Добро Пожаловать в "Мир Моделей"
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
8-812-3350685
городской номер
в Санкт-Петербурге
        FAQ         Правила форума         Медали         Поиск
Текущее время: 28 мар 2024, Чт 23:02




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 
Глебов А.М. О КОНСТРУКЦИИ ШЛЮПОВ ТИПА «КАМЧАТКА» 
Автор Сообщение
Мл. лейтенант
Мл. лейтенант
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30
Сообщения: 1707
Медали: 6
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Медаль за статьи II (1) Медаль за статьи II (1)

Медаль за статьи V (1) Медаль за статьи V (1)
Медаль за статьи VI (1) Медаль за статьи VI (1)
Медаль за статьи VII (1) Медаль за статьи VII (1)


Баланс: 1598 Кц
Заработано: 1599 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, Сб 13:56 
УДК 623.84
А.М. Глебов
О КОНСТРУКЦИИ ШЛЮПОВ ТИПА «КАМЧАТКА»
Мир Евразии. Научный журнал. 2017 г. №4 (39), С. 16-23.

Аннотация:
В 1816-1824 гг. на Охтинской верфи была построена серия шлюпов для кругосветных плаваний. В статье на основе впервые вводимых в научный оборот документальных источников анализируется конструкция корпуса шлюпов типа «Камчатка». Приведены проектные размеры рангоута шлюпа «Камчатка» и изменения размеров мачт и стеньг шлюпов «Восток», «Аполлон», «Предприятие» и «Смирный».


 
Ответить с цитатой
Профиль
Мл. лейтенант
Мл. лейтенант
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30
Сообщения: 1707
Медали: 6
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Медаль за статьи II (1) Медаль за статьи II (1)

Медаль за статьи V (1) Медаль за статьи V (1)
Медаль за статьи VI (1) Медаль за статьи VI (1)
Медаль за статьи VII (1) Медаль за статьи VII (1)


Баланс: 1598 Кц
Заработано: 1599 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, Сб 14:01 
4 (16) июля 1819 г. из Кронштадта одновременно отправились две научных кругосветных экспедиции. Южным отрядом, в составе шлюпов «Восток» и «Мирный», руководил капитан 2 ранга Ф.Ф. Беллинсгаузен. В Северный отряд под руководством капитан-лейтенанта М.Н. Васильева, были включены шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный». Экспедиция Ф.Ф. Беллинсгаузена – М.П. Лазарева 16 (28) января 1820 г. открыла южный материк – Антарктиду. Экспедиция М.Н. Васильева – Г.С. Шишмарева оказалась менее удачной: ей не удалось пройти из Берингова пролива в Атлантический океан. Несмотря на это, были сделаны весьма важные для географической науки открытия и исследования. Шлюпы «Восток» и «Мирный» и их командиры навсегда вошли в пантеон отечественного военно-морского и международного научного флота. В настоящее время в Антарктиде действуют научные полярные станции Беллинсгаузен, Восток, Мирный и Новолазаревская. Шлюпы «Открытие» и «Благонамеренный» не были удостоены такого внимания потомков.

