В связи с возникшим интересом к катерам (фрегатам), построенными на Хопре в годы войны России с Турцией (1787 – 1791), предлагаю их полную историю, изложенную в третьем томе монографии «Черноморский флот в период правления Екатерины II». Работа с архивными документами, включая изучение подлинных протоколов Черноморского Адмиралтейского Правления, позволило проследить судьбу этих судов. На данном этапе готовится переиздание «Российский флот и дипломатия Екатерины II», и первый том – «Наследие Петра Великого» уже увидел свет; в скором времени выйдет том второй, а затем третий, где с новыми интересными документами из федеральных архивов России будет представлена история обоих Российских флотов – Балтийского и Черноморского в царствование Екатерины II.
А с хопёрскими катерами связана отдельная история, причём судьба этих катеров сложилась нетипично для судов, изначально предназначенных для ведения боевых действий. До конца проследить эту историю позволило изучение подлинных протоколов Черноморского Адмиралтейского Правления. Принадлежность этих судов переквалифицировали четырежды: строили как катера, затем отнесли к классу фрегатов, в конце войны причислили к бомбардирским судам, а в 1792 году по предложению вице-адмирала Н.С. Мордвинова их обратили в транспорты; причём в боевых действиях участия они так и не приняли.
Катера сошли на воду в конце апреля 1789 года, и по спуске значились уже как фрегаты. Так, 23 августа 1789 года М.И. Войнович секретным уведомлением извещал князя Г.А. Потёмкина: «Фрегаты хоперские лучше оставить на месте, где оные обмелели до будущей полной воды, и сберечь только от льду. А ежели принуждать тащить по мелкостям, не только что потекут, но и равно ломаются». Эти суда получили наименования «Сергий Чудотворец» и «Николай Чудотворец»