Мир Моделей! Форумы по моделизму.
http://forum.modelsworld.ru/

Суда российских промысловых экспедиций XVIII века
http://forum.modelsworld.ru/viewtopic.php?f=23&t=17527
Страница 4 из 4

Автор:  DeFonce [ 27 май 2023, Сб 10:20 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

Более подробно документы по беломорскому щерботу, в том числе, чертежи, приведены во втором выпуске того же издания (Архангельск, 2014) теми же авторами в статье "Беломорские щерботы" на стр.55-66. Правда авторы соотносят "щербот" со "швертботом" а не со "шхерботом", но документы приводят весьма подробные.

Автор:  AMG-1963 [ 27 май 2023, Сб 16:43 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

DeFonce писал(а):
Ещё немного в тему. При строительстве судов для купеческих экспедиций ориентировались на сибирскую и северорусскую школу частного судостроения (отсюда - шитики и щерботы), тем более, что заказчики были преимущественно выходцами с Русского Севера или Сибири. Даже когда в моду вошли галиоты, их адаптировали с учетом требований заказчиков и опыта мореходов (ещё тот опыт...) и квалификации строителей.Отсюда-гипертрофированные рули, завышенный борт, уменьшенные мачты и паруса, днище, пригодное для того, чтобы на период зимовки выбрасывать или вытягивать судно на берег (плоское?). Кстати, местные власти ничего против шитиков не имели (см.документ №2 из того же сборника, где сержант Е.Басов приводит ссылку на инструкцию канцелярии Охотского порта от 1741 года, предписывающую сделать ему своим кочтом на Камчатке один или два шитика для экспедиции на Курилы.

Поморское судостроение достаточно хорошо представлено на страницах и на сайте "СОЛОВКИ.ИНФО"
Есть там и описание постройки щербота для Соловецкого монастыря со многими подробностями.
http://www.solovki.info/?action=archive&id=567
Многовековой опыт строительства шитых вицей судов с обшивкой внакрой - не нужно считать примитивной методой, вслед за царем Петром. Который пытался выплеснуть воду с ребеночком, да не вышло! :D

Автор:  AMG-1963 [ 27 май 2023, Сб 16:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

AMG-1963 писал(а):
Есть там и описание постройки щербота для Соловецкого монастыря со многими подробностями. Шхербот (щербот) это как раз европейский тип судна - шведский, для шхер.


Вложения:
13_2010_hi.jpg
13_2010_hi.jpg [ 190.55 КБ | Просмотров: 3039 ]

Автор:  DeFonce [ 17 янв 2024, Ср 13:30 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

В продолжение темы вопрос. Кто-нибудь знает, как облагались налогом построенные частновладельческие суда во второй половине XVIII века и кто эти налоги собирал? Может быть, в документации этих ведомств есть что-либо о размерениях интересующих меня судов?

Автор:  DeFonce [ 26 янв 2024, Пт 19:41 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

Прошу сообщество высказать мнение по поводу следующей гипотезы о конструктивных особенностях судов русских промысловых экспедиций (основные источники-Берх, Чулков, Паллас). Итак, до 1770 года большинство судов промысловых экспедиций строилось на Камчатке, затем-в Охотске (причина-дефицит рабочей силы в т.ч., работников промысловых партий, в результате эпидемии оспы). Строительство велось в условиях тотального дефицита железа (в особенности-на Камчатке), парусины, канатов, а также- по европейски обученных мастеров. Отсюда-закономерное доминирование судов шитой конструкции с клинкерной обшивкой, построенных под влиянием восточносибирской традиции. Кроме того, особенности конструкции обусловлены решением задачи обеспечения эффективности промысла. Итоги:
1)Необходимость вытаскивания судна на берег на период промысла обусловила наличие плоского днища (или его части)
2)Необходимость разместить партию в количестве не менее 35-40 человек (минимальныей размер промысловой партии) и запасы на 1-3 сезона а также добычу вынуждала в условиях технологического ограничение длины увеличивать высоту борта.
3) Уменьшенные размеры парусов, вызванные дефицитом парусины.
4) Недостаток опытных моряков для плавания в условиях северной части Тихого океана вынуждала увеличивать толщину мачт и уменьшать их высоту по отношению к принятому в "хорошей морской практике".
5) Вооружение галиотом.
6) Длина по килю-12-17 метров (6-8 саженей), отношение ширины по палубе (без обшивки) к длине киля 2,5-3, глубина интрюма 2,1-3 метра (размеры округленные).
С учетом изложенного, представляется ли допустимым рассматривать в качестве возможного прототипа судов промысловых экспедиций.... промысловые кочи конца XVII века, конечно, с более удобным вооружением?

