После прочтения всей ветки по шлюпу Надежда пришла идея выделить в отдельную ветку шлюп Нева.
Итак, что мы имеем.
Историю шлюпа можно разбить на 3 этапа
1. До Российская веха
2. Первое кругосветное плавание
3. Второе кругосветное плавание
1. До Российская веха Здесь практически нечего не ясно.
Единственное имеется вот такая запись предложенная
Российско-американская компания (торговое объединение, учрежденное в июле 1799 года в целях освоения территории Русской Америки, Курильских и других островов) высказалась в поддержку специальной экспедиции для снабжения и защиты русских поселений на Аляске. С этого началась подготовка 1-й русской кругосветной экспедиции. Проект был вручен министру военно-морских сил графу Кушелеву, но не встретил у него поддержки. Граф не поверил, что такое сложное предприятие окажется под силу отечественным морякам. Ему вторил привлеченный к оценке проекта как эксперт адмирал Ханыков. Он настоятельно рекомендовал нанять для первой кругосветки под флагом России моряков Англии. К счастью, в 1801 году министром военно-морских сил стал адмирал Н.С. Мордвинов. Он не только поддержал Крузенштерна, но и посоветовал закупить для плавания два корабля, чтобы в случае необходимости они могли помочь друг другу в долгом и опасном плавании. Морское министерство назначило капитан-лейтенанта Лисянского одним из ее руководителей и осенью 1802 года вместе с корабельным мастером Разумовым командировало его в Англию для закупки двух шлюпов и части снаряжения. Выбор пал на 16-пушечный шлюп "Леандр" водоизмещением в 450 тонн и
14-пушечный шлюп "Темза" водоизмещением в 370 тонн. Первый парусник был переименован в "Надежду", второй - в "Неву".
2. Первое кругосветное плаваниеК лету 1803 года шлюпы "Нева" и "Надежда" были готовы к отправке. Руководство всей экспедицией и командование шлюпом "Надежда" было поручено капитан-лейтенанту И.Ф. Крузенштерну. Его однокашник по Морскому корпусу Лисянский командовал шлюпом "Нева".
В 10 часов утра 26 июля (7 августа) экспедиция вышла из Кронштадта в далекий путь, "не испытанный до того россиянами". 14 ноября 1803 года в Атлантическом океане "Надежда" и "Нева" под флагом России впервые в истории российского флота пересекли экватор.
В феврале 1804 года, "Надежда" и "Нева" обогнули Южную Америку (мыс Горн) и вышли в Тихий океан. Здесь мореплаватели разделились. Лисянский направился к острову Пасхи, нанес на карту и составил подробное описание его берегов, природы, климата, собрал богатый этнографический материал о его аборигенах. У острова Нукухива (Маркизские острова) корабли соединились и вместе проследовали к Гавайскому архипелагу. Отсюда их маршруты снова разошлись. В тумане они потеряли друг друга: шлюп "Надежда" под командованием Крузенштерна направился в сторону Камчатки, а "Нева" Лисянского - к берегам Аляски: 1 июля 1804 года пришла к острову Кадьяк и более года находилась у берегов Северной Америки.
Получив тревожное известие от правителя русских поселений в Америке А. Баранова, Лисянский направился к архипелагу Александра для оказания военной поддержки против индейцев-тлинкитов. Моряки помогли жителям Русской Америки отстоять свои поселения от нападения тлинкитов, участвовали в строительстве крепости Ново-Архангельск (Ситка), вели научные наблюдения и гидрографические работы. В 1804-1805 годах Лисянский и штурман "Невы" Д. Калинин обследовали остров Кадьяк и часть островов архипелага Александра. При этом были открыты острова Крузова и Чичагова.
В августе 1805 года Лисянский вышел на "Неве" с острова Ситка с грузом пушнины в Китай, и в ноябре пришел в порт Макао, открыв по пути остров Лисянского, риф Нева и риф Крузенштерна. Три месяца занял переход от Аляски до порта Макао. Жестокие штормы, туманы и коварные мели требовали осторожности. 4 декабря 1805 года, в Макао, Лисянский вновь соединился с Крузенштерном и "Надеждой". Продав меха в Кантоне и приняв груз китайских товаров, корабли снялись с якорей и вместе проследовали в Кантон (Гуанчжоу). Пополнив запасы провизии и воды, шлюпы двинулись в обратный путь. Через Южно-Китайское море и Зондский пролив путешественники вышли в Индийский океан. Вместе они достигли юго-восточного побережья Африки. Но из-за густого тумана у мыса Доброй Надежды они снова потеряли друг друга из виду.
Было условленно, что "Нева" встретится с "Надеждой" у острова Святой Елены, но встреча кораблей не состоялась. Теперь до самого возвращения в Кронштадт плавание кораблей проходило раздельно. Крузенштерн с приходом на остров Святой Елены узнал о войне России с Францией и, опасаясь встречи с кораблями противника, проследовал на родину вокруг Британских островов с заходом в Копенгаген. Ну а "Нева" Лисянского на остров так и не зашла. Тщательно проверив запасы воды и продовольствия, Лисянский решился на безостановочный переход до Англии. Он был уверен, что "столь отважное предприятие доставит нам большую честь; ибо еще ни один мореплаватель, подобный нам, не отважился на столь дальний путь, не заходя куда-либо для отдохновения. Мы получили возможность доказать всему свету, что мы заслуживаем в полной мере доверие, которое нам оказывали".
