Мир Моделей! Форумы по моделизму.
http://forum.modelsworld.ru/

Опыт Шпанберга или береза в судостроении
http://forum.modelsworld.ru/viewtopic.php?f=23&t=17433
Страница 1 из 1

Автор:  DeFonce [ 13 ноя 2022, Вс 14:30 ]
Заголовок сообщения:  Опыт Шпанберга или береза в судостроении

Уважаемые коллеги.
Известно, что береза совершенно не годится в качестве материала для корпуса судна (легко впитывает влагу, набухает, быстро гниет, тяжелое и т.д.). Не пользуется оно уважением и у плотников. Однако 25 марта 1739 года на Камчатке была спущена то ли дубель-шлюпка то ли бот "Большерецк", построенная именно из березы. Идея полностью принадлежит М.Шпанбергу. Вопреки прогнозам судно оказалось вполне удачным (судя по словам С.П.Крашенинникова в "Описании земли Камчатки"), ходило круто к ветру и погибло от посадки на берег в 1744 году.
В этой связи вопрос: были ли в отечественной и мировой практике аналогичные опыты с использованием березы, и чем они закончились. О шпоне и фанере речь не идет-там береза вполне работает.

Автор:  Старый МореходЪ [ 13 ноя 2022, Вс 16:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опыт Шпанберга или береза в судостроении

Шпанбергу деваться было некуды. У нас лет 20 тому назад была фирма (ну, как фирма? - два подмастерья в заброшенном гараже былого могущественного предприятия), коя ваяла кухни и позиционировала - бяроза! Хотя любой ПТУшник с 1-го курса знает, что берёза гигроскопична и для кухни с паром-жаром не вполне пригодна. Но обрабатывается отлично, отлично держит форму и вполне пригодна даже для резьбы. Полутвёрдая порода. Ага, значица, фирма... когда гэтая рябятки сколотили капитал на наивных гражданах, оне бярозу забросили и... Потом это стало вполне себе мебельной фабрикой (ну, как фабрикой?- опять же на заброшенных площадях некогда могущественного предприятия стали кромсать, присаживать и закатывать кромки ЛДСП). Ну и фурнитура импортная подоспела к тому времени. А берёза... Как-то интервью давал тогдашний деятель о своём становлении - да, каялся: мол, начинали с берёзы. Выхода не было, а берёза была халявная!
То, что там судно строенное обладало хорошими ходовыми качествами - а отчего и нет? Но сколь оное будет в строю на плаву? "Линейники" дубовые по 100 лет служили. Ну, не 100 может. Но 80... Вся Европа дуб почитала. Да и Петруша запретил дубы рубить на дрова и угли. А Шпанберг... Там дубов отродясь не бывало. Местный народец воопче из костей и шкур плавсредства сооружал. Ничо - кормились как-то с таких промыслов.

Автор:  DeFonce [ 04 янв 2023, Ср 21:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опыт Шпанберга или береза в судостроении

Нашел еще один документ об использовании березы в судостроении на Камчатке. Рапорт Чирикова Адмиралтейств-коллегии от 10 мая 1741 года. Из документа следует, что на восточном побережье Камчатки "лесов, годных на строения морских судов, не обретается, кроме березоваго, ис какого за нужду здесь к прошлой кампании два ланбота ... да две малые лотки". И еще один ланбот и одна лодка сделаны к навигации 1741 года. Таким образом, по нужде использовали и березу. Интересно, на Камчатке такая же берёза растет, как везде? Или может быть, высокая соленость воды препятствует быстрому гниению?

Автор:  mmm [ 04 янв 2023, Ср 22:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опыт Шпанберга или береза в судостроении

DeFonce писал(а):
на Камчатке такая же берёза растет, как везде?

Вообще берёз очень много разных видов. Кстати, именно на Камчатке растёт Берёза Эрмана или Каменная берёза - пишут, что древесина тонет в воде.

Цитата из статьи:
"И все же высокие физико-механические свойства древесины обусловили ее широкое использование. К примеру, коренные жители Камчатки (ительмены и коряки) повсеместно применяли каменную березу при строительстве своих полуподземных жилищ, а во времена Второй Камчатской экспедиции из древесины каменной березы было построено превосходное по своим мореходным качествам морское судно «Большерецк»"

https://elementy.ru/nauchno-populyarnay ... 9397561#15

Автор:  DeFonce [ 06 янв 2023, Пт 13:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Опыт Шпанберга или береза в судостроении

Использовалась скорей всего именно береза Эрмана (каменная береза). Как пишут в Интернете, заболонь у неё гниет весьма слабо. С гниением ядра древесины непонятно: самые противоположные мнения (от "не гниет" до "слабо сопротивляется загниванию"). Плотная, прочная, тяжелая древесина (отсюда рассказ у Крашенинникова о том, как опасались, что "Большерецк" вообще потопнет). Обрабатывается трудно. В силу совокупности указанных качеств и эндемичности понятно, что использовали только по нужде, но об использовании в судостроении говорят все авторы статей об этом виде березы, которые только нашел. Кстати, есть на Дальнем Востоке еще береза Шмидта, так та однозначно не гниет, но в воде гарантированно тонет.

Страница 1 из 1 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/