Воссоздание образцов науки и техники прошлых исторических периодов, является одним из важных направлений истории науки и техники. Первую, весьма упрощенную реконструкцию облика шлюпов «Восток» и «Мирный» в 1950-55 гг. выполнил С.Т. Лучининов, известный популяризатор и методист детско-юношеского судомоделизма [1, вкл. 5; 2, вкл. 2]. Тогда же, в 1950-е гг. художник-реставратор Центрального военно-морского музея А.Л. Ларионов предпринял попытку воссоздать (на основе архивных источников) архитектуру и внутреннее расположение шлюпов, выявить размерения, рассчитать водоизмещение, размеры деталей рангоута и площадь парусности. Результатом этой комплексной научной реконструкции стало довольно подробное описание шлюпов «Восток» и «Мирный» [3, с. 128-142]. Все последующие варианты реконструкции этих судов, основаны на вышеназванном исследовании. В 1968 г. чертежи шлюпа «Восток» А.Л. Ларионов опубликовал в популярном научно-техническом журнале для молодежи «Моделист-Конструктор». В 2016 г. статья была опубликована повторно [4]. В 1973 г. брошюры с чертежами исторических моделей шлюпов «Восток» и «Мирный» опубликовал С.Т. Лучининов [5, 6]. Новый вариант реконструктивных чертежей выполнил известный художник-маринист Е.В. Войшвилло. Его чертежи шлюпа «Мирный» в 1974 г. опубликовал журнал «Моделист-Конструктор». В 2016 г. статья была опубликована повторно [7].
Повторная публикация чертежей отечественных кораблей – первооткрывателей Антарктиды, была осуществлена полвека спустя, что стало своеобразным признанием достоверности выполненной А.Л. Ларионовым реконструкции. Несмотря на это обстоятельство, привлечение дополнительных источников позволяет уточнить некоторые детали устоявшегося представления о шлюпах типа «Камчатка».

Командир шлюпа «Камчатка» В.М. Головнин в записках о путешествии вокруг света указал, что шлюп построен мастером В.Ф. Стоке по чертежу директора корабельных строений Лебрюна (Я.Я. Брюн де Сен-Катерин) [8, с. 26; Прил. 2]. Командир шлюпа «Мирный» М.П. Лазарев писал: «…«Восток» строился на Охте по плану прежних [фрегатов] «Кастора» и «Полюкса» медного скрепления с тою только разницею, что не имел разрезных шкахутов, а верхняя палуба сделана сплошная (flat deck)» [9]. Корабельный мастер В.Ф. Стоке построил на Охтинской верфи шлюпы «Камчатка», «Восток» и «Аполлон», использовав в качестве основы чертежи 36-пушечных фрегатов «Кастор» и «Поллукс». Шлюпы имели одинаковые размерения, конструкцию корпуса и парусное вооружение (табл. 1).


Вложения:
Мир Евразии 2017 №4 с17 табл.1.JPG
Мир Евразии 2017 №4 с17 табл.1.JPG [ 156.19 КБ | Просмотров: 12328 ]
 
Ответить с цитатой
Профиль
Мл. лейтенант
Мл. лейтенант
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30
Сообщения: 1707
Медали: 6
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Медаль за статьи II (1) Медаль за статьи II (1)

Медаль за статьи V (1) Медаль за статьи V (1)
Медаль за статьи VI (1) Медаль за статьи VI (1)
Медаль за статьи VII (1) Медаль за статьи VII (1)


Баланс: 1598 Кц
Заработано: 1599 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, Сб 14:03 
В своих записках В.М. Головнин привел длину шлюпа «Камчатка» по гондеку (орудийной палубе) 130 футов, ширину 32 фута 8 дюйм, глубину 17 футов [8, с. 26; Прил. 2]. В описании плавания в Южном Ледовитом океане Ф.Ф. Беллинсгаузен указал длину шлюпа «Восток» 129 фут 11 дюйм, ширину без обшивки 32 фута 8 дюймов, глубину интрюма 9 футов 7 дюймов [10, с. 62]. На чертеже от 3.10.1819 г. внутреннего расположения шлюпа «Восток» корабельный мастер И.А. Амосов указал длину 130 футов, ширину 32 фута 10 дюймов, глубину интрюма 11 футов 8 дюймов [11]. Следует заметить, что глубина трюма могла быть измерена от киля до нижней, либо до батарейной палубы. Как известно, «Камчатка» и «Восток» несли артиллерию из 16-ти 18-фунтовых пушек в деке и 12-ти 12-фунтовых карронад на верхней палубе, «Аполлон» же (по желанию командира) имел 22 6-фунтовых медных пушки в деке и на верхней палубе.

