Артем, твоя ”
жизнь” проходит в сложное время. Сочувствую, но … не спеши
Что, Посьета таки отменили? См. издание 1849-го года. Тогда ещё только Кап–Лея.
В те времена писать многие любили. Издать было сложнее. А уж Альбом чертежей сотворить …
Тойсть, к моменту спуска в Соломбале, сия информация была не просто актуальна, а жизненно насущна.
Учтем и то, что уже в Кампанию 1844 года на фр. “
Константин” практиковался САМ Вл. Кн. Константин.
В итоге – руководство Литке позволяет немного пофантазировать на тему такелажа. Вперед! Читаем!
OTAКЕЛАЖИBAHИE ПАРУСОВ
Нижние паруса.
Когда нижние паруса выйдут из рук парусного мастера, то их еще должно отакелажить,
т.е. продеть риф–сезни, сделать кренгельсы для булиней и штык–болтов,
шпрюйты для булиней, ввязать
реванты и кневельсы для бык–горденей, продеть нок–бензели
и штык–болты и пришнуровать к нижней шкаторине мат (стр. 46 –
нумерация оцифрованной версии).
(стр. 343)
Реванты (стр. 50). Одним концом реванта делают в люверсе два шлага;
другой оставляют такой длины, чтоб им можно было сделать два шлага на
леере и потом связать с первым концом рифовым узлом. Для обозначения середины паруса,
ввязывают в два средние люверса реванты значительно длиннее прочих.
(стр. 50)
Ревант свивается или ссучивается, на подобие шкимушки, из трех или четырех каболок.
Реванты для парусов, вместо прежних плетеных, делаются из 4-х каболок, для того,
чтоб удобнее было их перерезать, при скорой перемене парусов.
(стр. 205)
Леер. Из подержанного троса, определенной толщины, вырубают веревку,
длиной равной длине рея; в концах ее делают по огону такой величины,
чтоб их приходилось туго наколачивать на ноки. Сделав это, разрубают веревку в середине,
продевают полученные концы в скобы, вбитые для леера на верхней стороне рея
и ввязывают в каждый по коушу. Наконец приплеснивают к одному коушу талреп,
которым обе половины леера (а) стягиваются на середине рея.
На кораблях, особенно стопушечных, по причине большой толщины нижних рей,
нижние паруса часто рифят к лееру на рее, и так как не совсем удобно продевать
риф-сезни между реем и леером, к которому привязан парус,
то в этом случае делают два леера:
один, как выше описанный, служит для вязки риф-сезней,
а другой обделываемый таким же точно образом, вытягивается сзади скоб,
прихватывается к каждой из них бензельком и служит для привязывания к нему паруса.
Риф-сезни нижних парусов имеют в этом случае одни только передние половинки.
Конешно, можно бесконечно долго камлать над ”
святыми” таблицами 1840 года.
А можно включить голову. Где Севастополь с Лазаревым, а где Кронштат с Ижорскими Заводами.
И уж коли ещё к началу века сообразили убрать аэродинамическую дыру,
между реем и верхней шкаториной паруса, подняв её на верх рея,
то второй леер для рифов, был только вопросом пожеланий Капитанов.
Или Старшего Марсового
Федорович в 1872 и Сарычев в 1889 описывают два леера (один уже из железного прутка),
как вполне привычную рутину такелажа корабельных реев.
Но конечно, можно привязать и по–Марквардту–XVII. Не возбраняется. Судьи то кто?
PS. Кстати, у кого есть оригинал, с коего переводил к–н Чебан?
Там интересный абзац про кливерно–стаксельные ”
кольца с кипами”,
см. стр. 227, рис. 662–665. Непонятно, зачем нужен “
бензель вдоль кипа”?
Немецким не владею, но все равно любопытно взглянуть.