Пакетбот "Почтальон" 1766

Форум посвящен моделям построенным по чертежам, с нуля. Советы, впечатления, тонкости при изготовлении моделей кораблей.

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

27 май 2021, Чт 13:55

bagl писал(а):Сомнение вызывает наличие этого элемента на чертежах английских, датских и шведских судов.

Пакетботы предназначались для доставки корреспонденции в зарубежные порты. Как шлюпы (вспомогательные суда при эскадре) они использовались только в военное время

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

29 май 2021, Сб 11:37

AMG-1963 писал(а):Пакетботы предназначались для доставки корреспонденции в зарубежные порты. Как шлюпы (вспомогательные суда при эскадре) они использовались только в военное время

Александр, как минимум с 1757 по 1782 год пакетботы входили в корабельный состав флота и в военное время выполняли, в том числе, вполне себе боевые задачи, как в составе эскадр (отрядов), так и самостоятельно.
В мирное время кроме доставки корреспонденции, пакетботы участвовали в практических плаваниях и смотрах флота, выполняли гидрографические задачи, дипломатические миссии, использовались как экспедиционные суда, стояли на брандвахтах в Ревеле и Керчи. Т.е. выполняли те же задачи, что и военные шлюпы (sloop of war) в Англии и корветы во Франции.

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

29 май 2021, Сб 13:50

Сергей, ну, английские шлюпы не показатель. Тем более французские суда.
Коль нет на чертежах или упоминания в архивных делах, то и выдумывать не стоит.

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

29 май 2021, Сб 15:01

Да нет, здесь вопрос решен. Весельные порты делать не буду.
Сообщение было об отнесении пакетботов к вспомогательным судам.

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

29 май 2021, Сб 20:03

bagl писал(а):Сообщение было об отнесении пакетботов к вспомогательным судам.

Пакетботы как отдельный класс судов были введены в штат флота в 1723 году как суда для доставки корреспонденции в зарубежные порты. Затем в штате 1732 г. пакетботы заменили класс шнявы - в военное время должны были исполнять их функции (дозор, крейсерство, разведка, связь, репетование сигналов).

Хранящиеся в РГАВМФ чертежи трехмачтовых 16-пуш. шняв, имеют размерения:
длина по палубе 86 фут, ширина без досок 23 фут 11 дюйм, глубина интрюма 10 фут 6 дюйм (д. 2632, 2639);
длина по палубе 90 фут, ширина без досок 27 фут, глубина интрюма 10 фут 6 дюйм (д. 2638).

Трехмачтовые пакетботы, имеют размерения:
14-пуш. длина по палубе 90 фут, ширина без досок 24 фут 2 дюйм, глубина интрюма 11 фут (д. 3716);
16-пуш. Меркурий длина по палубе 90 фут, ширина без досок 24 фут 2 дюйм, глубина интрюма 11 фут (д. 3711);
16-пуш. Курьер длина по палубе 90 фут, ширина без досок 25 фут 2 дюйм, глубина интрюма 11 фут (д. 3710, 4529).

Как видим, шнявы проектировались с несколько меньшими размерениями.

В конце XVIII в. на ЧФ функции пакетботов выполняли шхуны, бригантины, бриги, малые фрегаты - какое судно назначали, то и было пакетботом.

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

30 май 2021, Вс 11:33

Про трехмачтовые шнявы очень интересно. Я, честно говоря, все время считал, что шнявы были по определению - двухмачтовыми кораблями. Как говорилось выше, в 1732 году Морской комиссией было предложено:
12.jpg
12.jpg (143.76 КБ) Просмотров: 3485

Согласно «Списку русских военных судов с 1668 по 1869 год» Ф.Ф.Веселаго шняв после 1723 г. не строилось (здесь видимо не учтены шнявы возможно строившиеся для Каспийской флотилии).
В тоже время, в описи ф.327 в разделе «Шнявы» мы видим чертежи датированные периодом с 1746 по 1793 г.?
14.jpg
14.jpg (112.52 КБ) Просмотров: 3485

Интересно было бы посмотреть есть ли на самих чертежах указания на то, что это чертежи шняв.
Что касается конца 18в., то в Штатах 1782 г. пакетботы были признаны устаревшими и «отменены»:
15.jpg
15.jpg (90.77 КБ) Просмотров: 3485

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

02 июн 2021, Ср 18:30

Немного продвинулся по корпусу, врезал косяки пушечных портов, предварительно обрезал борта, прибил временные "рыбинсы" из линеек, по нижней стороне которых будет проходить бархоут.
IMG_20210602_180016.jpg
IMG_20210602_180016.jpg (191.79 КБ) Просмотров: 3336

IMG_20210602_180049.jpg
IMG_20210602_180049.jpg (185.05 КБ) Просмотров: 3336

IMG_20210602_180105.jpg
IMG_20210602_180105.jpg (212.22 КБ) Просмотров: 3336

IMG_20210602_180334.jpg
IMG_20210602_180334.jpg (224.28 КБ) Просмотров: 3336

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

02 июн 2021, Ср 22:05

bagl писал(а):Про трехмачтовые шнявы очень интересно.
Интересно было бы посмотреть есть ли на самих чертежах указания на то, что это чертежи шняв.
Что касается конца 18в., то в Штатах 1782 г. пакетботы были признаны устаревшими и «отменены»:

"Есть многое в природе, друг Горацио, Что и не снилось нашим мудрецам" (с)
Шнява в нашем флоте - это класс судна, следующего за 32-пуш. фрегатом. Аналогично английским шлюпам.
Фрагменты чертежей прилагаются. На поле чертежа 2639 слово "шнява" подписано карандашом, однако размерения идентичны д.2632 с датой 1762 год

Что касается отмененных пакетботов, то они снова появились в артиллерийских и парусных штатах 1804-1806 года.
Вложения
2639.JPG
2639.JPG (104.31 КБ) Просмотров: 3311
2638.JPG
2638.JPG (123.83 КБ) Просмотров: 3311
2632 (1762).JPG
2632 (1762).JPG (174.51 КБ) Просмотров: 3311

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

03 июн 2021, Чт 16:06

AMG-1963 писал(а):Шнява в нашем флоте - это класс судна, следующего за 32-пуш. фрегатом.