Шлюп «Камчатка» был заложен 17 октября 1816 г. и 12 мая 1817 г. спущен на воду. В 1817-1819 гг. шлюп совершил кругосветное плавание под командованием капитана 2 ранга В.М. Головнина. При возвращении домой, шлюп 29 июля 1819 г. на Портсмутском рейде встретился с судами Южного и Северного отрядов. Флагман Южного отряда шлюп «Восток» был заложен 31 декабря 1817 г. и 17 мая 1819 г. спущен на воду, вернулся из кругосветного плавания 24 июля 1821 года.
Шлюп «Аполлон» был заложен 21 декабря 1820 г. и 7 мая 1821 г. спущен на воду, и 28 сентября 1821 г. вышел в кругосветное плавание. Повел его в поход капитан 1 ранга И.С. Тулубьев. Но вернулся шлюп в родной порт 15 октября 1824 г. под командованием другого командира – лейтенанта С.П. Хрущева, поскольку капитан И.С. Тулубьев умер (1 марта 1822 г. в Рио-де-Жанейро).

Шлюп «Аполлон» отправился в кругосветное плавание вместе с бригом «Аякс» с целью доставки грузов в дальневосточные порты. Затем шлюп должен был осуществлять охрану берегов Русской Америки для пресечения имевшей там место контрабанды и незаконной торговли. Северное море встретило шлюп жестоким восьмидневным штормом, во время которого бриг «Аякс» потерпел крушение. Во время шторма И.С. Тулубьев заметил, что «Аполлон» имеет недостаточную остойчивость, поэтому по прибытии в порт Портсмут, были срочно уменьшены размеры мачт и добавлены 3000 пудов (48 т) балласта. Из Портсмута И.С. Тулубьев отправил в Морское министерство рапорт, в котором были указаны недостатки шлюпа, выявленные во время первого этапа плавания.

Адмиралтейств-коллегия запросила сведения о качествах шлюпов у В.М. Головнина и Ф.Ф. Беллинсгаузена, а также от директора кораблестроения Я.Я. Брюна де Сен-Катерин и корабельных мастеров. Было рассмотрено их «мнения относительно некоторых перемен при постройке шлюпов на будущее время для дальних плаваний» (приложение) [12, л. 623-628]. Больше всего замечаний было у недавно вернувшегося из экспедиции в южные полярные широты Ф.Ф. Беллинсгаузена. Адмиралтейств-коллегия обратила внимание, что попавший в жестокий шторм в начале плавания И.С. Тулубьев, и совершивший многомесячное плавание в «ревущих сороковых и пятидесятых широтах» Южного полушария Ф.Ф. Беллинсгаузен, предложили убавить размеры мачт, стеньг и реев. Однако обошедший вокруг света на транспорте, обращенном в шлюп «Диана» и шлюпе «фрегатского расположения» «Камчатка», В.М. Головнин предостерег корабелов от уменьшения рангоута, «ибо от сего последует уменьшение скорости в ходу» [11, л. 623].

Ф.Ф. Беллинсгаузен писал, что при первом взгляде на шлюп «Восток» заметил «необыкновенной величины рангоут» и, предвидя тяжелые условия плавания, поручил уменьшить на 3,5 фута (1,07 м) настоящие и запасные стеньги [10, с. 62]. Оказалось, что уменьшение рангоута было более радикальным: «грот-мачта была убавлена на 2 фута (0,61 м), а грот-стеньги 3 фута (0,91 м), прочие же по соразмерному» [11, л. 623]. Фок- и бизань-мачта, фор- и крюйс-стеньга также были уменьшены по пропорции к грот-мачте и грот-стеньге. Это факт не был учтен в исследовании А.Л. Ларионова.

