Добро Пожаловать в "Мир Моделей"
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
8-812-3350685
городской номер
в Санкт-Петербурге
        FAQ         Правила форума         Медали         Поиск
Текущее время: 29 мар 2024, Пт 14:27




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
К запискам моряка-художника 
Автор Сообщение
Постоялец
Постоялец
Не в сети

Зарегистрирован: 08 апр 2015, Ср 05:41
Сообщения: 836
Страна: Russia (ru)
Медали: 1
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)


Баланс: 821 Кц
Заработано: 821 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: К запискам моряка-художника
СообщениеДобавлено: 01 янв 2016, Пт 12:36 
Краткий конспект первых глав. С упором на морскую составляющую и с незначительными примечаниями.


Вложения:
Записки м-х.jpg
Записки м-х.jpg [ 42.45 КБ | Просмотров: 1340 ]

_________________
ОКАЗАННАЯ УСЛУГА – НИЧЕГО НЕ СТОИТ.
 
Ответить с цитатой
Профиль
Постоялец
Постоялец
Не в сети

Зарегистрирован: 08 апр 2015, Ср 05:41
Сообщения: 836
Страна: Russia (ru)
Медали: 1
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)


Баланс: 821 Кц
Заработано: 821 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: К запискам моряка-художника
СообщениеДобавлено: 01 янв 2016, Пт 12:47 
Родился 16 марта 1824 года

Отец, полковник Пётр Гаврилович Боголюбов (?-1830), воспитанник Первого кадетского корпуса, участник военных компаний 1800-1816. Уволен со службы за ранами, с 1817 командир подразделений путей сообщения.

Мать, Фёкла Александровна (1795-1845), воспитанница Смольного ин-та, преподавала там же. Дочь Александра Николаевич Радищева (“бунтовщик хуже Пугачева”).

Старший брат Николай Петрович Боголюбов (1821-1898), моряк, автор энциклопедии “История корабля”

После смерти отца, братья Боголюбовы имели право на поступление в привилегированные учебные заведения. Однако совет с родственниками решил, что в виду недостатка семейных средств, Пажеский корпус с перспективой выпуска в Гвардию, это не лучшая карьера для мальчиков.

1832 Александровский Царскосельский корпус для малолетних.

1835 переведен в Морской корпус, директор И.Ф. Крузенштерн.
“Летом плавали мы на фрегатах корпусной эскадры. Этим способом невольно смолоду изучались все снасти, вооружение фрегата и даже архитектура, компас и направление румбов. Так что в 12 лет я уже знал все морские мелочи твердо и любознательно.”

1839 год Гардемаринская рота. Боле – не секли :yahoo:
“Летом назначили нас в плаванье на Большую эскадру, то есть на корабли для похода в Балтику. Младшим гардемарином я попал на корабль "Прохор"
“Покачавшись и научившись всякой премудрости между Дегерордом и островом Эйландом, к первому июля дивизия возвращалась в Кронштадт, где неделю шла бойкая чистка, окраска судов, ввиду предстоящего смотра Государя императора.”

1841 мичман, неполные 17 лет. Петербург.
“Имея страсть к художеству, я часто бродил в Эрмитаже, заходил в магазины эстампов, познакомился с Добициели (Риппа), что имел магазин всяких красок в Академии художеств…”

Кстати, Эрмитаж открыт как публичный музей в 1852, в здании Нового Эрмитажа. По-видимому в 1841 надо было постараться, чтобы получить пропуск. (???)

“Прозимовали мы в Питере важно. Кровь кипела ключом, а денег было не ахти много. Мать моя была небогата, давала что могла, не более пятнадцати рублей в месяц. Жалование всё шло навычет за обмундировку да за разные корпусные побития. Причём, как слышно, вычитали с нас и за потраченные розги, но я счёта не видел, а потому и не подтверждаю.”

Безденежье и навыки рисования привели к художественной “халтуре” в лавках купцов Никифорова, а потом Кузина
”.. мне предложена была работа - за 5 рублей делать царские портреты или Николая Угодника. Материал готовый - холсты и краски, и прочее”

Сколько это, с точки зрения жителя Питера в 2016? Любители истории покупательской способности рубля ссылаются на Псковские губернские ведомости, октябрь 1838 года, цены в мелочной продаже:
Фунт свежих окуней, щук, язей, снетков - 20-25 копеек.
Фунт говядины - 14 коп.
Яиц десяток – 0,23 руб.
Курица живая – 0,70 руб. Цыплята (пара) – 0,60 руб.
Пуд масла коровьего – 16 руб, постного – 16 руб, меду свежего – 20 руб.
Муки ржаной пуд – 2,20-2,10 руб.
Крупа гречневая, ячневая – от 3,00 руб до 2,70 руб за четвЕрик или 26,239L, т.е. меньше 10 коп за привычный нам пакет в 900 гр.
Картофель, четверик – 0,50 руб.