Тут видимо свою роль сыграли мои недостаточные знания по особенностям российского флота и, как следствие, «корабельное англоманство». Потому, что я искренне считал шнявы и пакетботы одним классом кораблей, по примеру английских шлюпов. Которые были как двухмачтовые – вооруженные шнявой (snow-rigged) или кечем (ketch-rigged), так и трехмачтовыми – с корабельным вооружением (ship rig)
Но, предлагаю вернуться к «Почтальону». В ходе работы над княвгидедом возник следующий вопрос: на чертежах пакетботов отсутствует стандерс-индигед:
княвдигед3.jpg
княвдигед3.jpg (136.49 КБ) Просмотров: 3253

Учитывая небольшие размеры княвгидеда такой вариант мне кажется вполне возможным. Но тут возникает вопрос по креплению грота штага, в имеющейся у меня литературе он крепится как раз к стандерс-индигеду (2 вариант - мое предположение, ничем не подтвержденное).
княвдигед4.jpg
княвдигед4.jpg (72.61 КБ) Просмотров: 3253

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

03 июн 2021, Чт 22:48

bagl писал(а):на чертежах пакетботов отсутствует стандерс-индигед

Думаю он был на пакетботе, просто на чертеже его не указывали.

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

05 фев 2022, Сб 21:37

Рискну выложить часть результатов своей дилетантской работы.
Палуба:
IMG_20220205_201218.jpg
IMG_20220205_201218.jpg (218.03 КБ) Просмотров: 1933

Часть наполнения палубы, шпиль еще дорабатывается, якорный битенг буду переделывать (большое спасибо Михаилу Васильевичу и Андрею Вычегжанину за доп. материалы).
IMG_20220205_201755.jpg
IMG_20220205_201755.jpg (198.46 КБ) Просмотров: 1933

Ну и вид с заготовками палуб квотердека и бака
IMG_20220205_201926.jpg
IMG_20220205_201926.jpg (200.35 КБ) Просмотров: 1933

IMG_20220205_201909.jpg
IMG_20220205_201909.jpg (189.05 КБ) Просмотров: 1933

IMG_20220205_203545.jpg
IMG_20220205_203545.jpg (159.03 КБ) Просмотров: 1933

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

08 фев 2022, Вт 07:31

bagl
На мой взгляд хорошо получается!
Только вопрос, а палубные доски не узковаты ли?

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

08 фев 2022, Вт 10:23

Спасибо Андрей.
Больше всего напрягает гвоздевание на палубе, но третий раз перестилать палубу уже не буду ;), боюсь сделать еще хуже.
Доски шириной 6мм или 11 1/3 дюйма, честно говоря не нашел точных данных по ширине досок (везде указывается только толщина), поэтому пользовался данными из книги В.Мондфельда "... До начала 16 века ширина досок настила палубы составляла 12-18 дюймов, в 17 веке 10-16 дюймов, в 18 веке 8-14 дюймов, в первой половине 19 века 6-8 дюймов, а с середины 19 века примерно 6 дюймов..."
Исправил якорный битенг:
IMG_20220208_100609.jpg
IMG_20220208_100609.jpg (210.3 КБ) Просмотров: 1790

IMG_20220208_100620.jpg
IMG_20220208_100620.jpg (217.18 КБ) Просмотров: 1790

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

08 фев 2022, Вт 19:20

На начальном этапе, опираясь на книги Финчама и Окунева, планировал соединять доски бархоута в анкершток (top and butt), но изучая в ГИМ архив графа Чернышова наткнулся на чертеж шхуны, построенной в 1772 году на Дунае по чертежам адмирала Ноулса и имеющей аналогичные размерения (90 фут, 25 ¼ фут)
шхуна 1772.jpg
шхуна 1772.jpg (244.63 КБ) Просмотров: 1730

На чертеже показан более ранний вариант соединения досок бархоута он упоминается в книге Гудвина “The Construction and Fitting…” и его же анатомии по «Блендфорду».
бархоут.jpg
бархоут.jpg (46.29 КБ) Просмотров: 1730

В итоге решил остановиться на этом варианте:
IMG_20220208_182329.jpg
IMG_20220208_182329.jpg (224.45 КБ) Просмотров: 1730

IMG_20220208_182342.jpg
IMG_20220208_182342.jpg (183.31 КБ) Просмотров: 1730

Re: Пакетбот "Почтальон" 1766

08 фев 2022, Вт 22:01

Приведенный Вами выше рисунок из архива, это шхуна Измаил. При постройке этой шхуны теоретическими изысканиями занимался Саша Пушкаш. В результате мы пришли к выводу, что замки на бархоуте этой шхуны выглядели так.
IMG_5090.JPG
IMG_5090.JPG (244.19 КБ) Просмотров: 1704