Для расчета размеров рангоута 28-пуш. шлюпа «Восток» А.Л. Ларионов использовал таблицу с чертежа вооружения 18-пуш. шлюпа. Это неверное решение, так как шлюп «Открытие» был построен по измененному проекту корвета типа «Флора». Рангоут шлюпа на чертеже соответствует пропорции корвета. С учетом сокращенной против штата численности команды для кругосветного плавания и меньшей ходкости шлюпа «Благонамеренный», рангоут «Открытия» был уменьшен против чертежа [14, с. 88].
В РГАВМФ хранится «Чертеж вооружению шлюпа о 28-ми орудиях, который велено построить на Охте июня 8 дня 1816 года», с подписью: «Директор Брюн с Катерин» [15]. Это проектный чертеж рангоута шлюпа «Камчатка». На чертеже написана карандашом таблица размеров частей рангоута. Бушприт имеет малый угол наклона, характерный для проектов Я.Я. Брюна де Сен-Катерин: 22-пуш. корвета «Флора» (1805), 24-пуш. корвета «Перун» (1806), 18-пуш. шлюпа «Открытие» (1818). Проектные размеры рангоута шлюпа «Камчатка» и изменения размеров мачт и стеньг [11, л. 623], позволяют рассчитать размеры рангоута каждого шлюпа серии (таблица 2).


Вложения:
Мир Евразии 2017 №4 с18 табл.2.JPG
Мир Евразии 2017 №4 с18 табл.2.JPG [ 372.5 КБ | Просмотров: 12326 ]


Последний раз редактировалось AMG-1963 31 июл 2020, Пт 17:59, всего редактировалось 2 раз(а).

 
Ответить с цитатой
Профиль
Мл. лейтенант
Мл. лейтенант
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30
Сообщения: 1707
Медали: 6
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Медаль за статьи II (1) Медаль за статьи II (1)

Медаль за статьи V (1) Медаль за статьи V (1)
Медаль за статьи VI (1) Медаль за статьи VI (1)
Медаль за статьи VII (1) Медаль за статьи VII (1)


Баланс: 1598 Кц
Заработано: 1599 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, Сб 14:05 
Замечания командиров «Аполлона», «Востока» и «Камчатки» были учтены затем в проекте шлюпа «Предприятие», который нужно считать улучшенным вариантом шлюпов типа «Камчатка». К примеру, остойчивость улучшили увеличением ширины. Приполнив обводы носовой части, устранили зарывание носа на волнении. Прочность корпуса увеличили, изготовив палубы по сеппинговой системе – с положением привального бруса и его креплением железными кницами. Уменьшив ширину досок палубного настила, минимизировали их рассыхание в тропическом климате. Сделав меньше величину штульцев, избавили корму от сильных ударов волн. Шлюп был заложен 22 декабря 1822 г. мастером А.А. Поповым и 7 мая 1823 г. спущен на воду. В 1823-1826 гг. шлюп совершил кругосветное плавание под командованием капитан-лейтенанта О.Е. Коцебу. Уже в начале плавания последний высоко оценил качества шлюпа, который во время шторма «легко поднимался на валы и имел плавную и спокойную качку» [13, с. 167]. Шлюп «Предприятие» имел артиллерию из 24-х 6-фунтовых пушек только на верхней палубе.

По чертежам «Предприятия» в конце 1823 г. был заложен и 14мая 1824 г. спущен на воду 24-пуш. шлюп «Смирный». Морское министерство проигнорировало негативный опыт позднего выхода в плавание шлюпа «Аполлон» и брига «Аякс». Шлюп «Смирный» 27 сентября 1824 г. был отправлен в кругосветное плавание под командованием капитан-лейтенанта П.А. Дохтурова. На рейде Копенгагена 6 октября «Смирный» встретился с возвращающимся из плавания «Аполлоном». Продолжая свой путь в конце октября, в Северном море шлюп «Смирный» попал в жестокий шторм от северо-запада, получил от ударов волн значительные повреждения и 6 ноября 1824 г. был вынужден зайти в порт Арендал в Южной Норвегии. На следующий год шлюп возвратился в Кронштадт.