Четве́рик — русская единица измерения в XV—XX вв. объёма сыпучих тел (сухой вместимости), точно определен в Указе от 11 октября 1835 «О системе Российских мер и весов», как единица ёмкости для сыпучих тел, равный объему 64 фунтов дистиллированной воды при 13 1/3 градусов Реомюра. В 1902 г. значение четверика было выражено в метрических мерах = 26,239 л

Для грубой оценки годиться, хотя очевидно, что цены в Петербурге были много выше и надо смотреть столичные источники.

На породистых рысаков приработка не хватит, но хозяйство из 2 крепостных слуг - престарелого дядьки и кухонного мужика, содержать помогало. Малюя по 2 портрета в день, молодой мичман вполне зарабатывал на карманные расходы – “ Скоро наступило Рождество. Тут-то разгар весёлости был полный. Нанимались сани-одиночки чухонские, что ездили за полтину серебра в Питер по льду.” (из Кронштадта)

Кронштадт, дивизионный командир вице-адмирал Александр Алексеевич Дурасов.
Мы еще вернемся к нему, а пока - на 84-пушечном корабле Вола из-за неудачного маневрирования снесли правую раковину. В канун Государева смотра! И что? Обтянули корму парусиной, начинающий художник раскрасил имитацию – сошло с рук.

Зимовка 41/42г.г. в Свеаборге. Назначен на 25п бриг Усердие, капитан Нелидов, отряд главного начальника описи Балтийского моря и Финских шхер. Устраняя течь, перевернули бриг. Подняли, в 30 часов откачали. В промокшем насквозь корабле пошли в залив на промеры. (От крыс избавились совершенно :lol: )

“…ходили в море и там занимались морским промером - делом крайне тупым и глупым, состоящим в том, что кидали в море лот через каждые пять минут левого хода. Промакав его таким образом недели три, возвращались к Рейнеке (командиру) до острова. Тут было другое занятие - вычисления разные да промеры со шлюпки. Словом, казнили нас начальники серьёзными занятиями.”

“Хотя пар уже везде в Европе был не новинкой, но у нас Меншиков его не любил. А потому средства съёмки были самые допотопные. То, что на паровом баркасе сделали бы в неделю, нам надо было на гребле, парусах вырабатывать в два месяца, и плавание этих утлых аргонавтов - лодок и баркасов - было горькое. Когда в глухую осень приходилось морем возвращаться в Кронштадт, гибли шлюпки, люди, но это всё было нипочём. А.С. Меншиков берёг казну, и после из экономии его была учреждена Эмирительная касса морского ведомства с фондом в 12 миллионов, а говорят, и в 14. И за то спасибо!”
!!! Просто нет слов. Морской министр не любил паровой флот!

“Намакав лот, измерив глубины и прочее, экспедиция пришла в Кронштадт осенью 1842 года. Так что зиму 1843 года я провёл в этом городе. Тут только я опять сел за живопись, ибо в походе работал мало, зачерчивая кое-что в альбом.
Живя в кругу всегда морском, флотском, конечно, главные мои способности я обращал на корабль, его оснастку, тип и вооружение. Но это не была сторона питания. Кузин требовал весёленьких пейзажиков или, как он называл, "панданчиков", то есть вещей парных. На одном холсте берег справа, на другом слева и так далее. Опять пошли в ход Николы Угодники и Николаи Павловичи…”

1843-44 Кронштадт - по весне опять макали лот, брали углы и шли в Ревель.

1844 (или 1846, не совсем понятно) Начальник штаба Кронштадтского порта Васильев представил художника-любителя Морскому министру, всесильному князю Меньшикову. Пейзаж гавани с кораблями понравились государю-императору, художнику дали в награду перстень. Интересно, что любителю пришлось фактически соревноваться с Луиджи Премацци, итальянским живописцем, обретающимся в Петербурге с 1836 года. Профессиональный художник не знал флота, Николай I назвал корабли Премацци коровами. А молодой офицер поощрение счёл великим, но тут же спустил царский перстень за 150 рублей ;)

1845
“Тут жизнь моя изменилась, я поступил личным адъютантом к Александру Алексеевичу Дурасову, нашему дивизионеру, и сделался членом его семейства, ибо обязательно ходил к нему обедать каждый день. В это время матушка моя стала сильно хворать, и добрый адмирал с весны 1845 года отпустил меня в Петербург, где я и провёл всё лето в Новой Деревне, и 15 августа, в день Успения Пресвятой Богородицы, она скончалась”

Немного о вице-адмирале Александре Алексеевиче Дурасове (1779 — 1848).
Выпущен гардемарином из Моского кадетского корпуса в 1795г. В 1797 мичман. Служит на Балтике, в 1799 с капитаном Сарычевым совершает поход Архангельск – Лондон – Кронштадт. Плавал под командою Грейга, Сенявина.
В 1820 командовал фрегатом в эскадре вице-адмирала Кроуна.
В 1826 в составе эскадры адмирала Р. В. Кроуна на линейном корабле «Сысой Великий совершил плавание в Северное море до Доггер-банки.

