, что в кницах показаны два обуха для блоков гика-шкота. Между кницами, напротив этих обухов - металлический погон для центрального блока гика-шкота.

Про кницы я как то не подумал. Этот вариант мне нравится.
На решетку можно было сесть, когда работаешь с фальконетом.

Автор:  AMG-1963 [ 12 ноя 2023, Вс 23:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

Алексей Логинов писал(а):
Бриг РАК "Святая Елизавета" (примерно 1803...1805г.г.)
Кто то с таким сталкивался? Или есть какие то идеи, как это могло выглядеть в жизни?

Как так вышло, что бриг Охотской флотилии, стал судном РАК? И стал "Святым"? :crazy:
И как получилось, что утонувший в 1809 г. в Неве "тот самый Давыдов" смог куда-то рулить на бриге, на обороте чертежа которого написано: «бриг Елисавета построен в Охотске Черногубовым в 1821 году» :stars:
https://www.goldenhind.ru/rgavmf/brig_elisaveta2.htm https://www.goldenhind.ru/brig/brig_elisaveta2.htm
Да, по низу чертежа брига «Елизавета»[РГАВМФ, ф.327, оп.1, д.2698] есть надпись, что его сочинил и чертил корабельный тиммерман 14-го класса И.С. Черногубов.
Ссылку на свою статейку про бриги и бригантины Охотской флотилии в 19-м веке, я выкладывал после выступления на конференции в мае 2017 года: topic14760.html
Ссылка ведет на сайт коллеги Raul, который по горячим следам у себя разместил мой доклад. Он мне помог - предоставил обработанные фотокопии сканов чертежей https://www.goldenhind.ru/art_022.htm
Именно на его сайте систематизирована информация о русских флотских бригах. Включая превью чертежей из РГАВМФ и аннотации к ним :good:
Последний раз Владимир был на этом форуме 16 фев 2021.

Автор:  Алексей Логинов [ 13 ноя 2023, Пн 08:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

Значит было две "Елизаветы". Одна Охотской флотилии, вторая "Святая" РАк.
В этом случае интерес не столь сильный, как к кораблям РАК, о которых информация минимальна.

Вложения:
Снимок.JPG
Снимок.JPG [ 198.07 КБ | Просмотров: 1471 ]

Автор:  AMG-1963 [ 13 ноя 2023, Пн 19:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

Алексей Логинов писал(а):
Значит было две "Елизаветы". Одна Охотской флотилии, вторая "Святая" РАк.
В этом случае интерес не столь сильный, как к кораблям РАК, о которых информация минимальна.

Флотом РАК давно занимается А.В. Гринев. Читаем в одной из его статей, ДИНАМИКА КОРАБЕЛЬНОГО СОСТАВА ФЛОТА РОССИЙСКО-АМЕРИКАНСКОЙ КОМПАНИИ (1799-1867):
После этих потерь флот Российско-американской компании насчитывал в 1800 г. всего шесть судов. Из них три были двухмачтовыми парусниками, в том числе «бригантина» («род бригантины», как говорилось в архивном источнике) «Св. Екатерина» водоизмещением 112 т. Однако, скорее всего, это была не бригантина, а разновидность гукора или гукер-яхта, так как нам во время поисков сведений о российских кораблях на Тихом океане в XVIII - начале XIX в. не удалось обнаружить ни одного изображения или описания классических бригантин с прямыми парусами на фок-мачте и косыми (гафельный грот и топсель) на грот-мачте. Вероятно, сходным со «Св. Екатериной» был галиот (гукор) «Предприятие Св. Александры», имевший такое же водоизмещение (112 т), а также галиот «Св. Великомученик Дмитрий» (водоизмещением, вероятно, около 115 т) с парусным вооружением брига. Остальные суда РАК представляли собой маленькие одномачтовые палубные боты - «Св. Михаил» (48 т), «Св. Ольга» («Пегас») и «Дельфин» (последние два судна были построе¬ны в Америке, причем бот «Св. Ольга» мог ходить и при помощи весел) 8.

8 РГИА. Ф. 1374. Оп. 3. Д. 2404. Л. 9-9 об.; [Кашеваров Ф. А.] «Ответы» Филиппа Каше¬варова / Ситников Л. А. Материалы для истории Русской Америки // Новые материалы по ис¬тории Сибири досоветского периода / Отв. ред. Н. Н. Покровский. Новосибирск: Наука, 1986. С. 88; Тихменев. Историческое обозрение... Ч. 1. С. 40, 79, 94.

