Добро Пожаловать в "Мир Моделей"
Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
8-812-3350685
городской номер
в Санкт-Петербурге
8-800-3330685
междугородный
(звонок бесплатный)
        FAQ         Правила форума         Медали         Поиск
Текущее время: 23 ноя 2017, Чт 10:13




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 42 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Наши корабельные мастера 
Автор Сообщение
Главный старшина
Главный старшина
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 21 июл 2008, Пн 17:26
Сообщения: 422
Откуда: Москва, ЗАО
Страна: Russia (ru)
Медали: 2
Мастер. (1) Мастер. (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 359.5 Кц
Заработано: 358.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2015, Пн 11:16 
РУСИНОВ ЮРИЙ АНТОНОВИЧ (около 1660 — после 1723)
Судостроитель, галерный мастер капитан-лейтенантского ранга, построил более ста галер и подобных им кораблей для Российского императорского флота, создатель первых «конных галер» в России. Грек по национальности.

Юрий Антонович (Юрья Антонов) Русинов родился около 1660 года. Грек по национальности. Был галерным мастером в Константинополе, где строил вместе со своим отцом галеры на «турецкий манер», и под руководством французского мастера Антония Бартоломеева — на «французский манер».

В 1703 году по приглашению Петра I прибыл в Россию для строительства галер и других малых судов. Первоначально работал на Олонецкой верфи, основанной в 1702 году. В 1703—1704 годах Русинов построил две первые галеры по турецкой технологии «Вера» и «Любовь» для галерной эскадры Балтийского флота. 27 июля 1703 года на Олонецкой верфи, при личном участии Петра I, Русинов заложил «государеву» галеру, получившую название при спуске 21 мая 1704 года «Святой апостол Пётр». Учеником и подмастерьем у Русинова был «записной» плотник Мокей Черкасов, который впоследствии вошёл в историю отечественного кораблестроения как видный русский галерный мастер.

Мастер строил галеры по своим лекалам и «на свой манер», как строил их прежде в Константинополе. Это вызывало недовольство других судостроителей, которые жаловались на Русинова ближайшему сподвижнику Петра I Александру Меньшикову. Меньшиков писал в октябре 1703 года коменданту Олонецкой верфи Ивану Яковлеву: «…Новым мастерам греческим вели делать галеры по указу, а старому мастеру гречанину [Юрье Русинову] до времени в прихотях его умелчи, … греку [Юрье Русинову] вели сказать, чтоб он жил смирно и дело свое управлял по указу, а буде он учнет чиниться противен и станет делать по своим прихотям, и ты его скуй и прикажи его кормить с водою до указу».

В октябре 1710 года Русинов был командирован в Выборг. 29 октября на Выборгской верфи он вместе с галерным подмастерьем греком Захарием Колуеновым приступил к постройке тринадцати 6-пушечных скампавей нового типа, среди которых десять имели названия: «Виктория», «Зорница», «Львица», «Орлица», «Пальма», «Солнце», «Тигра», «Триумфант», «Фама» и «Феникс», а также трёх 40-вёсельных галер «Святая Анна», «Святой Александр» и «Святой Фёдор Стратилат». 11 апреля 1711 года все суда были построены, спущены на воду и оснащены. Экипаж полугалер состоял из 250 человек, а скампавей из 150. Царь Пётр лично осмотрел качество постройки судов и остался ими доволен. Во второй половине 1711 года Юрий Русинов работал на Тавровской верфи Воронежского адмиралтейства. В 1712 году Ю. А. Русинов был направлен на Лужскую верфь, где построил 14 бригантин для Балтийского флота.

В конце 1712 года Юрий Русинов был переведён в Санкт-Петербург на Галерный двор для постройки и ремонта галер, скампавей для Галерной эскадры Балтийского флота, которая готовилась к морским сражениям со шведами. На новых стапелях Санкт-петербургской верфи в октябре 1712 года Юрий Русинов заложил 50 скампавей, сданных флоту к 15 мая 1713 года. Среди них были скампавеи «Анштура», «Бардун», «Бронго», «Гауи», «Горища», «Гота», «Жерех», «Карп», «Краббы», «Ломи», «Моклец», «Рица», «Румба», «Парта», «Поуст» и другие. 28 мая 1713 года был послан в Новгород для заготовки корабельного леса. В сентябре 1713 года Русиновым были заложены ещё 30 скампавей и большая полугалера на Галерном дворе, которые спустили на воду в апреле-мае 1714 года. 18 декабря 1713 года Русинов заложил на пробу средиземноморскую лондру и спустил её на воду 30 апреля 1714 года на Галерной верфи Петербурга. 15 октября царь лично испытал судно и остался им недоволен, более лондры для Балтийского флота не строились. В апреле 1714 году Русинов на Галерном дворе спустил на воду три первые в России конные галеры, каждая из которых предназначалась для перевозки 25 лошадей. В октябре 1714 года Русинов на Галерном дворе заложил ещё 7 больших полугалер, в том числе «Камбала», «Кит», «Окунь», «Щука», которые были спущены в апреле 1715 года.

Многие вёсельные суда построенные Русиновым принимали участие в Гангутском сражении в период Северной войны и по отзывам командиров этих судов были «…ходки, легки на ходу и маневре». 22-баночная галера «Фивра», построенная Русиновым в 1713—1714 годах на Галерной верфи в Санкт-Петербурге, была флагманским кораблём М. М. Голицина во время Гренгамского боя в 1720 году.

Из всех иностранных мастеров петровского периода Русинов выделялся своими незаурядными педагогическими способностями. В январе 1715 года Пётр I издал специальный указ, в котором объявлялось, чтобы те, «кто пожелает учиться галерному делу у мастера Юрия Русинова, явились бы к нему, за каждого выученного мастеру будет выдано вознаграждение 50 рублей на человека, а выученный будет получать 60 рублей в год». У Русинова было около десятка галерных учеников, в том числе и Мокей Черкасов, который по настоянию Русинова был переведён в Санкт-Петербург и стал его помощником. Ещё один ученик и подмастерье Русинова — Захарий Колуенов, стал большим специалистом в судостроении и к концу Северной войны наладил с двумя учениками в Выборге строительство конных галер.

Летом 1719 года Русинов заложил в Петербурге 20 галер на «турецкий манер», однако Адмиралтейств-коллегия, выполняя указания Петра I о строительстве судов по французской методике, 7 сентября определила осмотреть заложенные галеры французскому корабельному мастеру К. Ниулону и переделать из них, что возможно на «французский манер», а те которые сделаны больше чем на половину — достроить по старой технологии. Осенью 1719 года Русинов был послан в Або для постройки 12 конных галер, а затем в октябре 1720 года направлен в Гельсинфорс для освидетельствования старых галер, после чего вернулся в Санкт-Петербург. В сентябре 1721 года президент Государственной Адмиралтейств-коллегии генерал-адмирал граф Ф. М. Апраксин докладывал Президенту Военной коллегии Российской империи М. М. Голицыну о том, что «…старого турецкому маниру галерное строение Его Величеству неугодно». Галерный мастер Русинов оказался в конце 1721 года без дела и был отправлен в Воронеж для разборки заготовленных там на галеры материалов. 29 марта 1723 год Русинов в капитан-лейтенантском ранге был уволен со службы с сохранением жалования до смерти «для его старости и за многия службы». Дальнейшая судьба Ю. А. Русинова не известна.

