Корабли-прототипы, непопулярные и не "затертые" у моделистов имеют особую прелесть и харизму. Торговый флот, воспетый во всеми нами читанных в детстве незабвенных романах Жуля Верна и Александра Грина в принципе у моделистов малопопулярен, т. к. по нему до нас дошло мало информации - суда делались на частных верфях, которые рано или поздно разорялись, поглощались более крупными, поэтому чертежи (да и не было сильно развито чертежное дело у частных, более консервативных судостроителей) не сохранялись. Ставлю целью воскресить из небытия для собратьев-моделистов еще одно судно, весьма симпатичное и не слишком сложное в постройке.
Торговое судно "Уоткинс" построено в 1848 г. на верфи Джона Грея в Ньюхавене (Англия) и оснащено 3-мачтовым барком. Сведения о нем и чертежи, довольно скупые содержатся в известных многим моделистам книгах Д. Мак-Грегора "Торговые парусные суда 1850 - 1875", "Быстрые парусные суда 1775 - 1875" и "Британские и американские клипера". Судно было построено для владельца по фамилии Уоткинс и было приписано к порту Лондон. Класс Ллойдовского регистра 14 А1 означал, что судну был выдан класс А1 (очевидно, высший) сроком на 14 лет. Это свидетельствовало о высочайшем качестве постройки и применяемой древесины.
Чертеж, приводимый Мак-Грегором, снят с оригинала, сохранившегося в британском Национальном морском музее, притом подлинниками являются теоретическая проекция полуширота, продольный и поперечный, по миделю разрезы, от них в первую очередь и следует отталкиваться в разработке модели. Боковой вид и проекция корпус реконструированы уже самим Мак-Грегором, поэтому смотреть на них надо весьма условно.
Судно имело тоннаж (показатель грузоподьемности, на основе которого рассчитывались налоги и различные портовые поборы) 329 62/94 т по старой системе измерений (так называемый Old measurement - OM) и 288 т по новой системе (New measurement - NM). С незапамятных времен тоннаж английских судов рассчитывался по простой формуле, в которой фигурировали длина по килю - от крайней точки форштевня под бушпритом, без княвдигеда до пятки ахтерштевня и максимальная, с обшивкой, ширина. Было выгодно строить небольшие суда с полными обводами и глубокой осадкой - естественно, чтоб перевезти груза и заработать больше, а платить поборов меньше. С 1836 г. расчет тоннажа стал более точным, что сделало выгодным делать суда с более острыми, быстроходными обводами, что позволяло обходить конкурентов, приходить в порт раньше и перехватывать более выгодные фрахты. Так стали зарождаться клипера (наименование быстроходного парусного судна "клипер", от английского to clip - резать, стричь - поначалу было жаргонным). Но еще в течение лет 20 судостроители параллельно пользовались и старым способом расчета тоннажа, и в характеристиках судна указывались цифры тоннажа по "старым измерениям" - OM и "новым" - NM. И если "старый" тоннаж был значительно больше "нового", это значило, что судно с острыми, клиперскими обводами. Длина "для старого тоннажа" составляла 122 фута, ширина 24 фута, а глубина трюма - 15 футов 6 дюймов.
Подставив данные в дошедшую до нас формулу расчета "старого" тоннажа, получаем полный порядок: ( (длина по килю 122 фута -3/5 ширины - 14, 4 фута) х ширину 24 фута х 1/2 ширины 12 футов) / 94 = 329,67 тонн. Найти "новую" формулу для проверки данных не удалось.
Судно в целом типовое для своего времени, отражает тенденции перехода от тихоходных "толстопузов" к быстрым клиперам: узкий корпус, довольно острые обводы, "абердинский" форштевень с сильным наклоном вперед, свойственный ранним английским клиперам. На миделе имеется цилиндрическая вставка, непопулярная для деревянного судостроения вообще. Это, скорей всего, обусловлено спецификой "нового" расчета тоннажа, для которого применялся ряд внутренних замеров ширины судна на миделе и в определенных точках в оконечностях. Таким образом, предприимчивый владелец выгадал несколько тонн, не облагаемых поборами.