Аврора - один из последних и самый известный из фрегатов серии "Спешный".
Если снять о ней фильм - шторма в Атлантике, уход от англо-французской эскадры в Южной Америке, переход черед Тихий океан, оборона Петропавловска от превосходящих сил неприятеля, отражение десантов в ожесточенных схватках... вышла бы картина, по накалу и смотрибельности превосходящая "Хозяина морей".
Фрегат хорошо представлен чертежами и описаниями, которые позволят создать модели как на начальный период службы, так и на его звездный час.
Аврора строилась по чертежу фрегата Диана, и собственного теоретического чертежа у нее нет. Зато в РГА ВМФ (здесь и далее - фонд 327 опись 1, если не указано иное) есть теоретический чертеж Дианы - дело 1231. На Диану же есть отдельный чертеж кормы и княвдигеда, с которого можно взять штульцы.
Непосредственно Аврора на момент вступления в строй; чертежи датированы 1836 годом (многие тонированы акварелью, на них наложены тени, они почти трехмерные):
1073 - Чертеж внутренного расположения с миделем
1074 - Чертеж квартер-дека и форкасля
1075 - Чертеж опер-дека
1076 - Чертеж орлоп-палубы
1077 - Чертеж носовой части (княвдигед, руслени фок-мачты, якоря)
1078 - Чертеж платформ, крюйт-камер и канатного кубрика
Рангоут - чертеж вооружения Прозерпины, 1474
На чертежах Авроры отсутствует полуют, который есть на картине Платона Бориспольца. Возможно, он был надстроен после вступления фрегата в строй. На этой же картине хорошо различим кормовой декор Авроры - фальш-панели на штульцах окрашены в зеленый цвет.
В 1851 году Аврора прошла тимберовку, которая разительно изменила внешний облик фрегата, сильно осовременив его. Процесс подробно описан в деле 2044 фонда 161 РГА ВМФ - Смета о потребности лесов для тимберовки и с окончательною отделкою фрегата 44- пуш. Аврора.
Фрегату заменили верхние штуки форштевня, фалстема, а также старнпорт, фалстарнполст и рудерпис, перебрали c частичной заменой штук кильсон, как минимум частично заменили набор кормовой и носовой частей и бимсы всех палуб, поставили новые контртимберсы. И это лишь малая часть статей тимберовочной ведомости - с числом и размерами всех элементов.
В этом же деле содержатся предложения о переделках на Авроре, внесенные главным командиром Кронштадтского порта и одобренные начальником главного морского штаба:
Подобно фрегату Амфитрида - увеличить наклон форштевня и расширить бак, сделать круглую корму без штульцев, а вместо штульцевых окон устроить порты, уменьшить общее число портов в опер-деке до 28 включая штульцевые; убрать орудия со шкафута, на шканцах сделать 6 портов или оставить 7 на борт, на баке - 3 порта на борт; у кормовых портов опер-дека сделать ставни из 2 частей.
Кроме того, предложено уменьшить высоту нижних косяков портов от палубы на шканцах до 5 дюймов с 10 ради понижения высоты борта. Резолюция начальника ГМШ в этом случае - полезно, но вряд ли удобно. Непонятно, было ли в итоге это сделано, но на картине из Морского сборника борт низкий даже с коечными сетками, над ним видны плечи и головы команды.
Чертежей Авроры после тимберовки в архиве нет, или они пока не найдены. Но есть чертежи Амфитриды, по которым, судя по ведомости, тимберовалась Аврора:
1100 - внутреннее расположение с железными ридерсами
1101 - мидель с устройством коечных сеток на шканцах, железными ридерсами и кницами, иллюминаторами
1102 - квартер-дек
1103 - жилая палуба с разметкой иллюминаторов
1105 - опер-дек, показывающий диагональный настил
1107 - платформы и интрюм
1109 - круглая корма без штульцев
1779 - гальюн (вид носовой оконечности сбоку)
Чертежи Амфитриды и описание тимберовки Авроры хорошо укладываются в схему повреждений фрегата при Петропавловске, выполненную командиром опер-дека лейтенантом Федоровским и опубликованную в Морском сборнике. На ней же виден новый декор - адмиралтейский якорь на крамболе, веретено Юпитера с молниями (как на щитах легионеров) на половинках крышки штульцевого порта, кормовой орел по образцу орла на большой модели Паллады в ЦВММ.
Эти же чертежи и схема Федоровского прекрасно соответствуют картине, изображающей Аврору, из Морского сборника за 2014 год.