_________________
С уважением,
Евгений Михайлов


 
Ответить с цитатой
Профиль
Прапорщик
Прапорщик
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 июл 2009, Вт 18:00
Сообщения: 862
Откуда: Самара
Страна: Russia (ru)
Медали: 2
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 646.5 Кц
Заработано: 647.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2015, Пн 11:22 
Попов, Александр Андреевич
— генерал-майор, корабельный инженер, строитель, ученый писатель. Родился 11-го мая 1788 г. и в 1799 г. был определен в Училище корабельной архитектуры, где с особенной охотой занимался математикой, сделавшеюся впоследствии его любимым предметом. В 1805 г., окончив курс в училище, П. был произведен в драфцмана XIV-го класса и был оставлен при училище в качестве преподавателя начальных основ математики в низших классах. В то же время он управлял корабельной чертежной и занимался с корабельными учениками практическими наблюдениями, подготовляясь к экзамену на звание корабельного мастера. По собственному желанию П. 6-го и 7-го марта 1808 года был подвергнуть испытанию особой комиссии при Училище корабельной архитектуры, состоявшей из членов Адмиралтейств-Коллегии и Морского Департамента под председательством морского министра П. В. Чичагова и сдал экзамен очень успешно. Представленный им проект 44-пушечного фрегата был выполнен так хорошо, что вызвал полное одобрение всех членов комиссии. До 1810 г. П. продолжал преподавание в училище, причем предметы проходились по составленным им запискам. Прекрасное знание кораблестроительного дела и скудность в русском флоте хороших строителей заставила начальство привлечь П. к прежним его обязанностям: 1-го марта 1810 г. он был произведен в помощники корабельных мастеров XII-го класса и принял в свое ведение постройку галета "Торнео" и корабля "Память Евстафия". Работы эти были выполнены им блестяще и оба судна были спущены в, том же году. В 1811 г. П. строил 74-пушечный корабль "Чесма", а также малую яхту для принца Ольденбургского. В том же году, во время, проводки на камелях в Кронштадт построенных кораблей "Память Евстафия" и "Мироносец", П. был руководителем следования этих судов, а по доставлений их в Кронштадт в конце 1811 г. получил весьма сложное и спешное поручение спроектировать план вооружения 44-пушечного фрегата для государя императора, а также пять подробных планов постепенной постройки этого корабля, также предназначавшихся для Его Императорского Величества. Поручение было исполнено к сроку, очень удачно, и П. награжден (1-го января 1812 г.) бриллиантовым перстнем. В 1814 г. П. был назначен в Астрахань, где и находился до 1820 г. при Астраханском порте, для заведования строением судов гребного флота, а также для выработки проектов будущих судов русского флота. В то же время П. не переставал делать и свои наблюдения и применять на практике те или другие изобретенные им усовершенствования в кораблестроительном деле. В 1821 г. П. был переведен в Охтенскую верфь и назначен заведующим кораблестроением. В 1826 г. по его проекту им же самим был построен бомбардирский корвет "Гремящий" и несколько других мелких судов. В то же время по совершенно новой системе он построил 36-пушечный фрегат "Кастор", семь канонерских лодок и одну бомбардирскую. По окончании этой постройки П. сейчас же приступил к сооружению по новой системе кораблестроения 64-пушечного фрегата "Эммануил", с круглой кормой, что в то время являлось последним словом морской архитектуры, а также заложил два брига для дальнего плавания. За прекрасное выполнение этих работ совершенно самостоятельно и по собственной инициативе П. был произведен в корабельные мастера с полным окладом жалованья (1-го ноября 1823 г.). В 1824 г. П. производил строительные работы в Новом Адмиралтействе, где было воздвигнуто колоссальное строение крытого дока по спроектированному им чертежу, а также построил 84-пушечный корабль "Императрица Александра". В следующем. году П. на камелях провожал в Кронштадт 64-пушечный корабль "Эммануил" и 84-пушечный корабль "Гангут". Прекрасное знание своего дела, рвение, с которым выполнял его П., обратили на него внимание и по Высочайшему повелению он был переименован (22-го декабря 1826 г.) в штабс-капитаны и назначен корабельным инженером Балтийского флота. В 1827 г. за отличие по службе в новом звании П. произведен в капитаны, а 19-го октября 1827 г., по окончании постройки крытого дока и по спуске на воду 84-пушечного корабля, П. получил особенное монаршее благоволение и был произведен в подполковники, а в том же году, 25-го ноября, заложил еще 84-пушечный корабль. В то же время П. не оставлял своих ученых занятий и начал свой научный труд о спуске кораблей в воду (гидрографическое исследование), который был им представлен в Ученый Комитет Морского Министерства, признан был полезным и был издан на средства Министерства в 1834 г. В 1828 г. (28-го ноября) П. за отличие по службе получил чин полковника, а 9-го февраля 1833 г. назначен непременным членом Кораблестроительного и Учетного Комитета Балтийского флота, не переставая в то же время заведовать постройкой и исправлением кораблей.

В 1837 г. П. выпустил в свет второе свое научное сочинение "Аналитическое исследование о кривой линии в прогрессике, употребляемой в кораблестроительной архитектуре" (СПб. 1837 г.) и был произведен в генерал-майоры. Скончался он 22-го мая 1859 г.

_________________
"Ты должен сделать добро из зла, потому что его не из чего больше сделать... "


 
Ответить с цитатой
Профиль
Главный старшина
Главный старшина
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 21 июл 2008, Пн 17:26
Сообщения: 422
Откуда: Москва, ЗАО
Страна: Russia (ru)
Медали: 2
Мастер. (1) Мастер. (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 359.5 Кц
Заработано: 358.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2015, Пн 11:25 
МОКЕЙ РОМАНОВИЧ ЧЕРКАСОВ (около 1670 − 1731)
Русский судостроитель петровского времени, галерный мастер, построил более 100 галер, скампавей и прамов для флота Петра I, первым из русских судостроителей освоил строительство галер французского типа, участник Гангутского сражения.

Мокей Черкасов родился в приладожской деревне Олонецкого уезда приблизительно в 1670 году. С 1703 года работал «записным» плотником на Олонецкой верфи, где под руководством галерного мастера Юрия Русинова участвовал в постройке «государевой» галеры, которую заложил лично царь Пётр I.

В декабре 1706 году ученик галерного дела Черкасов самостоятельно заложил свою первую галеру на Олонецкой верфи, которую построил в 1707 году. Пётр I, обратив внимание на умелого и сметливого плотника, распорядился отдать Мокея Черкасова в ученики галерному мастеру Николаю Муцину, который строил суда на Галерном дворе Санкт-Петербурга. Под руководством Н. Муцина Черкасов проработал до 1713 года. В 1713 году с Олонецкой верфи в Санкт-Петербург на Галерный двор был переведён Юрий Русинов, который взял себе в помощники Мокея Черкасова. В мае того же года Черкасов был послан в Новгородский и Старорусский уезды для заготовки леса на постройку новых скампавей.

В июле 1714 году решением Адмиралтейств-коллегии Черкасов был произведён в подмастерья скампавейного дела и во главе команды из восьми плотников был направлен на эскадру генерал-адмирала Ф. М. Апраксина, для ремонта галер и скампавей, готовящихся к морскому сражению с кораблями шведов в период Великой Северной войны. В течение двух месяцев продолжался переход Галерной эскадры Апраксина шхерными фарватерами к рейду Твермине у полуострова Ганге-Удд (Ханко). В ходе похода ремонтная команда Черкасова ежедневно чинила повреждённые при посадке на мель или от столкновения суда эскадры.

Для внезапности нападения Пётр I решил обойти шведскую эскадру Густава Ватранга. Он принял решение часть своих галер перебросить в район севернее Гангута через перешеек этого полуострова длиной в 2,5 километра. Для выполнения этого замысла он приказал построить «переволоку» (деревянный настил). Пётр вместе с Черкасовым детально разработал конструкцию волоков, и команда Черкасова в короткий срок оборудовала не только деревянный настил для перетаскивания скампавей, но и приспособления для вытаскивания их из воды и спуска на воду на другой стороне перешейка.

Черкасов в составе Галерной эскадры участвовал в Гангутском сражении со шведами 25-27 июля 1714 года, положившей начало победам России на море. Мокей Черкасов и все плотники его ремонтной бригады были награждены после сражения Петром I.

В конце 1714 года Черкасова направили в Казанское адмиралтейство для постройки 15 скампавей, предназначенных в качестве подарка союзной в то время Дании. В декабре 1714 года он параллельно заложил четыре шнявы специальной постройки: «Астрахань», «Святая Екатерина», «Святой Александр» и одну без названия, которые были спущены в 1716 году и вошли в состав Каспийской флотилии. В сентябре 1716 года Черкасов был послан в Копенгаген для руководства сборкой и снаряжением 11 скампавей, которые перевозились туда из Казани в разобранном виде. После завершения сборки скампавей галерный подмастерье Мокей Черкасов вместе с корабельным мастером Питером Выбе были направлены в Росток для ремонта и строительства галер.

Вернувшись на родину, Черкасов вплоть до 1719 года строил галеры и скампавеи в Санкт-Петербурге на Галерном дворе, а затем был прикомандирован к французскому галерному мастеру Клавдию Ниулону, чтобы научиться строить эти суда «на французский манер». Черкасов быстро освоил методы французского мастера и вскоре сам построил пять «новоманерных» галер. 9 декабря 1721 года за прилежный к галерному делу труд ему было увеличено ежемесячное жалование до 8 рублей.

