Поднять судно действительно сложно – глубина больше 80 метров. Но российская сторона готова взять на себя все расходы. А шведы не могут решиться, отдавать или не отдавать. Ищут юридический повод, чтобы оспорить «российское прошлое» субмарины. Наш корреспондент Игорь Максименко выслушал все аргументы.
История вокруг русской подводной лодки «Сом» медленно, но верно превращается в скандал. Несколько месяцев шведские власти не могут принять решение, кому доверить подъем легендарной субмарины: нашедшим ее морским исследователям или российской стороне, в лице Русского географического общества. Разбирательства вот-вот перетекут в судебную плоскость.
«Сом» – одна из первых отечественных субмарин. В Первую мировую войну несла боевое дежурство в Ботническом заливе. Здесь, в мае 1916 года, лодка столкнулась со шведским пароходом «Ингерманланд» и затонула. Из экипажа не спасся никто.
Питер Линдберг, участник международной экспедиции, исследователь: «Вот здесь, рядом с рубкой, место, где выдвигается перископ. Он сломался от удара с корпусом парохода. По всей видимости, именно здесь внутрь лодки стала поступать вода. Экипаж заткнул пробоину, но это не помогло».
Петер Линдберг – один из участников международной экспедиции по поиску подводной лодки «Сом». Группа дайверов «Оушен Икс Тим», после нескольких месяц работы, в августе прошлого года нашла субмарину – в 2 милях от берега, недалеко от города Грисслехамн.
Дайверы, как и положено, известили о находке шведские силовые структуры. А также заявили, что собираются поднять погибшую лодку со дна и вернуть ее на родину. Пытались привлечь в помощь и официальные структуры из России – судоподъемные работы весьма дороги. Не получилось.
Алексей Михайлов, руководитель международной экспедиции «Ocean X Team»: «Нами написаны десятки писем в разные инстанции. Недавно отправили президенту РФ, до этого многократно писалось в Министерство обороны, в русское географическое общество, послу РФ. Ни на одно письмо мы не получили ответа».
Никто не предполагал, что дальнейшие события приобретут скандальный оттенок. Оказалось, что рабочая группа сотрудников Минобороны, МИД, посольства в Швеции и Русского географического общества тоже подала официальную заявку на подъём лодки и уже провела несколько консультаций с представителями шведских официальных структур.
Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований Русского географического общества: «На данном этапе достигнуто взаимопонимание и намечены общие цели по организации совместного российско-шведского обследования ПЛ «Сом». В первую очередь с целью подтверждения ее идентификации, с целью оценки ее состояния как объекта, с целью понимания условий залегания данного объекта на дне».
Казалось бы, дело решенное. Однако обнаружилось множество юридических нюансов. Так, российская группа настаивает: субмарина – собственность нашего государства, которое никогда не отказывалось от нее. Шведские юристы в этом сомневаются.
Конни Ларсон, адвокат: «Позиция России в том, что субмарина не была брошена. Но ведь она была оставлена практически на целое столетие без каких-либо действий со стороны русских. Если она не была брошена, то что тогда это было?».
Еще одна проблема: лодка принадлежала не Российской Федерации, а Российской империи. Казус в том, что в формально-юридическом смысле нынешняя Россия лишь опосредованно является правопреемницей царского государства. Предшественники Российской Федерации, если и признавали эту преемственность, то только в исключительных случаях, но никогда в полном объеме.
У каждого из участников спора – свои доводы. Российская сторона уверена: все работы по подъёму лодки должны проводить только профессионалы, к которым дайверов из «Оушен Икс Тим» вряд ли отнесешь. Ведь на затонувшей субмарине остались боеприпасы – торпеды и боезапас к пушке, а это – серьезная опасность.
Сергей Фокин, исполнительный директор центра подводных исследований РГО: «Любые работы на данной глубине и в данных условиях являются технически сложными и первоочередная задача российской стороны, чтобы весь этот процесс был проведен грамотно, правильно и эффективно как с правовой, так и с технической точки зрения».
Дайверы не согласны. Они признают опасность объекта, но считают, что особых сложностей при подъеме ожидать не стоит.
Алексей Михайлов, руководитель «Ocean X Team»: «Мы договорились с английской компанией, крупнейшей и ведущей в области судоподъема, добились существенной скидки. У нас есть российские спонсоры. Изначально была задача поднять лодку и передать ее в РФ безвозмездно, т.е. даром».
Руководить работами согласился сам Ник Слоун, один из лучших в мире мастеров по подъему затонувших кораблей. Тот самый, что несколько лет назад поднимал и эвакуировал итальянский лайнер «Коста Конкордия». Чьи аргументы окажутся более весомыми? Россия считает, что все дальнейшие процедуры вокруг субмарины должны проходить на правительственном уровне. Об этом пишет наш посол в Швеции в своем послании главе Морской администрации королевства. Дайверы из «Оушен Икс тим» настаивают на соблюдении шведских законов, а они – на стороне тех, кто отыскал «Сом» в водах Ботнического залива.
Конни Ларсон, адвокат: «Исход дела зависит от того, какую позицию займет Шведская морская администрация. Если они побоятся бросать вызов политическим интересам шведского государства, они предпочтут избежать законного подъема субмарины. И тогда может начаться судебное разбирательство».
Самое печальное в этой истории то, что обе стороны пытаются сделать хорошее, нужное дело, но не могут или не хотят договариваться о сотрудничестве. Непонятно себя ведут и шведы: вместо того, чтобы следовать букве собственных законов, они допустили скандальную юридическую тяжбу.
Все может закончиться тем, что место гибели подводной лодки «Сом» будет объявлено воинским захоронением, Тогда не только подъем, но и любые исследования станут невозможными. После этого никто так и не узнает, при каких обстоятельствах в мае 1916 года погибли 18 русских моряков.