“Дурасов был весьма почтенный человек, тогда ему было лет шестьдесят, он был товарищем Михаила Андреевича(?) Лазарева и Беллинсгаузена…. человек читающий, образованный, служил в Англии волонтёром, а потому владел языком, а также и немецким. Жена его, Марфа Максимовна, была очень умная и светская женщина, … дочь бывшего главного командира Кронштадтского порта адмирала Коробко.” Одна ее сестра вышла за адмирала Авинова, другая за адмирала М.П. Лазарева
“Долгом считаю сказать, что почтенные наши старики-адмиралы того времени носили на себе чудный отпечаток добродушия, чистоты, справедливости и гостеприимства. Кто знал И.Ф. Крузенштерна, Гейдена, братьев Лазаревых Михаила и Андрея Петровичей, А.А. Дурасова, Ф.Ф. Беллинсгаузена и многих других, тот подтвердит, что это были самые почтенные моряки, умные и честные. Такого закала был и В.С. Нелидов, и мы много обязаны ему, что в два года стали порядочными офицерами, что и составило нашу будущность”

1846 Лейтенант, зимовка в Ревеле

1846 Кронштадт
Познакомился с Виктором Андреевичем Ивановым - офицером в штабе командира Кронштадтского порта, человеком умным, производившим секретные работы по засыпке булыгой северного фарватера. От него я получил план кронштадтского наводнения 1824 года с показаниями кораблей, как их раскидало по стенке гавани. Благодаря ему, видевшему наводнение, и капитану Нелидову я мог воскресить событие весьма верно. Адмирал Дурасов помнил тоже этот эпизод, а потому, ежели я написал картину, не удовлетворявшую условиям живописи и техники, то корабли были верны и пейзаж тоже.
Картину тот же благодетель Васильев (начальник штаба Кронштадского порта) взялся представить князю Меншикову, а сей - Государю Николаю Павловичу, который весьма ею заинтересовался, взял её и велел меня наградить перстнем. Но каким! С рубином в 1500 рублей. Такой награды я не чаял никогда, тем более, что маклак Кузин всё меня держал на "панданчиках" по десяти целковых и никогда не возвышал цены.

1847 Премило. Господа офицеры шутят
“Раз как-то первая дивизия уж очень набуянила у Марьи Федотовны, так что была принесена жалоба полицмейстеру. Тот пошёл сообщить её дивизионеру адмиралу Андрею Петровичу Лазареву. Выслушав донесение, адмирал сказал: "И только-то, никого не побили офицеры?". - "Нет, вашество". - "Ну, так это ничего, я им скажу, чтобы не шалили более и посмирнее себя вели, а наказывать тут нечего. Вот брат мой, Михаил Петрович, так тот перед кругосветным плаванием очень нашалил. Призвал команду с шлюпа своего да и велел все рамы выставить зимой в бардаке да окна с петель снять и ставни даже и всё это сложить на дворе, а за что! Хотите знать? За то, что его клопы там заели да блохи. Он этих бестий страх как не любил". Полицмейстер почтительно удалился, а офицерам в вечернем приказе было рекомендовано вести себя везде прилично. Таковы были наши почтенные старики-начальники, дай им Бог царство небесное. Сами были молоды и нас понимали”

1848 Смерть Дурасова. Переход на пароходо-фрегат Камчатка.

1849 п/ф Камчатка назначен для путешествия Его Высочества герцога Лейхтенбергского на Мадеру, на лечение.

Максимилиан Иосиф Евгений Август Наполеон Богарне, (1817— 1852) — член русской императорской фамилии, 3-й герцог Лейхтенбергский, президент Императорской академии художеств (с 1843) и главноуправляющий Горным институтом (c 1844), муж Вл.Кн.Марии Николаевны (1839).

“Плавание было объявлено в Кронштадте. Пошли всякие толки и россказни. Зависть к нам была громадная, ибо редки были плавания заграничные и дальние. Через три или два года посылались в Камчатку транспорты да и всё тут. А потому сходить в Свинемонд или Киль считалось уже важным плаванием.”