22 февраля 1724 году Черкасов был направлен в Брянск, где построил для Днепровской флотилии по чертежу Федосея Скляева 10 плоскодонных галер и 5 прамов. Был произведён в галерные мастера и назначен заведовать Киевской верфью, где ему помогал строить суда способный подмастерье Андрей Алатчанинов, ставший впоследствии также известным галерным мастером.

С 1728 года Черкасов ведал на Галерном дворе в Санкт-Петербурге всеми материалами и припасами, и одновременно продолжал строить новые гребные суда. в 1728 году построил пять 20-баночных галер. В 1730 году приступил к постройке двух галер, но заболел чахоткой и 3 февраля 1731 года умер. Похоронен на Охтинском кладбище в Санкт-Петербурге.

_________________
С уважением,
Евгений Михайлов


 
Ответить с цитатой
Профиль
Прапорщик
Прапорщик
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 июл 2009, Вт 18:00
Сообщения: 862
Откуда: Самара
Страна: Russia (ru)
Медали: 2
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 646.5 Кц
Заработано: 647.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2015, Пн 11:26 
РИЧАРД БРОУН
Ричарл Броун прибыл из Англии, но навсегда остался в России и посвятил 35 лет своей жизни российскому судостроению, сделав немало для его развития.
В 1705 г. Броуна приняли на русскую службу по контракту на три года. Очевидно, он прошел неплохую школу на родине, ибо поступил к русским уже корабельным мастером. Несмотря на его неуживчивость, Петр 1 ценил Броуна как специалиста, способного с полуслова понимать замыслы царя.
Вначале корабел работал в Воронеже. Через два года его перевели на Олонецкую верфь, где в марте 1707 г. мастер заложил бомбардирский галиот, рассчитанный на 14 пушек и 2 мортиры. В конце мая )708 г. галиот "Надежда" был спушен на воду. В том же голу Броун строил и три русских бригантины. По истечении срока контракта он остался на службе. После Олонецкой верфи Броуна перевели в Новую Ладогу.
В 1707 г. Броун получил чертеж 50>пушечного корабли, составленный Петром 1. Однако только в середине июля 1708 г. царь указал Броуну и корабельному ученику Г. Меншикову строить два корабля по этому чертежу на Новоладожской верфи из заготовленного дубового леса. В этот период Петр полагал, что короткие корабли более пригодны для Балтийского моря, но Броун посчитал, что судно получится слишком коротким. Феаосей Скляев писал парю: "Броун очень сумневаеттца о том текне (чертеже - Н.С.) с каторава они зачали в Ладоге делать. Сказывает, гораздо кароток. Я ныне ис те адин (чертеж - Н.С.) послал -изволите со временем посмотреть, кик .кипи, не изволил, ли длины
прибавить, пока форштевенов не поставлено, толко одна передняя штука". Неизвестно, последовал ли царь совету Броуна. Со временем он и сам отказался от постройки очень коротких кораблей.
О закладке Ероуном и Меншиковым первого 50-пушечного корабля в Новой Ладоге Скляев сообщил Петру в письме от 26 октября 1708 г. Следующий корабль заложили в начале 1709 г. Первый корабль спушен в июне, второй - в июле 1710 г. В конце июня первый линейный корабль Балтийского флота доставили в Санкт-Петербург, где царь осмотрел его, оценил как хорошо построенный и назвал "Выборг" в честь взятия шведской крепости. Прибывший в июле второй корабль наименовали "Рига" в честь очередной победы.
После постройки этих двух кораблей Броуна командировали в Казанское адмиралтейство для помощи местным судостроителям, а затем опытного мастера до конца жизни оставили работать в Адмиралтействе Санкт-Петербурга, где он построил два десятка судов разных классов, в том числе 10 кораблей и 2 фрегата. Не раз ему доверяли достраивать или перестраивать корабли, заложенные vie пес искусными мастерами.
Зимой 1711-1712 гг. Петр велел Броуну писать на родину, чтобы узнать характеристики английской артиллерии. В октябре следующего года корабельный мастер выслал царю требуемые "пушечные препорцы". Они оказались необходимы, ибо именно в это время русские заводы переходи-
ли к литью тонкостенных пушек для увеличения вооружения кораблей, и иностранный опыт был необходим. Реформа позволила в 1714 г. усилить артиллерийское вооружение флота почти в полтора раза, и русские корабли по вооружению не уступали лучшим зарубежным соответствующего ранга.
Когда в конце июня 1711 г. в Санкт-Петербург прибыл построенный в Саардаме (Голландия) 32-пу-шечный фрегат "Самсон", Петр 1 поручил Броуну переделать его, чтобы на нижней палубе было в бортах по 10 портов и он не выделялся среди фрегатов отечественной постройки.
В феврале 1712 г. Петр приказал заложить на Адмиралтейской верфи 5 линейных кораблей, как только прибудет лес. В июне он назначил Броуна строителем одного из этих кораблей, и корабельный мастер заложил "Шлиссельбург". В октябре он сообщал царю: "Послал я до вашего царского величества... новые препориы строению кораблей, которые выданы из (британского) Адмиралтейства к мастером". Тем самым он вносил свою лепту в поиск лучших пропорций кораблей, которые строили Петр, Скляев и другие отечественные корабельные мастера.
60-пушечный корабль "Шлиссельбург", как и однотипные "Св.Екатерина", "Нарва" и "Ревель", спроектировал сам Петр. По мнению английского дипломата Д.Джефриса, они были построены не хуже, чем в Европе.
В 17)5 г. по указанию царя корабельный мастер начал строить 90-пу-шечный корабль "Фридрихштадт" (спушен на воду в 1720 г.). Размеры порученных другим мастерам судов также росли. Петр добивался того, чтобы русский флот если не превосходил, то по крайней мере не уступал лучшим иноземным флотам.
За два года {1715-1717 гг.) Броун построил первый в Балтийском флоте пинк "Св.Александр", вооруженный 24-мя пушками. Судно длиной 25,3 и шириной 6,78 м было предназначено для разведки и срочной перевозки грузов. Хорошо вооруженный пинк использовали для борьбы со шведскими каперами. "Св.Александр" был богато украшен резьбой. А.Меншиков писал царю: "... судно зело изрядное, и хотя когда тихая погода будет, то мочно на нем греблею идти...". Через год мастер заложил 66-пушечный корабль "Св.Екатерина", спущенный на воду в 1721 г.
В марте 1723 г. корабельные мастера Ф.Скляев, О.Най, Р.Козенц. Р.Броун, Г.Рамз и Петр Михайлов представили в Обер-сарваерскую контору свои варианты размерений кораблей. На основании поданных ими списков 28 марта сам царь подготовил сводный табель о корабельных пропорциях, а 20 мая была составлена табель новых пропорций кораблей и фрегатов. Р.Броун был одним из корабелов, которые подписались под этим документом. После неоднократного обсуждения с корабелами в декабре 1723 г. документ ввели в действие. Со временем, после смерти Петра I. он получил название "Табель о корабельных лрепорциях". В начале 1724 г. по предложению мастеров была составлена табель размеров деталей "Препорция, коликое число нижеописанных рангов кораблей и фрегатов всякого члена дерева имеет быть толстоты...". Табель о корабельных препорииях" начала свое действие уже при Петре I, позднее ее использовали при составлении корабельных штатов.
В июне 1725 г. Адмиралтейств-коллегия указала построить для доставки леса в Санкт-Петербург два новых судна "шмакового типа". Строили их по чертежу Р.Броуна.
Заложенный осенью 1725 г. Р.Рамзом фрегат "Россия" передали для достройки Броуну с приказанием приготовить его для спуска весной 1728 г.
В соответствии с указом нового императора Петра II достраивать в год по два корабля и одному фрегату, в 1729 г. мастер спустил построенные им два 54-пушечных корабля, традиционно названные именами обветшавших кораблей "Выборг" и "Рига".
Опытный конструктор, Броун проектировал суда разных классов, от кораблей до транспортов. Нередко по его проектам строили суда в адмиралтействах всей страны. Сам он создал свыше 30 кораблей преимущественно для Балтийского флота.
Броун спроектировал и начал строить первый в мире 110-пушечный корабль "Императрица Анна"; его мощь (длина 56,7, ширина 15,2 и глубина трюма 6,6 м) заинтересовала несколько иностранных держав. Броун заложил корабль 9 мая 1732 г. и через пять лет спустил его на воду. Корабль прослужил 15 лет и был разломан в Кронштадте. Адмиралтейств-коллегия приняла решение все 110-пушечные корабли строить по пропорции хорошо себя зарекомендовавшей "Императрицы Анны", стараясь по возможности уменьшать глубину трюма для более безопасного передвижения по мелководью. Только на совещании в январе 1756 г. решили вернуться к пропорциям корабля "Петр 1 и II".
С 1733 г. Броун являлся обер-интендантом флота (ведал всем кораблестроением в масштабах Балтийского флота, а также ремонтом и списанием судов в лом). Кораблестроитель считал, что экономически выгоднее разломать ветхое судно и построить новое, чем пытаться его ремонтировать, и утверждал, что вместо двух недолговечных отремонтированных судов дешевле построить одно новое. Так как в то время деревянные корабли редко служили более 10 лет, а после тимбировки и вообще немного, точка зрения мастера была справедлива.
Броун разработал проект крытого эллинга, со стапеля которого можно было спускать корабли без традиционных спусковых салазок. Мастер и сам не отошел от кораблестроения. За
постройку фрегата "Св.Яков", кроме обычного подарка, он получил "гарнитур сукна". В сентябре 1734 г. Броун спустил на воду 12-пушечную фоб-яхту (парусно-гребное судно для разъездов высокопоставленных лиц) "Вирцоу". Летом 1735 г. на воду сошел 66-пушечный "Ревель".
После смерти 10 мая !737 г. О.Ная корабль, который он строил ("Основание Благополучия"), передали для достройки старейшему мастеру Р.Броуну.
Когда в ходе русско-турецкой войны 1735-1739 гг. появилась необходимость создания флотилии на Днепре, Броун спроектировал дубель-шлюпки. которые должны были заменить традиционные запорожские суда в боевых действиях на реке.
В сентябре 1736 г. Адмиралтейств-коллегия приняла представленные Броуном проекты мореходных бом-бардирских кораблей для действий в шхерах, а в июне 1739 г. - проекты бомбардирских кораблей "Самсон" и "Юпитер".
Броун являлся изобретателем и новатором. В частности, он предложил для предохранения от гниения смолить до сборки заготовленные детали набора и доски обшивки. Кроме того, уже после постройки он покрывал внутреннюю поверхность толстым слоем гарпиуса, а наружную поверхность бортов смолил. Корабел первым в России применил для соединения деталей набора железные болты вместо деревянных нагелей, что повысило прочность кораблей. Он усовершенствовал французский способ спуска судов на канатах, который считал недостаточно надежным, и дополнил канаты жесткими связями, как практиковали в английском судостроении. Проектировал он и шпигаты для стока воды, которые начали вводить в конце 20-х годов XVHI в. Его предложения использовали и другие российские корабелы. До последних дней мастер занимался кораблестроением.
Скончался капитан-командор в Санкт-Петербурге 21 сентября 1740 г. в преклонном возрасте и был похоронен в Александро-Невской лавре.