Оставим на совести ученого понимание термина "классическая бригантина", как судна "с прямыми парусами на фок-мачте и косыми (гафельный грот и топсель) на грот-мачте", как про них пишут в современных словариках, словарях и словарищах... Наверное все ученые происходят из "классической гимназии"....

Во всяком случае, флотская "Св. Екатерина" как раз была бригантиной с галиотской оснасткой.
Свою статью про пять разновидностей бригантин российского флота я разместил на этом форуме в 2016 году topic14131.html

Вложения:
Вестник ТГУ 404_ - 0054.jpg
Вестник ТГУ 404_ - 0054.jpg [ 312.48 КБ | Просмотров: 1430 ]

Автор:  AMG-1963 [ 13 ноя 2023, Пн 20:14 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

Далее из статьи Гринева:
Для пополнения поредевшего флота в 1801 г. в Охотске были выстроены бриг «Св. Петр и Павел» и, очевидно, однотипный с ним «Св. Александр Нев¬ский» водоизмещением 115 т. Затем в конце 1802 г. в Лондоне для РАК были куплены два трехмачтовых шлюпа, названные «Надежда» (450 т) и «Нева» (370 т), предназначавшиеся для первой русской кругосветной экспедиции из Кронштадта на Тихий океан (1803-1806).
Для замещения погибших или списанных из-за ветхости кораблей компания строила корабли вблизи Охотска и в самих колониях. Так, в 1803 г. на берегу залива Якутат на Аляске были спущены на воду два одно- мачтовых бота - «Ермак» и «Ростислав» (водоизмещение которых, по разным оценкам, колебалось в пределах 40-100 и 25-85 т). В 1804 г. в Охотске ком¬пания завершила оснащение одномачтового куттера «Константин» (60-80 т) и «бригантины» (гукора) «Св. Мария Магдалина» (120-150 т).
Помимо постройки кораблей РАК периодически закупала суда у иностранцев как в Европе, так и в Русской Америке. Например, в 1805 г. в Ново-Архангельске у американского шкипера Джона Д’Вулфа был приобретен небольшой трехмачтовый корабль «Джуно» (Juno), переименованный на русский манер в «Юнону» (250 т). Позднее подобная практика получила широкое распространенно. Так, если проанализировать корабельный состав флота РАК за 1812 г., то окажется, что из десяти судов четыре имели ино¬странное происхождение: уже упомянутый шлюп «Нева», купленный в Крон- штадте для новой кругосветной экспедиции трехмачтовый американский ко¬рабль «Суворов» (300-335 т) и еще два трехмачтовых парусника - «Кадьяк» (300 т) и «Аметист» (270 т). Собственно русских судов было шесть: гукоры «Св. Мария Магдалина» и «Св. Александр Невский», куттер «Константин», выстроенные в Ново-Архангельске трехмачтовый корабль «Открытие» (306 т) и шхуна «Чириков» (106-120 т), а также спущенный в 1809 г. со стапелей в Охотске бриг «Новая Финляндия» (150-250 т).

Как видим, Гринев не упоминает во флоте РАК никакой "Св. Елизаветы".

Автор:  AMG-1963 [ 13 ноя 2023, Пн 20:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

У П. Тихменева в его изданном в 1861 г. "Историческом обозрении образования РАК" имеется "Захарий и Елизавета".
Безпрестанныя крушенія значительно сократили компанейскую ф л о т и л і ю , которая къ 1804 году заключалась только въ слѣдующихъ судахъ: «св. Князь Александръ Невскій», двухмачтовое въ 115 тонновъ; «св. Захарія и Елисавета», двухмачтовое въ 150 тонновъ и весьма ветхое маленькое одномачтовое и однопалубное судно «св. Ольга». Нельзя не отдать полной справедливости лейтенанту Хвостову н мичману Давыдову, которые не только занимались въ колоніяхъ обученіемъ людей правильному вооруженно судовъ и дѣйствію орудіями, но вмѣстѣ съ тѣмъ командуя судами совершали рейсы между колоніями и Охотскомъ въ неслыханное дотолѣ короткое время.

Автор:  AMG-1963 [ 13 ноя 2023, Пн 21:40 ]
Заголовок сообщения:  Re: Не ясный конструктивный элемент.

У С.Д. Климовского в статье 2011 г. про судостроение РАК найдена "Св. Елизавета". Как и следовало ожидать, это построенный в 1802 г. "Св. Захарий и Елизавета". ;)
Только маленький охотский бриг как прототип не пойдет - у него водоизмещение 97 тонн с небольшим.

Страница 1 из 2 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/