Автор:  AMG-1963 [ 27 янв 2024, Сб 19:15 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

Обратил внимание, что картинка в первом посте топика - не была позже выложена в лучшем качестве. Исправляю сие недоразумение. Так лучше видны конструктивные особенности купеческого судна.
Это судно изображено на документе: Рукописная карта Камчатки, Алеутских островов и Аляски, составленная капитаном Т.И.Шмалевым. 1775 г. АВПРИ, ф. Географические карты, оп. 2, д. 720, л. 1
https://rus-amerika.mid.ru/en/docs/russ ... llery-40-1
Там же имеется изображение военного галиота.

Вложения:
купеческое судно с карты_cr.jpg
купеческое судно с карты_cr.jpg [ 396.67 КБ | Просмотров: 1461 ]
Купеческое судно.jpg
Купеческое судно.jpg [ 282.04 КБ | Просмотров: 1461 ]
Галиот.jpg
Галиот.jpg [ 245.02 КБ | Просмотров: 1461 ]

Автор:  DeFonce [ 28 янв 2024, Вс 14:11 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

AMG-1963 писал(а):
Это судно изображено на документе

Спасибо за ссылку!. Итак, изображение можно рассматривать как источник. Но это, к сожалению,не галиот, поэтому для выяснения особенностей вооружения нужно искать подлинные журналы (где-то они есть), т.к. публикаторам курсы, ветер и паруса были неинтересны. Пока нашел еще несколько проблем:
1. К середине 60-х годов осьмнадцатого века относится некое замечание о том, что промысловые суда могли сидеть в полном грузу и 3 аршина, что автоматом дает увеличение статистической глубины интрюма по отношению к цифрам, ранее мною приведенным.
2. Пробема перехода на металлическое крепление не ясна. Процесс этого перехода можно отнести к 60-м -70-м годам. Но откуда вдруг железа стало больше? В одной из работ говорится о скреплении медными гвоздями. Откуда медь, местная что-ли?
3.Проблема транцевой кормы. Как строить транец при металлическом креплении-понятно, как при креплении вицей- совсем не понятно (аналогов не встречал в источниках). Видимо, к транцу перешли одновременно с переходом на металл?

Автор:  AMG-1963 [ 02 фев 2024, Пт 10:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

DeFonce писал(а):
AMG-1963 писал(а):
Это судно изображено на документе

3.Проблема транцевой кормы. Как строить транец при металлическом креплении-понятно, как при креплении вицей- совсем не понятно (аналогов не встречал в источниках). Видимо, к транцу перешли одновременно с переходом на металл?

В статье П. Филина про строительство "щербота" для Соловецкого монастыря, как раз рассматривается случай построения в середине XVIII в. "новоманерного" судна с транцем, но с применением старых технологий. А гвозди применялись в то время деревянные, названием нагели.

Автор:  DeFonce [ 02 фев 2024, Пт 21:10 ]
Заголовок сообщения:  Re: Суда российских промысловых экспедиций XVIII века

Спасибо, обратили внимание! Перечитал обе публикации на тему- и в "Соловецком море" и в "Трудах Архангельского центра РГО". Да, так все и есть- шитая посудина с транцем. И похоже на некоторые боты интересующего периода, например на "Св. Иулиан", который мореход С.Глотов водил в 1758-1762 гг. Но одно сомнение осталось-как все-таки обшивали транец: внакрой или вгладь? Если внакрой, то как это могло оформляться конструктивно? Если вгладь-как обеспечивали стабильность конопатки?

Страница 4 из 4 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/