_________________
"Ты должен сделать добро из зла, потому что его не из чего больше сделать... "


 
Ответить с цитатой
Профиль
Прапорщик
Прапорщик
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 июл 2009, Вт 18:00
Сообщения: 862
Откуда: Самара
Страна: Russia (ru)
Медали: 2
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 646.5 Кц
Заработано: 647.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2015, Пн 11:27 
РИЧАРД КОЗЕНЦ
Одаренный кораблестроитель с большой теоретической подготовкой, Ричард Козенц вошел в историю российского флота как строитель мощных кораблей и основоположник унификации деталей корабельного набора. Ричард Козенц родился 29 мая 1674 г. в Саутгемптоне, портовом городе на берегу Ла-Манша, центре английского судостроения. Его отец и дед строили корабли для военного флота. По их стопам последовал и Ричард. После окончания высшей школы корабельной архитектуры он поступил на Королевскую верфь в Депфорде, где одаренность молодого корабела заметили и доверили постройку линейных кораблей. Молодой человек стал неплохим специалистом, однако в Великобритании, видимо, его способности не нашли достойного применения.
В 1698 г. Козени познакомился с необычным царем Петром, который приезжал учиться у английских мастеров кораблестроению, и обещал ему через 2 года приехать в Россию. Царь возвращался с несколькими английскими мастерами. Мастера Джон Ден и Осип Най приглашали Козенца работать в Воронеже, где с размахом строился Азовский флот. Они описывали перспективы развития российского кораблестроения и хорошие условия, которые созданы для иностранных специалистов. И в 1700 г. 26-летний Козенц прибыл в Россию, где его тепло встретил Петр I. По царскому указу Козенц заложил в Воронеже сразу два 70-пушечных корабля "Старый дуб" и "Спящий лев". Затем он построил в Таврове и Осереде еще шесть 80-, 48- и 24-пушечных кораблей по собственным проектам. Исходя из необходимости постройки судов на мелководье, мастер уменьшил осадку, сохранив огневую мощь.
В Воронеже для обучения к Козенцу назначили нескольких учеников. Среди них особенно выделялся Алексей Сурмин, попавший на верфь в 1705 г., после окончания Математической школы в Москве. Впоследствии Сурмин стал известным строителем речных судов и возглавил гражданское речное судостроение.
В 1712 г. Козенца перевели в Петербург. В мае Петр I повелел зало-жшъ на Адмиралтейской верфи 5 линейных кораблей, два из которых должен был строить Козенц. В конце октября мастер заложил корабли "Ингерманланд" и "Москва", спущенные на воду в мае и июне 1715 г.
При постройке "Ингерманланда" Козенц внес усовершенствования в технологию. В частности, шпации от киля до футоксов забрали штуками дерева, что увеличило прочность корпуса. Первым в России Козенц добавил к парусности фор- и грот-брамсели. В 1715 г. царь поднял вице-адмиральский флаг на корабле "Ингерманланд". Довольный мореходными качествами корабля, он писал Козенцу: "Объявляю вам, что корабль "Ингерманланд" на парусах зело изрядный, так что лучше его нет, и только не отстают от него братья его, а приемыши [покупные корабли - Н.С.] все назади". "Ингерманланд" служил флагманским кораблем Петра в 1716, 1718-1721 гг., на нем под царским штандартом в 1716 г. он командовал соединенным англо-датско-голландско-русским флотом в походе от Копенгагена к Борнхольму. Позднее царь повелел в гавани Котлина сохранить корабль для вечного воспоминания, чтоб со временем он не пострадал как-нибудь в море, ибо он "командовал на этом корабле четырьмя флотами". До второй половины столетия "Ингерманланд" служил образцом, по которому строили 64-пушечные корабли. С 1725 г. в море он не ходил, от ветхости в 1738 г. сел на дно и вскоре был разобран. Корабль "Москва" участвовал в боевых действиях Северной войны, после заключения мира в 1722, 1723 и 1725 гг. ходил с эскадрой в практическое плавание по Балтике, затем его использовали для обучения экипажей в гавани.
В августе 1715 г. по штату-программе царя Козенц в Санкт-Петербургском Адмиралтействе заложил 70-пушечный "Нептунус" (длина 46,7 и ширина 13,1 м, на вооружении 70-78 орудий) и 90-пушечный Тангут" (водоизмещение 1200 т, длина 50 и
ширина 14,4 м). Осенью 1715 г. Петр I приказал Козенцу заложить 64- и 74-пушечные корабли, однако затем вместо 64-пушечного был заложен 88-пушечный корабль "Св. Петр". Тем самым флот обретал большее число мощных кораблей. "Св. Петр" (длина 48,7 и ширина 13,7 м) был спущен на воду в октябре 1720 г. Все три судна участвовали в Северной войне, состояли в строю до середины 30-х годов и через несколько лет были разобраны.
В январе 1719 г. в Санкт-Петербургском адмиралтействе Козенц заложил корабль "Дербент" (длина 46,1 и ширина 12,8 м, на вооружении 64-66 орудий), спущенный на воду в конце июля 1724 г. С 1725 г. корабль выходил в море, в 1727 г. ходил в Киль, доставив цесаревну Анну Петровну и ее мужа герцога Гольштейн-Готторпского в Голштинию. После 1739 г. корабль был разобран.
За 20 лет работы в Санкт-Петербургском Адмиралтействе Козенц построил 17 кораблей, фрегатов и других судов. 90-пушечный Гангут являлся на то время самым мощным кораблем в мире. Даже в Великобритании не строили корабли с вооружением более 80 пушек. В июле 1723 г. Козенца произвели в капитан-командоры.
Английский посол Джемс Джеф-рис. обеспокоенный развитием кораблестроения в России, в апреле 1717 г. рапортовал в британское Адмиралтейство:
"Корабельные мастера-англичане пользуются в России большой милостью у царя. Если они останутся на службе в России, ... то сделают ее хозяином Балтийского моря, ... жалованье они получают большое и выплачивается оно аккуратно... Царь сажает их за свой стол при самых многолюдных собраниях... Предоставляю вам судить, входит ли в интересы Великобритании быть застрельщиком возрастающего могущества, созидаемого руками английских подданных... Давно пора отозвать этих мастеров с царской службы. Здесь в Петербурге пять мастеров. ... все они британские подданные, три из них... признаются такими, что лучше нет и в Англии.
Без указа Адмиралтейства они не поедут в Англию; ... нужно решение правительства".
В мае 1719 г. посол ветре вожен но писал первому лорду Адмиралтейства:
"... Они спустили линейный корабль в 90 пушек, девять линейных кораблей находятся на стапелях и ... большинство из них должно быть готово в течение года. Кроме пяти английских мастеров, работает здесь один французский, голландцев - ни одного - царь не любит их систему постройки... его флот и флот Англии, это два лучших флота в мире... корабли строятся здесь не хуже, чем где бы то ни было в Европе...". По настоянию посла последовало решение парламента об отозвании английских мастеров, однако оно не возымело действия: Козенц и другие английские корабелы остались в России.
28 сентября 1727 г. Козенц спустил на воду корабль "Св. Наталия", заложенный в Санкт-Петербургском адмиралтействе 17 мая 1719 г. При длине 47,4 и ширине 13,1 м он имел на вооружении 66 пушек. Корабль плавал по Балтике, участвовал в действиях против Данцига весной - летом 1734 г., после чего в море не выходил.
