Не мы первые. Почитаем Мельникова...
Двухбашенная броненосная лодка "Смерч"
P.M. Мельников
Критическое использование русскими конструкторами передового опыта зарубежного броненосного судостроения позволило усилить отечественный флот мощными однобашенными мониторами, а также ввести в строй первый двухбашенный монитор с башнями принципиально новой системы - - Кольза.
В отличие от башен Эриксона, лежавших всем своим торцом по периметру непосредственно на палубе и для поворота приподнимавшихся на центральной опорной колонне, башни Кольза устанавливались на катки, расположенные по периметру стен и, не нуждаясь в предварительном приподнимании, были всегда готовы к повороту. Другим достоинством башни являлось устранение из ее полости всех опор и приводов (сильно загромождавших башни Эриксона) и перенос их вместе с центральным опорным штырем под платформу башни, на нижележащую палубу. Сама башня углублялась в сделанную в верхней палубе круговую нишу, чем улучшалась остойчивость корабля и уменьшался размер цели для вражеских снарядов.
Важным достоинством новых башен считалось и увеличение прочности их конструкции. Их самая уязвимая часть — наименее жесткий опорный контур (у башен Эриксона отмечались случаи деформации контура под ударами снарядов) и механизмы поворота -- более не подвергалась воздействию снарядов. Оригинально выполнялась опора башен, служившая одновременно комингсом входного люка изнутри корабля, что повышало защиту.
Благодаря открытому пространству башни ниже палубы несравненно улучшились подача боеприпасов, а также условия обитания башни, пространство которой сообщалось с обширным подбашенным отделением.
По предложению французского кораблестроителя Дюпюи де Лома в последующих конструкциях применили неподвижный защитный барбет и специальный жесткий барабан для шарового погона. С этими изменениями башни Кольза в основных своих чертах существуют и ныне.
Башни Кольза не сразу нашли применение в Англии -- на родине изобретателя; первым кораблем, на котором их установили, стал датский монитор "Рольф Краке", спешно построенный из-за назревавшей угрозы войны. В войне Дании с Пруссией 1864 г. монитор успешно действовал против береговых батарей противника, орудия которых не могли пробить его 114-мм броню.
Этот успех предопределил решение построить подобный корабль и для русского флота. Его заказали одновременно с серией из 10 однобашенных мониторов, строившихся по образцу американских с тем, чтобы затем подтвердить необходимость перехода к башням Кольза. Это означало отказ от традиционной технологии изготовления брони из многих слоев, какую имели строившиеся мониторы, и переход от конструкции плота с характерными для монитора свесами к нормальным корабельным обводам корпуса.
Считается, что монитор строился по чертежам датского монитора, выписанным из Англии, но по заявлению строителя корабля английского инженера К. Митчела, проект разрабатывали самостоятельно. Действительно, имея опыт проектирования и постройки для русского флота ряда броненосных кораблей ("Первенец" и др.), Митчел вряд ли нуждался в чужом проекте.
Важно отметить прогрессивность применения в русском флоте нового типа башни, против которого в Англии продолжали выступать многие морские специалисты. Проект корабля, после неоднократных рассмотрений и введенных в него усовершенствований в Кораблестроительном техническом комитете, должен по справедливости считаться результатом совместного творчества русских и английских инженеров.
Постройка корабля, названного "Смерч", началась 1 августа 1863 г. на Галерном островке; официальная закладка состоялась 19 ноября 1863 г. Работами руководил английский инженер А.В. Сван, наблюдал за постройкой корабельный инженер поручик А.Ф. Соболев.
В проекте корабля использовались элементы так называемой бракетной ("клетчатой") системы набора, впервые примененной известным английским кораблестроителем Э. Ридом при постройке броненосца "Беллерофон". Эта конструкция соединяла в себе достоинства чисто продольной системы набора (без шпангоутов), примененной Скотт-Росселем и Брунелем в конструкции знаменитого парохода "Грейт Истерн", с традиционной поперечной, основу которой составляли шпангоуты. В принятой системе набора непрерывные высокие днищевые стрингеры соединялись короткими участками поперечного набора — бракетами. Накрывавшая их сверху внутренняя обшивка создавала ставшую с того времени классической конструкцию второго дна.
Установленные через определенные промежутки водонепроницаемые стрингеры и бракеты подразделяли междудонное пространство на ряд изолированных отсеков-клеток, откуда и произошло название системы.