Лисянский первым в мире решился на такой беспрецедентный безостановочный переход, осуществив его на парусном шлюпе за удивительно короткий по тем временам срок! Впервые в истории мирового мореплавания корабль за 142 дня без заходов в порты и стоянки преодолел 13 923 мили от берегов Китая до английского Портсмута. Портсмутская публика восторженно встречала экипаж Лисянского и в его лице первых российских кругосветных мореплавателей. За это время "Нева" обследовала малоизвестные районы Тихого океана, наблюдала за морскими течениями, температурой, удельной массой воды, составила гидрографические описания берегов, собрала обширный этнографический материал. Лисянский за время плавания исправил многочисленные неточности в морских описаниях и на картах. На карте мира имя Лисянского упоминается восемь раз. Славный русский моряк открыл необитаемый остров в центральной акватории Тихого океана. А еще в историческую заслугу Лисянскому ставят то, что он первым проложил путь через моря и океаны от Русской Америки, до 1867 года принадлежавшей России, а затем проданной США, до берегов Невы.
22 июля (5 августа) 1806 года "Нева" Лисянского первой вернулась в Кронштадт, завершив продолжавшуюся 2 года 11 месяцев и 18 дней первую в истории отечественного флота кругосветку. Шлюп "Надежда" командира экспедиции Ивана Федоровича Крузенштерна вернулся в Кронштадт четырнадцатью днями позже.
Анализируя "Журнал корабля "Нева", исследователи Военно-морской академии сделали любопытные выводы. Было установлено, что из 1095 дней исторического плавания только 375 дней корабли шли вместе, остальные 720 "Нева" плавала в одиночестве. Впечатляет и пройденное кораблем Лисянского расстояние - 45 083 мили, из которых 25 801 милю - самостоятельно. Этот анализ был опубликован в 1949 году в "Трудах Военно-морской академии". Безусловно, плавания "Надежды" и "Невы" - это, в сущности, два кругосветных плавания, и Ю.Ф. Лисянский в равной степени причастен к великому подвигу на ниве российской морской славы, как и И.Ф. Крузенштерн.
3. Второе кругосветное плавниеВ августе 1806 Л. А. Гагемейстер принимает командование Нева (шлюп) у Лисянский, Юрий Фёдорович, только что завершившего первое российское кругосветное плавание. За неполные три месяца шлюп «Нева» был полностью подготовлен к новому дальнему плаванию, пройдя за это время докование, ремонт, комплектование всеми необходимыми припасами и грузами. Также был полностью сменён экипаж. 20 октября 1806 г. «Нева» снялась с Большого Кронштадтского Рейда и стала под паруса. Опасаясь французских Рейдер Гагемейстер провёл свой корабль не Английский канал, а вокруг Великобритания. В северной Атлантика «Неве» сразу же пришлось выдержать жесточайший недельный Шторм от норд-веста.
Гагемейстер заранее знал, что в Тихий океан вокруг Мыс Горн идти уже поздно, поскольку в это время там, в Пролив Дрейка, бушуют жестокие непрерывные штормы со встречными ветрами. Поэтому первым из русских моряков он выбрал восточ¬ный вариант перехода в Русскую Америку — вокруг Мыс Доброй Надежды. Мастерски маневрируя под парусами в океане, Гагемейстер за 98 суток непре¬рывного плавания добрался от берегов Бразилия до Австралийского континента. Шлюп «Нева» под его командованием, стал первым российским кораблём, посетившим Австралия. В память об этом событии в 1957 год Австралийское военно-историческое общество (Military Historical Society of Australia) выпустило памятную медаль, приуроченную к 150-летию первого визита российских моряков в Австралию. Так же Гагемейстер оказался первым русским мореплавателем, проложившим восточный вариант перехода на Тихий океан, впоследствии названный «путём Гагемейстера».
С таким же искусством он по Ортодромия пересёк Тихий океан и прибыл в Ситка, употребив на переход от Кронштадта 327 суток, из них под парусами — 226. Дальнейшие планы экспедиции были нарушены в силу ряда возникших обстоятельств. Вот что писал об этом известный российский мореплаватель В. С. Хромченко: «первая экспедиция, отряжённая за счёт Американской компании, отправилась под командою лейтенанта Гагемейстера и счастливо достигла места назначения, но по причине возгоревшейся в то время войны с англичанами обратное плавание сделалось невозможным. Корабль оставлен был на Камчатке, а экипаж возвратился в Санкт-Петербург сухим путём.»
Прибыв в Санкт-Петербург в начале 1811 год, за своё плавание Гагемейстер был награждён Орден Святого Владимира 4-й степени и 600 рублями годового пенсиона. В том же 1811 году он был произведен в Капитан-лейтенант. Плавание было зачтено как кругосветное.