Наступающий 2017 год выдался обильным на юбилейные даты. Одна из них - 220 лет со дня рождения русского мореплавателя, полярного исследователя, географа, генерал-адьютанта, воспитателя Великого Князя Константин Николаевича, адмирала, президента Академии Наук, отца-основателя Императорского Русского Географического общества Федора Петровича Литке.
Описывать биографию Федора Петровича Литке можно долго. В рамках модельного форума попробую отметить некоторые из судов к которым имел отношение сам Федор Петрович.
Канонерские лодки флотилии Ивана Сульменева.
Родившись 17(28) сентября 1797. Федор после смерти отца в 1808 году оказался предоставлен сам себе, так как мачеха отказалась платить за него и передала на попечение дяди. Жизнь юного Федора резко переменилась, когда в 1810 году старшая сестра вышла замуж за Ивана Сульменева. Сульменев принял под свою опеку 15 летнего Федора. В флотилии началась морская карьера Литке. Здесь он был произведен в мичманы, здесь же получил первую награду.
Шлюп "Камчатка".
Именно на нем начинается научная карьера Литке. По рекомендации Сульменова, Головин взял Литке в экспедицию в должности начальника гидрографической экспедиции. Плаванье длилось с 1817 по 1819 годы.
Бриг "Новая Земля".
По возвращению из экспедиции на шлюпе "Камчатка" по рекомендации Головина Федор Петрович назначен командующим экспедицией к Новой Земле. Для чего он получил в свое распоряжение специально построенный бриг (по портовым документам бригантину) "Новая Земля". (Не путать с бригом "Новая Земля" Алексея Петровича Лазарева). Летом 1821 года состоялась первая экспедиция. Задачей экспедиции ставилось достигнуть берегов Новой земли и составить описания пролива Маточкин Шар. В рамках экспедиции 1821 года поставленные задачи полностью выполнить не удалось, и за ней в период 1822-1823 годов последовали еще две. В результате экспедиций 1822-1823 годов программу удалось выполнить полностью. Задание на четвертую экспедицию 1824 года Адмиратейство предложило составить уже самому Литке. В результате четырех экспедиций удалось составить первые достоверные карты Кольского побережья и западного берега Новой Земли.
В 1828 году Литке опубликовал книгу "Четырёхкратное путешествие в Северный Ледовитый океан на военном бриге „Новая Земля“ в 1821—1824 годах», которая принесла ему известность и признание в научном мире. В данной книге он подробно описывает как саму экспедицию, так и свой бриг.
Шлюп "Сенявин".
В августе 1824 года Адмиралтейство начинает организовывать морскую кругосветную экспедицию флота из одного фрегата и одного брига «для исследования северо-западных берегов Америки и отыскания Северо-Западного морского прохода». Начальником экспедиции Назначается Константин Петрович Торсон. Торсону было предложено самому составить инструкцию , которая определила бы цель, продолжительность и место действия нового кругосветного плавания. Такая инструкция была утверждена и на Охте было заложено два шлюпа (по документам брига). Экспедиция планировалась на три года, с двумя зимовками в северных льдах - вещь, по тем временам еще неслыханная. Отплытие из Кронштадта должно было состояться в марте 1826 года. Но. События 14 декабря 1825 года чуть не поставили крест на экспедиции. Торсон арестован, подвергнут гражданской казни и сослан в Сибирь. Командиром Шлюпа "Сенявин" назначен Литке. Экспедиция удалась на славу. в Беринговом море определены важнейшие пункты берега Камчатки от Авачинской губы к северу; описаны до того неизвестные острова Карагинские, остров Матвея и берег Чукотской Земли; определены острова Прибылова; исследованы и описаны архипелаг Каролинский (открыты острова Сенявина), острова Бонин-Сима и многие другие. Собран огромный научный материал по гидрологии мирового океана и магнетизму Земли. По возвращении из экспедиции Капитан 3-го ранга Литке Ф.П. был произведен в капитаны 1 ранга, и награжден орденом Св. Анны II степени. В 1829 Литке был избран членом-корреспондентом Академии наук, а в 1836 он получил Демидовскую премию за описание своих путешествий.
И еще отметим один кораблик.
Бриг "Улисс".
В 1843 году для обеспечения практики Великого Князя Константина Николаевича было принято решение оборудовать один из только-что построенных бригов. Выбор пал на "Улисс". Бриг был доставлен на Охтенскую верфь и переоборудован. Руководил переоборудованием Федор Петрович Литке. Изменения коснулись внутреннего расположения, палубного оборудования, вооружения. Было предложение заменить артиллерию, но не реализованное.
Дополнения и помидоры принимаются.