Выписал параграф 202
202. Катера или тендеры. Тендер (фиг.84) имеет одну мачту, с бушпритом и гиком; позади мачты находится гафельный парус С называемы грот.
На бушприте помещается кливер
a и позади него косой треугольный фок
b; на стеньге сверх гафеля поднимается
гаф-топсель d, имеющий форму люгерного паруса. Иногда в добавок к этим парусам ставится летучий кливер
e.
Кроме того, при попутных ветрах, на мачте поднимается особый четырехугольный парус, называемый
брифок; он привязывается к
брифок реи, которая поднимается под топом мачты.
Обыкновенно число кливеров бывает четыре или пять и называются: - первым, вторым и т.д.; последний наименьший кливер имеет площадь в половину менее противу перваго. Наружная часть бушприта почти равняется длине шкаторины кливера, поэтому при постановке меньших кливеров, бушприт вдвигают внутрь судна.
При тихих ветрах, с задней стороны грота, во всю длину его заднего лика, привязывается добавочная часть паруса, называемая
ring tail. Катерная оснастка доставляет возможность ходить весьма близко к ветру и имеет выгоды пред другими по удобству управления парусами, до тех пор, пока грот имеет умеренную величину. Но если величина судна такова что этот парус становится слишком велик, тогда с ним трудно управляться и в этом случае катерная оснастка становится опасною. В подобных судах обыкновенно уменьшают длину нижней шкаторины и верхнего лика грота, а чтобы в тоже время не уменьшить величины парусности, ставят на корме малую мачту, с гафельным парусом на подобие бизани. Судно с подобною оснасткою называется
кечь, но у нас подобные суда носят название
Плимутского бота.
Длина тендеров яхт от 58 до 63 футов; ширина от 18 до 19 фут. Военные тендера, крейсирующие в открытом море, бывают длиною 63,7 фут, шириною 22,1 фут.
Размерения парусов и рангоута в судах, имеющих оснастку тендеров:
Таблица, рангоут и паруса
(не расчерчена, колонки четко не определены. Частично выписал ) Рангоут – Яхты – Кечь – Морской Тендер
Грот мачта до топа
3,43 В до 2,89 В до 2,94 В; 2,63 В до 2,6 В
Топ от длины мачты
0,2 0,23 - 0,21 0,2 до 0,23
Гик от длины судна
0,936 0,955 – 0,92 0,87
Бушприт от длины судна
0,825 0,774 0,8 0,79
Брифок рей
0,8 0,78 0,87 0,84
Грот мачта впереди середины длины судна
0,112 L 0,14 L 0,125 L 0,13 L 0,104 L
Уклон мачты на 12 фут
12 д. 15 д. 12 д. 14 и 1\2 д. 13 д.
Внутренний конец бушприта
0,62 В 0,65 В 0,65 В 0,53 В 0,66 В
Паруса
Еще все запутаннее, потому переписывать не стал. При случае сделаю фото, кому интересно - разбирайтесь сами