Учитывая значение поперечного набора для широкого и низкобортного корабля прибрежного действия, в конструкции "Смерча" предусматривались сплошные ветви днищевых шпангоутов, на которые ставились стрингеры примерно такой же высоты, а сверху укладывался настил второго дна, образовывавший в соединении со вторым бортом сплошную, как на пароходе "Грейт Истерн", внутреннюю обшивку.
Такова вторая конструктивная особенность корабля, отличавшая его от не имевших второго дна и вторых бортов плавучих батарей и мониторов.
Длина корабля между перпендикулярами, проведенными от крайней точки тарана до задней кромки ахтерштевня, составляла 56, по ватерлинии—57,5, ширина 11,6, высота борта 4, осадка на ровный киль 3,2 м. Таким образом, надводный борт корабля едва достигал 1 м.
Шпангоуты устанавливались через 533 мм (21 дюйм), бимсы через шпангоут. Бимсы выполнялись из бульбовых полос, что явилось новым для русского кораблестроения. Шпунтовый пояс наружной обшивки имел толщину 12.7 мм (в средней части), внутренний борт—11,1 и 9,5, переборки — 4,8 и 6,4, таранная (на высоту до верхней палубы) — 9,5 мм.
Бортовая броня высотой в средней части 2.1 м имела толщину 114 мм, и на расстоянии 4,5 м от носа и кормы уменьшалась до 102 мм. Подкладка под броню состояла из тиковых брусьев толщиной 203 мм. Общая масса брони при проектном водоизмещении 1400 т (с перегрузкой в последующие годы до 1500 т) составляла около 360 т. Две башни диаметром 6,7 м бронировались 114-мм плитами и предназначались каждая для двух 196-мм гладкоствольных орудий с длиной ствола 3,7 м, заряжавшихся с дульной части.
Материалы применяли "самого лучшего качества", предел прочности всего листового и углового железа должен был составить 3420 кг/см2 вдоль слоев и 2950 — поперек. Изготовление броневых плит подрядчик (К. Митчел) обязался поручить только тем заводам, которые уже поставляли плиты для кораблей английского флота, в количестве не менее 400 т.
Заказчику предоставлялось право часть брони изготовить на русских заводах. Руль снабжался двумя румпелями и двумя штурвалами для управления с верхней и нижней палуб. Предусматривались также носовой руль, опреснители, камбузы, водоотливные насосы. Якорное устройство имело 448 м цепи калибром 34,8 мм и 192 м — калибром 25,4 мм, два якоря массой 2,3 т. по одному 0,2 и 0,15 т и один верп массой 0,35 т.
Две паровые двухцилиндровые машины завода "Моделей, сыновья и Фильд" мощностью по 200 нарицательных л.с. питались паром давлением 1,7 атм. от огнетрубных котлов с дымогарными латунными трубками.
Для увеличения тяги в дымовой трубе предусматривались "продувательные трубки". Кроме питательных и трюмных насосов, при каждой машине имелась самостоятельная "вспомогательная , паровая машина или донка" с питательным насосом, обеспечивающим наполнение котлов водой, откачку ее из трюма, прием воды из-за борта. Для подвозки угля на тележках из носовых "угольных ящиков" к топкам между котлами проложили рельсовые пути. Емкость угольных ящиков составляла 110 т. что обеспечивало дальность плавания около 600-800 миль.
Дымовая и атмосферная (паровыпускная) трубы выполнялись телескопическими. Гребные винты диаметром 2,4 м "с подвижными лопастями" могли легко разобщаться с гребными валами и снабжались устройством для поворачивания лопастей.
Вспомогательная машина, мощностью 6 нарицательных л. с. с собственным вертикальным котлом системы Фильда, предусматривалась в качестве привода насоса производительностью 150 т/ч для откачивания воды из отсеков корабля, привода вентилятора системы общесудовой вентиляции и, наконец, для вращения кормовой башни. Вал вентилятора сообщался с вентилятором особой "куполообразной" плавильной печи, предназначенной для плавки металла, заливаемого в бомбы системы Мартина. Носовая башня вращалась от шпиля.
Экипаж корабля в разное время составлял 11-13 офицеров и 145 матросов.
Чертежи, разрабатывавшиеся в Англии К. Митчелом и заводом Моделей, неоднократно подвергались корректировке с целью наиболее полного учета боевого опыта монитора "Рольф Краке" и под влиянием складывавшихся в русском флоте взглядов на конструкцию башен Кольза.