В 1727 г. Козенц строил 6-пушеч-ный бомбардирский корабль "Самсон", в 1729-1732 гг. - фрегат "Вахмейстер". При длине 36,6 и ширине 9,8 м фрегат имел на вооружении 46 орудий. С 1732 г. в течение не менее 10 лет он находился в строю, неоднократно плавал по Балтике, дважды ходил в Архангельск.
В последний период пребывания на Балтике мастер спроектировал 66-пушечный корабль "Крепость", но строить его пришлось английскому мастеру Девенпорту. Корабли Козенца значительно усилили мощь Балтийского флота. Кроме постройки, он занимался ремонтом и осматривал те суда, что прибывали из Архангельска. По приказу Петра Козенц построил быстроходную яхту, чтобы царь мог разъезжать между Петербургом и Кронштадтом.
Корабельный мастер убедил царя в необходимости стандартизации при постройке кораблей. Совместно с другими мастерами он создал систему унификации размеров частей судового набора для однотипных судов, предложил методику стандартизации мачтового производства.
В 1723-1724 гг. Петр I совместно с другими мастерами, в том числе и Козенцем. разработал документ, ко-
торый позднее стал именоваться "Табель о корабельной препоршш". В нем были указаны определенные на практике размерения кораблей. Вместе с другими документами (например, по унификации толщины дерев для деталей судов различных рангов) Табель составил основу для будущих корабельных штатов. На основании штатов корабелы знали, что и какого размера необходимо для того или иного корабля.
Особо Козенц составил и представил 26 марта 1724 г. Адмиралтейств-коллегий таблицу "Препорция мачт" для кораблей разных рангов, от 100- до 32-пушечных. В таблице были указаны длины и толщины мачт. Указом коллегии от 4 августа 1724 г. "Препорция мачт" была введена в действие. В 1728 г. Адмиралтейств-коллегия подтвердила использование "Препорции мачт" следующим обоснованием: "...дабы на всех кораблях по рангом машты были равной препорции, понеже и корабли по учиненному при жизни... вечно достойныя памяти Его Императорского Величества определению все по рангам ведено строить одной препорции, того ради и маштом надлежит быть равной препорции, чтоб во время случая те машты ис корабля на корабль могли переменяемы быть и при таких бы переменах от разности препорции и такелажу траты не было".
В 1730 г. по своему проекту Козенц изготовил модель эллинга для Санкт-Петербургского адмиралтейства: эллинг сооружали под наблюдением автора.
Последние годы жизни Козениа прошли на севере. Весной 1732 г. Воинская морская комиссия дала указание изыскивать под Архангельском древесину, пригодную для судостроения. В следующем году, когда было принято решение возродить кораблестроение на Соломбальскои верфи, туда направили капитан-командора Козенца. имевшего наивысший оклад 1840 руб. в год. Он прибыл с командой из 150 опытных плотников, конопатчиков и других мастеровых. Помощниками его были корабельный подмастерье Василий Батаков и корабельный ученик 1-го класса По-тап Качалов, которых Козенц сам учил. Кроме того, в команде были еще 3 ученика и 2 корабельных комендора.
Забраковав проект постройки нового адмиралтейства на Быку из-за малой площади и неверного распо-
ложения объектов, мастер составил новый проект, утвердил в Адмиралтейств-коллегий и сам же осуществлял его. В начале 1734 г. из древесины, заготовленной под Архангельском, Козенц заложил на Соломбаль-ской верфи по чертежу И.Зуева и Л.Ямеса 54-пушечный корабль "Город Архангельск", спущенный на воду в середине июня 1735 г. По чертежу И.Петрова летом 1734 г. был заложен второй 54-пушечный корабль "Северная Звезда". В сентябре 1735 г. Козенц успел установить кильблоки 54-пушечного корабля "Святой Андрей", который через два года спускал уже В.Батаков. Все три относились к серии 54-пушечных кораблей типа "Петр II" (19 ед.), первый из которых О.Най заложил в Санкт-Петербургском адмиралтействе еще в 1724 г. Корабли эти длиной 43,6 и шириной 11,6 м имели на вооружении 54 орудия.
Кроме кораблей, на Соломбальской верфи Козенц построил головной фрегат новой серии "Гектор" (заложен в октябре 1735 г., спущен на воду в конце мая 1736 г.) и успел заложить в ноябре 1736 г. однотипный фрегат "Кавалер". Достраивал его Батаков и спустил на воду 5 июля 1737 г.
За 3 года работы в Архангельске Козенц заново воссоздал Соломбальское адмиралтейство. Были построены 3 казармы для морских служителей, 2 административных здания, кузница, 8 зданий адмиралтейских мастерских, в том числе чертежная и фонарная. Адмиралтейство было надежно ограждено со стороны суши и реки. Корабельный мастер спроектировал и построил большой корабельный кран, подготовил проект адмиралтейского канатного завода. При нем началось строительство на Соломбале сухого дока. Так как вблизи Архангельска не было длинноствольных сосен для мачт, он разработал технологию изготовления мачт из нескольких частей.
Капитан-командор скончался неожиданно в Архангельске 11 декабря 1736 г. на 63-м году жизни. Похоронили его на Соломбальском кладбище.
На второй родине Козенц подготовил сотни квалифицированных рабочих. После него остались многочисленные ученики, а такие мастера, как Василий Батаков, Алексей Сурмин и Потап Качалов, продолжили его дело. Иностранцы признавали Козенца одним из трех лучших корабельных мастеров России наряду с О.Наем и Р.Броуном.

_________________
"Ты должен сделать добро из зла, потому что его не из чего больше сделать... "


 
Ответить с цитатой
Профиль
Главный старшина
Главный старшина
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 21 июл 2008, Пн 17:26
Сообщения: 422
Откуда: Москва, ЗАО
Страна: Russia (ru)
Медали: 2
Мастер. (1) Мастер. (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 359.5 Кц
Заработано: 358.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 23 ноя 2015, Пн 12:04 
НЕМЦОВ ИВАН (1665—1747)
Русский кораблестроитель петровского времени, галерный мастер.

Иван Немцов родился примерно в 1665 году. Происходил из северодвинских крестьян и вместе со своим братом Ильёй с малых лет работал на постройке различных поморских судов. Уже в конце XVII века он славился на Севере как искусный строитель ботов и иных мореходных промысловых судов.
Зимой 1696 года архангельский воевода Ф. М. Апраксин направил Ивана Немцова вместе с братом в Воронежское адмиралтейство на строительство галер для второго Азовского похода Петра I.
Царь Пётр обратил внимание на старательного корабела Ивана Немцова и вскоре он стал солдатом первого капральства бомбардирской роты Преображенского полка.
В январе 1702 года Немцов был направлен на Соломбальскую верфь в Архангельск, где совместно с другими бомбардирами Преображенского полка Г. А. Меншиковым, Ф. П. Пальчиковым, Л. А. Верещагиным участвовал в строительстве двух 12-ти пушечных малых фрегатов «Святой дух» и «Курьер», которые 24 мая 1702 года были спущены на воду в присутствии Петра I.