Музей Осло – Тидеман. Лондон – Лоуренс, Тёрнер, Констебль, Рейнольдс, Хогарт.
Знакомство на Мадейре с Карлом Брюловым.
Возвращение в Кронштадт и Петербург, знакомство с Айвазовским

1850
На следующий, 1850 год мы опять в том же составе пошли ранней весной в море, но не на Мадеру, а в Лиссабон, куда герцог Лейхтенбергский прибыл на фрегате "Паллада" и пересел к нам через неделю.

Лиссабон

В Тахо мы стояли бок о бок с английской практической эскадрой. И тут-то я вспомнил наш Кронштадтский рейд, когда он оглашался раздирающими душу голосами матросов, которых пороли за всякие преступления, но только паузы болей людских здесь были продолжительнее, что ясно говорило, что у них дерут людей ещё свирепее.

Музеи Голландии, современная школа живописи в Брюссель

Прощаясь со мной, он (герцог) сказал: "А вы, господин Боголюбов, мне сделайте то, что начали. Я жду от вас альбом моего вояжа. Желаю вам счастья и науки, и чем быть дюжинным офицером, будьте художником, кажется, вы тут вновь успеете"

Возвращение в Кронштадт. Перевод в Петербург, в Учебный экипаж. Вольные занятия в АХ

Случился смотр в Петербургском экипаже и училище, прибыл князь Меншиков, почему-то и меня увидел. Я смотрел браво, стоял вытянувшись, Кохиус сказал: "Мой адъютант лейтенант Боголюбов". Он подходит ко мне и говорит: "Это ты, батюшка, представил альбом герцогу Лейхтенбергскому?". - "Я, ваше сиятельство". - "Хорошо, да где же ты учился?" - "В корпусе Морском и на службе". - "Его Высочество говорил мне, чтоб ты ходил в Академию, как вы об этом думаете, генерал?" - "Очень буду рад, когда свободное от службы время господин Боголюбов посвятит науке". - "Ну, так и действуйте", - сказал князь.

1851 Занятия в АХ

1852 100-летие Морского кадетского корпуса
К 100-летию он (директор) мне предложил написать "Афонское сражение", материал которого я давно заготовил от героя его, моего почтенного адмирала А.А. Дурасова.

Поощерение от Государя Императора, копия для Военной галереи Зимнего дворца

Но вот ещё новая тревога в моей жизни. Составлялась в 1852 году экспедиция в Тихий океан под начальством вице-адмирала Путятина на фрегате "Диана". При адмирале состоял капитан-лейтенант К.Н. Посьет, впоследствии воспитатель В. Кн. Александра Александровича и министр путей сообщения. Он знал меня хорошо, хотя был старше по службе, и как интеллигентный человек интересовался моими художественными успехами. Он думал, что я буду очень рад пописать в этом походе, куда вся флотская молодёжь рвалась без удержу, ибо походы такие открывали будущность. Но моя уже была назначена на другом поприще.

Едва уклонился, сославшись на венерическое заболевание.

1853, золотая медаль АХ, звание художника первой степени

О точности в передаче деталей облика кораблей:

написал "Вид Петербурга с Невы на Зимний дворец"... Мастерскую посетила В. Кн. Мария Николаевна и велела послать картину к ней во дворец. Через три дня получаю руки её письмо: "Капитан Боголюбов! Государю очень понравилась картина, он её берёт, но приказывает Вам переменить флаг на стоящем впереди корабле, ибо Вы сделали французский! Это не по времени. Мария".

Заказ ряда батальных сцен от Двора ЕИВ, литографированный альбом

“лично от Её Высочества В. Кн. Мария Николаевна узнал: Государь, принимая во внимание, что я на службе окончил второе моё образование, сперва как морского офицера и ныне как художника, дозволяет мне выйти в отставку, несмотря на военное время, и переименовывает меня в художника Главного морского штаба с причислением к Морскому министерству(*). Последнее звание, как я узнал после, доставил мне В. Кн. генерал-адмирал Константин Николаевич.”

*) 18 ноября 1853 г. Боголюбов получил отставку из флота, чин титулярного советника с причисление к Главному Морскому штабу в звании художника, которое прежде имел только И.К. Айвазовский.)

1854 Пенсионер от АХ на 6 лет

_________________
ОКАЗАННАЯ УСЛУГА – НИЧЕГО НЕ СТОИТ.


 
Ответить с цитатой
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
© ModelsWorld, 2005-2024. All rights reserved.
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group

Модификация форума выполнена CMSart Studio
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.166s | 24 Queries | GZIP : On ]
Яндекс.Метрика