Критика И.С. Тулубьевым качеств шлюпа «Аполлон» была вызвана, главным образом, экстремальными штормовыми условиями, которые в начале плавания выпали его судну. Само же кругосветное плавание продолжалось по традиционному маршруту и завершилось успешно. Шлюп «Восток» Ф.Ф. Беллинсгаузена действительно оказался мало приспособлен к плаванию в антарктических широтах. Более удачным по конструкции для полярных исследований оказался, по свидетельству участников экспедиции, шлюп «Мирный», переоборудованный из транспорта «Ладога». Единственный отмеченный недостаток «Мирного» – малая скорость хода, явился результатом включения разнотипных шлюпов в отряд для совместного плавания. Тем ценнее достигнутые экспедицией результаты.


Вложения:
Мир Евразии 2017 №4 с19 прил.JPG
Мир Евразии 2017 №4 с19 прил.JPG [ 374.39 КБ | Просмотров: 12325 ]
 
Ответить с цитатой
Профиль
Мл. лейтенант
Мл. лейтенант
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30
Сообщения: 1707
Медали: 6
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Медаль за статьи II (1) Медаль за статьи II (1)

Медаль за статьи V (1) Медаль за статьи V (1)
Медаль за статьи VI (1) Медаль за статьи VI (1)
Медаль за статьи VII (1) Медаль за статьи VII (1)


Баланс: 1598 Кц
Заработано: 1599 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, Сб 14:06 
...


Вложения:
Мир Евразии 2017 №4 с20.JPG
Мир Евразии 2017 №4 с20.JPG [ 167.65 КБ | Просмотров: 12324 ]
Мир Евразии 2017 №4 с21.JPG
Мир Евразии 2017 №4 с21.JPG [ 190.74 КБ | Просмотров: 12324 ]
Мир Евразии 2017 №4 с22.JPG
Мир Евразии 2017 №4 с22.JPG [ 133.86 КБ | Просмотров: 12324 ]
 
Ответить с цитатой
Профиль
Мл. лейтенант
Мл. лейтенант
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30
Сообщения: 1707
Медали: 6
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Медаль за статьи II (1) Медаль за статьи II (1)

Медаль за статьи V (1) Медаль за статьи V (1)
Медаль за статьи VI (1) Медаль за статьи VI (1)
Медаль за статьи VII (1) Медаль за статьи VII (1)


Баланс: 1598 Кц
Заработано: 1599 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, Сб 14:07 
...


Вложения:
Мир Евразии 2017 №4 с23.JPG
Мир Евразии 2017 №4 с23.JPG [ 163.8 КБ | Просмотров: 12323 ]
 
Ответить с цитатой
Профиль
Капитан-лейтенант
Капитан-лейтенант
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 08 июл 2009, Ср 04:59
Сообщения: 3163
Откуда: Днепропетровск
Страна: Ukraine (ua)
Медали: 3
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 2604.5 Кц
Заработано: 2761.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, Сб 16:12 
Спасибо, Александр! Все это скачаю, приведу к единому файлу и - в копилку Ваших статей.
С наступающим Новым Годом!

_________________
С уважением
Александр


 
Ответить с цитатой
Профиль
Мл. лейтенант
Мл. лейтенант
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 04 окт 2011, Вт 11:30
Сообщения: 1707
Медали: 6
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Медаль за статьи II (1) Медаль за статьи II (1)

Медаль за статьи V (1) Медаль за статьи V (1)
Медаль за статьи VI (1) Медаль за статьи VI (1)
Медаль за статьи VII (1) Медаль за статьи VII (1)


Баланс: 1598 Кц
Заработано: 1599 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
СообщениеДобавлено: 30 дек 2017, Сб 20:05 
Flint57 писал(а):
С наступающим Новым Годом!

спасибо!
Пожилой главный редактор несколько неловко подредактировал некоторые абзацы в статье. Поэтому выложил ее в авторском варианте.
Для примера - "отредактированный" д.и.н. абзац о размерениях шлюпов.


Вложения:
абзац  с17.JPG
абзац с17.JPG [ 64.05 КБ | Просмотров: 12267 ]
 
Ответить с цитатой
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 8 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
© ModelsWorld, 2005-2024. All rights reserved.
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group

Модификация форума выполнена CMSart Studio
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.257s | 35 Queries | GZIP : On ]
Яндекс.Метрика