Вот описание Йола, которое нашел в и-нете. Ну если интересно кому-нибудь
:
"Этот тип парусно-гребных артиллерийских кораблей, был изобретен в Швеции. Возникли они как развитие идеи канонерских лодок, основным недостатком которых была невозможность использовать и носовое и кормовое орудие одновременно. Было очевидно, что более рациональным вариантом станут боевые корабли с одной пушкой, поскольку они могли быть меньше, дешевле, и требовали экипажи меньшей численности. Йолы объединили в себе достоинства эспингов и канонерских лодок.
Собственно первый вариант йолов был разработан Ф. Х. Чапманом в 1782 году, когда он построил два экспериментальных судна. Но в мирное время эта идея показалась поначалу лишней. Однако осенью 1789 года после поражения шведско-финского Армейского флота в Роченсальмском сражении проект небольшого корабля с маленьким экипажем вдруг стал актуальным. Для решающего наступления на Петербург требовалось резко увеличить огневую мощь боевой линии в условиях нехватки средств и недостатка в людях для формирования экипажей.
В итоге Ф. Х. Чапман разработал новый проект, который был 11 ноября 1789 года утвержден королем. Новый корабль имел оригинальную конструкцию корпуса. В отличии от эспингов с их транцевой кормой здесь за транцем имелось треугольное продолжение закрытое сверху герметичной палубой располагавшейся немного выше ватерлинии. Это создавало дополнительную плавучесть в корме, что позволило установить на лафете пушку большего калибра нежели на эспинге. Кроме того, в йолах было увеличено количество банок для гребли и также как на канонерских лодках сделаны выносные консольные рамы для установки уключин на одинаковом расстоянии от гребцов по всей длине корпуса. Из-за оригинальной формы кормы, которая не позволяла повесить традиционный руль, на йолах были установлены узкие длинные наклонные рулевые весла.
В конечном итоге длина йолов составляла 13 метров, ширина – 3 метра, осадка – 0,7 метра. Они были вооружены одной 24-фунтовой длинноствольной пушкой стоявшей у транца на бесколесном станке, скользившем по наклонной деревянной направляющей раме. Кроме того, в носу на баке стояли 2 легких двухфунтовых никкор на поворотных станках.
По проекту парусное вооружение йола включало 2 вертикальные однодеревные мачты, установленные на носу и в миделе. Судя по чертежам и моделям они могли нести как рейковые (люгерные) паруса, так и шпринтовые паруса. Но следует оговорить, что в ходе русско-шведской войны в 1790 году значительная часть йолов имела только одну центральную мачту с широким прямым парусом. Экипаж йолов составлял всего 22-24 человека.
Преимущества йолов быстро привлекли к ним интерес судостроителей всех европейских стран и в конце XVIII- начале XIX веков канонерские йолы наравне с канонерскими лодками составляли костяк прибрежных шхерных флотилий в большинстве стран Балтики.
В России йолы строились с 1791 года по чертежам, разработанным на основе шведского йола взятого в Выборгском сражении. Со временем размеры йолов увеличились до 14,8361,5 метра, а калибр орудия был доведен до 30 фунтов.
Последние йолы для Балтийского флота были построены в 1833 году.
Как минимум 12 шведских йолов погибло в 1790 году и еще около 10 русских йолов погибли в крушениях и в ходе боевых действий в 1808-1809, а также 1812-1813 годах.