Одно из усовершенствований, внесенное Митчелом уже в спецификацию,—утолщение верхней палубы до 25,4 мм вызывалось тем, что при перестрелках с береговыми батареями палуба "Рольф Краке" из листового железа толщиной 6,3 мм (с верхним деревянным настилом) оказалась наиболее уязвимой. Это привело к 20-тонной перегрузке и увеличению осадки на 5 см. Усилили также прочность конструкции катков, из-за смещения которых на "Рольф Краке" при прямом попадании снаряда заклинивало башню.
Боевую рубку для большей неуязвимости уже в ходе постройки решили вместо эллиптической сделать круглой (внутренним диаметром 1,37 м), а бронирование усилить с 89 до 1 14 мм.
Несмотря на возрастающую перегрузку, 25,4-мм бронирование верхней палубы распространили и на. оконечности; крышки машинных люков снабдили усиленным набором, а их толщину с 25.4 увеличили до 37 мм.
Принципиально новым решением явилась принятая затем броневая защита дымоходов, во избежание повреждений котлов осколками снарядов. С этой целью дымовую трубу на "Смерче" обнесли кожухом из четырех плит толщиной 25,4 мм и высотой 1,22 м от верхней палубы. Для возможности съемки с якоря под огнем противника шпиль на палубе заменили брашпилем, с проводкой цепи с верхней палубы.
По предложению контр-адмирала Г.И. Бутакова усовершенствовали и подачу снарядов к орудиям, применив для этого тельферное устройство, подвешенное к крыше башни, благодаря чему с подачей снаряда мог справляться один человек. Новшеством на корабле стали и телескопические мачты системы Кольза.
11 июня 1864 г. "Смерч" спустили на воду, а уже 5 сентября, готовый к плаванию, он начал кампанию, подняв Андреевский флаг и вымпел. 2 октября корабль покинул верфь и, преодолев бар Невы, вместе с мониторами "Стрелец" и "Единорог" пришел в Кронштадт. Испытания корабля пришлось отложить из-за необходимости замены в доке поврежденной лопасти гребного винта и поломки зубьев чугунных шестерен для вращения башен.
По предложению начальника броненосной эскадры контр-адмирала И.Ф. Лихачева переделали уже установленную боевую рубку так, чтобы ее визирные отверстия обеспечивали командиру круговой обзор поверх башен. Прежняя высота рубки, принятая в проекте на уровне башен по примеру "Рольф Краке", несмотря на неоднократные обсуждения конструкции и ее изменения, ни у кого замечаний не вызвала. Эта элементарная, казалось бы, ошибка — наглядный пример трудности решения многих вопросов в новом деле броненосного судостроения. На изменении конструкции рубки настаивал именно И.Ф. Лихачев—организатор броненосной эскадры, талантливый новатор флота.
После завершения отделочных работ в Кронштадте "Смерч" 31 мая 1865 г. приступил к ходовым испытаниям, длившимся до 5 июня. При осадке носом 2,97 и кормой 3,15 м, частоте вращения винтов 100-116 об/ мин суммарная индикаторная мощность машин составила 800 л.с., а скорость — около 8,3 узлов.
Первое плавание с эскадрой оказалось непродолжительным. 23 июля 1865 г. "Смерч", следуя финляндскими шхерами между островами Спаргольм и Стокгольм, ударился о необозначенный на карте подводный риф. Несмотря на немедленно задраенные двери носовой водонепроницаемой переборки, вода быстро распространилась по вентиляционным трубам, клапаны которых или оказались недостаточно надежными, или неплотно закрытыми.
Водоотливные средства не смогли справиться с поступавшей водой. Умело подведенный пластырь из обыкновенного паруса мог бы спасти корабль, но эскадра, как и все флоты мира, продолжавшие и после этого случая терять корабли даже от незначительных пробоин, еще не знала этого простого и надежного средства.
Благодаря наличию переборок "Смерч" продержался на воде два часа, однако его гибель послужила грозным предупреждением флоту и потребовала нового подхода к обеспечению кораблей средствами борьбы за живучесть и необходимости настойчивого обучения экипажей методам этой борьбы. Лишь приход на эскадру мичмана С.О. Макарова положил начало разработке учения о непотопляемости корабля.
20 августа 1865 г. "Смерч" подняли, применяя впервые мягкие резиновые понтоны, разработанные А.Ф. Александровским — создателем испытывавшейся в те годы в Кронштадте первой отечественной подводной лодки с механическим (пневматическим) двигателем.