С организацией в 1703 году Олонецкой верфи в Лодейном Поле обоих братьев Немцовых по указу Ф. М. Апраксина направили туда в помощь голландским мастерам: Ивана в качестве корабельного подмастерья, а Илью как корабельного ученика.
С апреля 1703 года Иван Немцов участвовал в строительстве 28-пушечного фрегата «Штандарт» (строитель Геренс Выбе). Корабль был спущен на воду 22 августа 1703 года.
29 августа 1703 года на Олонецкой верфи Пётр лично заложил и начал строить шняву «Мункер» («Сердце моё»), в помощники себе он взял Ивана Немцова. Шнява «Мункер» была спущена 24 сентября 1704 года и оказалась весьма удачным и быстроходным судном, на котором царь часто держал свой флаг.
В 1703—1705 годах под руководством иностранных мастеров Иван Немцов строил 14-пушечные шнявы «Дегас» («Заяц») и «Фалк» («Сокол»). Иностранные мастера менялись часто, за два года сменилось шесть человек, и фактически построил эти суда сам Немцов.

В 1705 году Иван Немцов был вновь направлен в Воронеж, помощником к корабельному мастеру Ф. Скляеву в строительстве 80-пушечного линейного корабля «Старый орёл» и 50-пушечного «Ластка».
В 1706 году И. Немцов самостоятельно построил по чертежам Петра I две яхты, в 1707 году 12-пушечную тартану. В том же году выезжал вместе с корабельным мастером О. Наем и корабельным подмастерьем Гендриком Янсаном в Тавров, где они отбирали и готовили лес на корабельный набор двух линейных кораблей. В 1708 году Немцов строит три 4-пушечные бригантины. После спуска в 1709 году кораблей «Старый орёл» и «Ластка» становится при них хранителем. В 1710 году построил камели под «Ластку» для перевода её к Азову.
В 1710 году на Тавровской верфи И. Немцов спустил на воду и вооружил две 14-пушечные шнявы «Дегас» и «Фалк», которые сразу же включили в состав Азовской флотилии.
Построенные в эти годы на Воронежской верфи две 16-пушечные шнявы, названные, как и олонецкие, «Мункер» и «Лизет», вероятно также были построены Иваном Немцовым.В 1712 году он спускает три 4-пушечные бригантины и 20 большегрузных ботов.
В 1713 году Немцов руководит работами по тимберовке 80-пушечного корабля «Старый орёл» и строит для разных грузовых операций 40 транспортных гребных судов.
В 1714 году на Тавровской верфи И. Немцов достраивает 28-пушечный фрегат и 48-пушечный корабль, начатые Р. Козенцем, и приводит в порядок переведённые сюда корабли азовского флота.
7 ноября 1714 года Пётр заложил на стапеле Санкт-Петербургского Адмиралтейства спроектированный им первый в Российском флоте 90-пушечный линейный корабль «Лесное». В помощники, как и прежде, он вместе с другими корабелами определил своего корабельного подмастерья Ивана Немцова.
С 1716 года Немцов параллельно выполняет ряд корпусных работ и на 90-пушечном корабле «Фридрихштадт», строившемся рядом под руководством английского мастера Р. Броуна. В этом же году Немцов построил на невской набережной Петербурга собственный каменный дом.
В 1717 году Немцов ездил в Пустозерский уезд для осмотра и описи корабельных лесов.
Немцова, как опытного кораблестроителя неоднократно направляли на верфи в Новгород, Астрахань, Нижний Новгород и Москву для постройки «новоманерных» судов и выполнения ряда заданий Петра.
В 1718 году он вновь был направлен на Олонецкую верфь, где самостоятельно построил два подъёмных судна и два ватершипа (судно для перевозки воды), несколько флейт и галиотов вместе с корабелом украинского происхождения Василием Шпаком.
В 1718—1719 годах в С.-Петербургском адмиралтействе он построил два 12-пушечных гукора «Ватер-Фалк» («Водяной сокол») и «Первый Капер» — судна для перевозки грузов по озёрам и рекам.

В 1720 году Немцов был послан в Ревель для ремонта кораблей, участвовавших в Гренгамском сражении. После возвращения из Ревеля И. Немцову Пётр поручил разработать на базе французской, венецианской и турецкой галерных школ свою отечественную методику проектирования типовых 22, 20 и 16-баночных галер.
В 1721 году указом Петра Немцову было велено делать галеры на «француский манер», как конные, так и военные, для пополнения галерной эскадры Балтийского флота. В этом году он построил на Галерном дворе: две 19-баночные галеры «Тосна» и «Славянка», одну 20-баночную «Ижора» и две 22-баночные «Волга» и «Проня».
Зимой 1721 года Немцов был неожиданно вызван в Москву, где получил указание о спешном строительстве в Нижнем Новгороде судов для «низовой экспедиции» — Персидского похода. К маю следующего года он подготовил 42 ластовых судна, 20 из которых построил сам, а к весне 1723 году спустил на воду и вооружил ещё 8 «новоманерных» гекботов.
В 1723—1724 годах на Олонецкой верфи вместе с В. Шпаком он построил два эверса, а также романовки, шхерботы, флейты и галеты (двухпарусное судно) — не менее, чем по десять штук каждой.

В 1724 году Немцов вернулся в Петербург и стал заведовать галерным двором в столице. При постройке парусно-гребных судов Немцов вносил и собственную корабельную выдумку. Он построил по своему проекту плоскодонную галеру специально для использования в мелководных районах финских шхер. Вся последующая биография И. Немцова на протяжении 23 лет была связана с работами на Галерной верфи в качестве галерного мастера, где им было построено в общей сложности более 30 галер разных типов: 16-баночные — «Форель», «Непобедимая», «Морская лошадь», «Бодрая»; 20-баночные — «Орел», «Удалая», «Св. Николай»; 22-баночные — «Страус», «Дракон», «Ильмень», «Осетр» и другие.

Умер Иван Немцов в 1747 году в Санкт-Петербурге.

_________________
С уважением,
Евгений Михайлов


 
Ответить с цитатой
Профиль
Генерал-Адмирал
Генерал-Адмирал
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 02 янв 2008, Ср 12:44
Сообщения: 21386
Откуда: Санкт-Петербург
Страна: Russia (ru)
Медали: 8
За заслуги в судомоделизме I (1) За заслуги в судомоделизме I (1)
За заслуги в судомоделизме II (1) За заслуги в судомоделизме II (1)
За заслуги в судомоделизме III (1) За заслуги в судомоделизме III (1)

За воспитание молодежи I (1) За воспитание молодежи I (1)
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)

Мастер. (1) Мастер. (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 11959.5 Кц
Заработано: 11908.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 03 дек 2015, Чт 09:49 
Первый корабельный мастер Севастополя Юхарин Иван Иванович



Родился в 50-х годах XVIII века. Годы его детства совпали со временем, когда Россия вела борьбу с Турцией за выход в Черное море.

В юношеском возрасте он был определен в корабельные ученики на Таганрогской верфи, где достраивались «новоизобретенные» суда для Азовской флотилии. Судостроители того периода по степени опыта и знаний делились на корабельных учеников, корабельных подмастерьев и мастеров.

Корабельные ученики - это подростки 14-16-ти лет, обучающиеся от семи до десяти лет у корабельного мастера корабельному ремеслу. Они подразделялись на учеников первого и второго классов. После четырех лет учебы учеников переводили во второй класс, где продолжалось обучение еще несколько лет. После прохождения курса и сдачи экзаменов учеников переводили в обученные тиммерманы - младшее звание кораблестроителей, впоследствии переименованное в корабельных подмастерьев. Наиболее одаренным присваивали офицерский чин и личное дворянство.

В 1778 году после основания города Херсона, Ивана Юхарина перевели на новую судоверфь, где он продолжал учебу у корабельного мастера А. С. Катасанова. В 1781 году он окончил курс обучения, успешно сдал экзамены, получил звание обученного тиммермана унтер-офицерского чина и личное дворянство.

Первое время Иван Иванович продолжал работать на Херсонской судоверфи помощником корабельного мастера, но вскоре получил самостоятельный участок работы.

В декабре 1782 года он прибыл в Ахтиарскую бухту на кораблях, пришедших сюда на зимовку с целью определения возможности базирования кораблей. В одной из бухт - впоследствии названной Килен-бухтой, под его руководством соорудили киленбанок, на котором произвели осмотр подводной части кораблей.