Опыт проектирования и постройки "Смерча" еще раз успешно проявился в 1866 г. при конструировании башен для других аналогичных кораблей.
Непрекращавшиеся в Англии нападки прессы на башни системы Кольза смутили даже генерал-адмирала Константина, отдавшего приказ о разработке доморощенной башни "на штырь". В этой конструкции основная тяжесть башни передавалась на раскрепленный под ней штырь, служивший для предупреждения смещения башни в катках. Но участие в проектных работах самого Кольза и авторитетное мнение адмирала Г.И. Бутакова, позволили усовершенствовать систему катков и ''вращательного аппарата" и не возвращаться к башням Эриксона.
Восстановленный "Смерч" вошел в состав броненосной эскадры под командованием вице-адмирала Г.И. Бутакова. В те годы она стала подлинной школой новой тактики возрождавшегося после Крымской войны на базе качественно новой техники русского флота, школой передового опыта нового броненосного судостроения, кузницей кадров, полигоном для испытания новейшей техники.
В напряженных морских учениях и походах под руководством замечательных адмиралов - организатора эскадры И.Ф. Лихачева и создателя "Новых оснований пароходной тактики" Г.И. Бутакова, корабли и флот в целом неуклонно наращивали боевую мощь, а экипажи учились наилучшим образом использовать боевые и технические возможности своих кораблей. Все это не замедлило сказаться на усилении военно-морской мощи России, о которой герой гражданской войны в США адмирал Д. Фаррагут заявил: "русский флот в короткий срок достиг такой силы, что ему некого теперь опасаться".
Единственная на флоте двухбашенная броненосная лодка "Смерч" - наиболее совершенная и перспективная из входивших в состав эскадры кораблей—занимала передовое место и в учениях и в плаваниях. Отличным примером изыскания технических резервов корабля стало использование на "Смерче" вспомогательного котла для питания паром главной машины, благодаря чему, как отмечал Г.И. Бутаков в приказе по эскадре, корабль обгонял даже большие броненосцы.
Вооружение корабля вместо первоначально установленных по проекту бомбовых 196-мм гладкоствольных пушек (по две в башне) в 1867 г. заменили первыми в русском флоте, заряжающимися с казенной части нарезными орудиями 203-мм калибра. Эти орудия заказали фирме Круп-па в Германии.
Из 26 орудий, распределенных на фрегаты "Севастополь". "Ослябя" и батарею "Не тронь меня", два предназначались "Смерчу". С этими орудиями (вызвавшими значительную переделку станков и башен, включая и прорезание амбразуры по ее центру, а затем, по предложению Г.И. Бутакова. и отверстий диаметром 89 мм в противоположной стене башни для использования банника) корабль плавал до 1870 г., когда их заменили новыми, освоенными Обуховским заводом орудиями образца 1867 г. калибром 229 мм (120 снарядов па орудие).
В 70-е годы XIX в. "Смерч", имея еще достаточное боевое значение, должен был войти в состав обороны подступов к Кронштадту. Для защиты от миноносцев на корабле установили 16-мм картечницу Гатлинга и 44-мм скорострельную пушку Энгстрема, В 1882 г. на корабле установили новые котлы, изготовленные Кронштадтским пароходным заводом, а в 1889 г. заменили часть сильно изношенных листов днища.
Переклассифицированный в 1892 г. в броненосец береговой обороны, корабль продолжал свою службу в составе учебных отрядов флота. К прежним 229-мм орудиям добавили четыре 87-мм пушки образца 1867 г. и четыре 37-мм револьверные пушки. Скорость корабля к тому времени не превышала 6,5 уз.
В 1894 г. корабль исключили из списков флота и разоружили. Корпус его, несмотря на износ, находился в удовлетворительном состоянии и в 1909 г. Его использовали в качестве блокшива (блокшив № 2). В годы первой мировой войны корабль использовался как плавучий склад мин заграждения (до 650 шт.). В апреле 1918 г. из-за невозможности перехода во льдах "Смерч" оказался интернированным в Гельсингфорсе, а в мае 1918 г. в составе последнего отряда советских кораблей перешел в Кронштадт и еще около 30 лет продолжал служить флоту в качестве блокшива (с 1924 г. под № 3. с 1932 г.—№ 1).
Сыгравший немалую роль в становлении и развитии отечественного флота, корабль вошел в историю и как пример редкой долговечности. Разобрали корабль на лом уже после Великой Отечественной войны.
*** СообÑение запÑеÑено. СообÑение поÑ
оже на Ñпам. ***