Второго мая 1783 года в Ахтиарскую (ныне Севастопольскую) бухту вошло два отряда кораблей Азовской флотилии, положившие начало Черноморского военно-морского флота.

Третьего июня 1783 года началось строительство нового города, названного Севастополем. Юхарин возглавил работы по созданию адмиралтейства, берущее начало от первой кузницы. В описании Севастополя за 1786 г. сказано, что «...на левой стороне дороги Балаклавской (ныне ул. Ленина) стояла церковь, на правой, напротив церкви, дома подрядчика Черноморского департамента Экзаменовского и корабельного мастера Юхарина, за ними - дом капитана Доможирова, и еще далее - дом Ушакова...».

Ушаков ценил старательного и исполнительного корабельного подмастерья Юхарина. В рапорте Потемкину от десятого июля 1791 года по поводу окончания ремонта корабля «Иоанн Предтеча» Ушаков писал: «...особо же замечен мною господин корабельный подмастерье секунд-майорского чина Юхарин, неусыпным прилежанием и старанием заслуживает благоволения и милости вашей светлости, о которой сим и представить честь имею...»

Итак, Юхарин в 1791 году имел звание корабельного подмастерья, а не мастера, как указано выше, и чин секунд-майора, офицерский чин после капитана, существовавший в России до 1797 года.

Согласно табеля о рангах, введенному Петром I в 1722 году, корабельные подмастерья могли иметь офицерский чин «по достоинству» не выше капитанского. Юхарин же имел чин не предусмотренный табелем, то есть числился корабельным подмастерьем, а фактически выполнял работу корабельного мастера. Такие отступления от табеля допускались в редких случаях и при наличии больших заслуг.

А заслуг у Юхарина было много: он ежегодно руководил ремонтом всех кораблей, находящихся в Севастопольском порту, за что был награжден орденом и имел приставку к званию «кавалер».

Когда Ушаков добился разрешения на строительство в Севастополе военных кораблей, то в качестве ближайшего помощника и руководителя строительством кораблей он пригласил Юхарина.

Сведения о том, что Юхарину присвоили звание корабельного мастера, относятся к 1797 году. В рапорте Черноморскому адмиралтейскому правлению от четвёртого июля 1797 года Ушаков писал: «...корабельный мастер и кавалер Юхарин производит освидетельствование кораблей, стоящих в Севастополе...» В другом документе, датируемом от тридцатого апреля 1798 года, сообщается о том, что Юхарин, корабельный мастер и кавалер, участвует в испытании нового корабля «Св. Захарий и Елизавета».

Когда потребовалась организация судоремонтной базы на острове Корфу, где находилась большая часть кораблей Черноморского флота, принимавших участие в войне с Францией, Ушаков добился от Черноморского адмиралтейского правления направления на Корфу Юхарина.

Иван Иванович вместе с 36-ю мастеровыми тридцатого декабря 1798 года прибыл на остров Корфу, где в гавани Гуви организовал ремонтную базу.

После возвращения кораблей Черноморского флота из Средиземного моря он продолжал заведовать судоремонтом в Севастопольском адмиралтействе.

В апреле 1805 года в Севастополь из Санкт-Петербурга прибыл корабельный мастер О. П. Амосов, которому было поручено организовать в адмиралтействе судостроение. Но Амосов в Севастополе пробыл недолго и работу по созданию судостроения в адмиралтействе продолжил Юхарин.

Под его руководством сооружен стапель, на котором в 1808 году был заложен корвет «Крым». Но, закончить строительство корвета Юхарин не успел. В 1809 году по болезни Иван Иванович Юхарин ушел в отставку.


Вложения:
IMG_0961.JPG
IMG_0961.JPG [ 71.62 КБ | Просмотров: 1018 ]

_________________
<<ГИЛЬДИЯ СУДОМОДЕЛИСТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА>>
 
Ответить с цитатой
Профиль WWW
Прапорщик
Прапорщик
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 июл 2009, Вт 18:00
Сообщения: 862
Откуда: Самара
Страна: Russia (ru)
Медали: 2
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 646.5 Кц
Заработано: 647.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 07 дек 2015, Пн 14:31 
Качалов Потап Гаврилович
Ранние годы.
Потап Гаврилович Качалов родился 1 декабря 1709 года в Санкт-Петербурге в семье флотского обер-офицера. В 1723 году был определён на службу в Санкт-Петербургское Адмиралтейство, где работал под руководством корабельного мастера капитан-командора Ричарда Козенца. Принимал участие в составлении чертежей проектов кораблей и их строительстве на корабельных верфях. По эскизам Петра I создал чертёж 100-пушечного линейного корабля, который с целью введения единообразия и достижения хороших мореходных качеств кораблей был утверждён царём в качестве образца. В 1726 году произведён в корабельные ученики.
Служба на Соломбальской верфи.
В январе 1733 года, в связи с решением о возрождении кораблестроения на Соломбальской верфи, в Архангельский порт направили рабочую команду из 150 опытных плотников и мастеровых. Главным кораблестроителем верфи был назначен Ричард Козенц, а его помощниками - корабельный подмастерье Василий Батаков и корабельный ученик 1-й статьи Потап Качалов.
1 сентября 1736 года на Соломбальской верфи П. Г. Качалов самостоятельно заложил 32-пушечный фрегат «Воин», который был спущен на воду 24 мая 1737 года и после достройки вошел в состав Балтийского флота. В 1738 году был произведён в звание корабельного подмастерья ранга сухопутного поручика.
10 июля 1739 года П. Качалов приступил к строительству по собственному проекту 54-пушечного линейного корабля 4 ранга «Cвятой Исакий», который был спущен на воду 18 мая 1740 года и вошёл в состав Балтийского флота. 5 августа 1741 года П. Г. Качалов заложил 66-пушечный линейный корабль «Полтава». 15 мая 1743 года корабль был спущен на воду, а в июне — августе 1744 года перешёл из Архангельска в Кронштадт. Осенью 1742 года Потап Качалов состоял в комиссии по инспектированию состояния корпуса фрегата «Вахмейстер», который попал в сильный шторм и прибыл в Архангельск для ремонта. 30 сентября 1745 года строитель П. Качалов в Архангельске заложил 32-пушечный фрегат «Селафаил», который был построен и спущен на воду 21 мая 1746 года.
В 1745—1749 годах П. Г. Качалов на Соломбальской верфи в Архангельске достраивал после смерти корабельного мастера В. И. Батакова 66-пушечный линейный корабль «Святой Сергий» (спущен на воду 26 августа 1747 года) и строил, однотипный предыдущему, линейный корабль «Архангел Гавриил» (спущен на воду 13 июня 1749 года). Корабли П. Г. Качалова получили высокую оценку Адмиралтейств-коллегии, чертежи этих кораблей были разосланы на другие судоверфи в качестве образца для других корабелов. 27 августа 1747 года Потап Гаврилович был произведён в корабельные мастера майорского ранга, стал главным кораблестроителем и капитаном над Архангельским портом. Его заслугами была расширена Соломбальская верфь, построен крытый эллинг. За период службы на Соломбальской верфи П. Качалов лично построил более двадцати судов: пять линейных кораблей, два фрегата, 10 военных транспортов и других судов.
Служба в Санкт-Петербургском Адмиралтействе.
В конце 40-х годов между кораблестроителем П. Г. Качаловым и командиром Архангельского порта капитан-командором Иваном Черевиным произошёл конфликт, который разбирался Адмиралтейств-коллегией. После разбирательства Качалов попал в опалу и был переведён на Олонецкую верфь, где в 1753 году приступил к строительству 36-пушечного прама «Дикий бык», который спустил на воду в 1754 году.
После окончания опалы Качалов был переведён в Санкт-Петербургское Адмиралтейство, где 20 августа 1756 года заложил 80-пушечный корабль «Святой Климентий Папа Римский» и 20 октября 1758 года спустил его на воду. В 1759 года корабельный мастер был пожалован рангом подполковника.
В 1759—1761 годах Качалов вместе с корабельным мастером Гаврилой Окуневым по поручению Адмиралтейств-коллегии участвовал в проектировании 100-пушечных линейных кораблей. 30 июля 1762 года в Санкт-Петербургском адмиралтействе Качалов заложил 66-пушечный корабль «Святой Иануарий». 20 августа 1763 года при спуске корабля на воду корабль П. Г. Качалов был произведён в корабельные мастера полковничьего ранга, а 22 сентября пожалован в сарваеры. Являлся главным кораблестроителем Кронштадтского порта и ведал ремонтом кораблей Балтийского флота.
В 1763—1764 годах корабельный мастер П. Г. Качалов строил яхты для членов императорской семьи и придворной знати: в 1763 году — 12-пушечную яхту «Алексей» для фаворита императрицы Екатерины II графа Г. Г. Орлова, в 1764 году две однотипные 20-пушечные яхты: «Счастье» для наследника Цесаревича Павла Петровича и «Вторая Екатерина» для императрицы Екатерины II. 13 ноября 1763 года Качалов заложил в Санкт-Петербургском адмиралтействе 66-ти пушечный корабль «Три Святителя: Петр, Алексей, Иона», который был спущен на воду 13 июня 1766 года. Корабль участвовал в Русско-турецкой войне 1768—1774 годов.
8 февраля 1766 года П. Г. Качалов был произведён в обер-интенданты бригадирского чина.
Умер Потап Гаврилович Качалов 25 января 1767 года от кровоизлияния в мозг при осмотре стапеля Главного адмиралтейства.


Вложения:
1.jpg
1.jpg [ 78.37 КБ | Просмотров: 971 ]

_________________
"Ты должен сделать добро из зла, потому что его не из чего больше сделать... "
 
Ответить с цитатой
Профиль
Лейтенант
Лейтенант
Не в сети

Зарегистрирован: 01 ноя 2011, Вт 17:14
Сообщения: 2426
Медали: 3
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Медаль Роза Ветров I (1) Медаль Роза Ветров I (1)
Мастер. (1) Мастер. (1)


Баланс: 2345 Кц
Заработано: 2349 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 07 дек 2015, Пн 14:35 
:hi:

А кто такой ОБЕР-ОФИЦЕР в петровское время ВИКИПЕДИЯ не говорит?


 
Ответить с цитатой
Профиль
Прапорщик
Прапорщик
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 июл 2009, Вт 18:00
Сообщения: 862
Откуда: Самара
Страна: Russia (ru)
Медали: 2
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 646.5 Кц
Заработано: 647.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 07 дек 2015, Пн 14:37 
О́бер-офице́р — (от нем. Oberoffizier) — наименование категории младших офицерских чинов в русской армии и на флоте до 1917 года, соответствовавших IX—XIV классам «Табели о рангах», от прапорщика/корнета до капитана/ротмистра включительно. Обер-офицеры по своим должностям представляли командный состав роты. Немецкое название (буквально «старшие офицеры») идет из XVII века.
К обер-офицерам полагалось обращение: «Ваше благородие».
Ниже даются последовательность и соответствие обер-офицерских чинов, без отнесения их к классу (отнесение это менялось после реформы 1884 г.

_________________
"Ты должен сделать добро из зла, потому что его не из чего больше сделать... "


 
Ответить с цитатой
Профиль
Лейтенант
Лейтенант
Не в сети

Зарегистрирован: 01 ноя 2011, Вт 17:14
Сообщения: 2426
Медали: 3
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Медаль Роза Ветров I (1) Медаль Роза Ветров I (1)
Мастер. (1) Мастер. (1)


Баланс: 2345 Кц
Заработано: 2349 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 07 дек 2015, Пн 14:46 
И от куда ВЫ это "выгребаете?" Не галерным веслом случаем? Конкретно, какому воинскому званию современному соответствовало звание отца мастера?


 
Ответить с цитатой
Профиль
Прапорщик
Прапорщик
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 07 июл 2009, Вт 18:00
Сообщения: 862
Откуда: Самара
Страна: Russia (ru)
Медали: 2
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 646.5 Кц
Заработано: 647.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 07 дек 2015, Пн 14:50 
Обер-офицер (от нем. Oberoffizier) - традиционно сложившееся именование штатной категории командного состава, в сухопутных войсках - от командира взвода до командира роты включительно, на флоте - офицеров, не имеющих под командованием корабля 3-4 ранга и выше. Во франкоязычных странах некоторое время был в ходу термин "алтерн-офицеры". По своему статусу как правило выше уоррент-офицеров (унтер-офицеров, где этой категории не существует) и ниже штаб-офицеров. В разных армиях и в разные периоды времени к данной штатной категории относились или относятся следующие звания:
капитан (капитан 1 класса), ротмистр
штабс-капитан, штаб-ротмистр, капитан-лейтенант
поручик, первый лейтенант, старший лейтенант, премьер-лейтенант
подпоручик, лейтенант, второй лейтенант, секунд-лейтенант, младший лейтенант, секунд-поручик
прапорщик, фенрих, альферез, корнет
На флотах к данной штатной категории относились или относятся следующие звания:
капитан-лейтенант
старший лейтенант, первый лейтенант
лейтенант, второй лейтенант
младший лейтенант, суб-лейтенант
мичман, энсайн

В русской армии впервые данная штатная категория была введена в 1647 году первым Русским Воинским Уставом под названием "средних урядников" и первоначально включала в себя только три звания в солдатских полках - прапорщика, поручика, капитана (ротмистра), и два звания в стрелецких полках - пятидесятника и сотника. После введения в 1722 году Табели о рангах к данной категории были отнесены обладатели воинских званий с XIV по IX классы Табели включительно, для них было установлено титулование "ваше благородие". При этом относившиеся в определённые периоды времени к этим же классам унтер-офицеры гвардии и лейб-кампании обер-офицерами не считались. Особым было положение штык-юнкеров артиллерии, которые до введения в 1765 году звания прапорщика в артиллерии считались обер-офицерами, мичманов, которые первоначально относились к категории унтер-офицеров. После реформы 1884 года капитаны хоть и были отнесены к VIII классу Табели, но продолжали считаться обер-офицерами, хотя и титуловались "ваше высокоблагородие".
В современной российской армии данная категория именуется младшими офицерами. Следует учитывать, что до 1943 года в советских вооружённых силах звания капитана и капитан-лейтенанта относились к старшим (штаб-офицерам) а не младшим офицерам.

_________________
"Ты должен сделать добро из зла, потому что его не из чего больше сделать... "


 
Ответить с цитатой
Профиль
Генерал-Адмирал
Генерал-Адмирал
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 02 янв 2008, Ср 12:44
Сообщения: 21386
Откуда: Санкт-Петербург
Страна: Russia (ru)
Медали: 8
За заслуги в судомоделизме I (1) За заслуги в судомоделизме I (1)
За заслуги в судомоделизме II (1) За заслуги в судомоделизме II (1)
За заслуги в судомоделизме III (1) За заслуги в судомоделизме III (1)

За воспитание молодежи I (1) За воспитание молодежи I (1)
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)

Мастер. (1) Мастер. (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 11959.5 Кц
Заработано: 11908.5 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 13 дек 2015, Вс 11:30 
Чья подпись?
Это не корабельный мастер, но чиновник. Или член Адмиралтейской коллегии, или капитан корабля. Его подпись на чертежах встречается в 1737-1747 годах. Не как мастера.


Вложения:
IMG_1020.JPG
IMG_1020.JPG [ 41.75 КБ | Просмотров: 897 ]

_________________
<<ГИЛЬДИЯ СУДОМОДЕЛИСТОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА>>
 
Ответить с цитатой
Профиль WWW
Сержант
Сержант
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 04 авг 2014, Пн 00:37
Сообщения: 116
Откуда: г. Херсон
Страна: Ukraine (ua)

Баланс: 115 Кц
Заработано: 115 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 15 сен 2017, Пт 08:50 
Александр Алексеевич, есть ли информация по Афанасьеву и Катасанову? Может где и портреты или гравюры найдуться? :)


 
Ответить с цитатой
Профиль
Ефрейтор
Ефрейтор
Не в сети

Зарегистрирован: 10 авг 2015, Пн 19:58
Сообщения: 44
Страна: Russia (ru)

Баланс: 44 Кц
Заработано: 44 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
 Заголовок сообщения: Re: Наши корабельные мастера
СообщениеДобавлено: 15 сен 2017, Пт 20:33 
Алексей НБ! писал(а):
ГАВРИИЛ АВДЕЕВИЧ МЕНШИКОВ


Изображение

Похоже, умудрился в собственной фамилии букву пропустить, но исправился...


 
Ответить с цитатой
Профиль
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 42 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3  След.


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Спб, метро Пионерская, Богатырский пр. дом 4,
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
© ModelsWorld, 2005-2017. All rights reserved.
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Защита от спама phpBB

Модификация форума выполнена CMSart Studio
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.163s | 51 Queries | GZIP : Off ]
Яндекс.Метрика