Пропустили мы один случай
13 июня 1978 года, трагический. Вчера случайно прочитал в крымской газете. Материал нашелся и в интернете..
Привожу как изложено автором статьи...
http://rosgeroika.ru/geroi-nashego-vrem ... -senyavinaВ тот день флагманской крейсер Тихоокеанского флота "Адмирал Сенявин" выполнял артиллерийские стрельбы главным калибром. На девятом залпе корабль содрогнулся от мощного внутреннего взрыва.Капитан 1 ранга в отставке Леонид Мрочко, который в то время служил на "Адмирале Сенявине", так рассказал мне о своих тогдашних впечатлениях:
- Стрельба была парадно-показательной. На корабле находилось множество гостей - журналисты, артисты, писательская делегация. Сначала отстреляли подготовительное упражнение. Все снаряды попали в цель.
Тогда находившийся на командирском мостике крейсера командир соединения контр-адмирал Варганов разрешил провести зачетную стрельбу. Мне было поручено сопровождать по крейсеру корреспондента газеты "Красная звезда" Леонида Климченко.
Проводил его на время учебного боя в носовую башню главного калибра, а сам на короткое время отлучился по неотложным служебным делам. Услышав взрыв, я выскочил на верхнюю палубу. Смотрю: носовая башня окутана дымом. Когда отдраили бронированную дверь, живых там уже не было. 37 человек - боевой расчет башни, а также присутствовавшие на стрельбе (в том числе Леня Климченко) - погибли.
Почему же боевая стрельба проходила при столь большом скоплении посторонних?
Все дело в том, что незадолго до ЧП корабль посетил Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев, осуществлявший поездку по Дальнему Востоку. Он вышел в море. Присутствовал вместе с министром обороны Дмитрием Устиновым и главкомом ВМФ Сергеем Горшковым на артиллерийской стрельбе.
За ее успешное выполнение командир крейсера капитан 2 ранга Владимир Плахов и замполит капитан 3 ранга Игорь Спицын получили из рук генсека часы с лаконичной надписью: "От Л.И. Брежнева. 1978 г."
После того как Брежнев уехал, на крейсер одна за другой зачастили делегации. Морякам некогда стало по-настоящему заниматься боевой подготовкой. Снизилась требовательность к звездному "экипажу" и со стороны вышестоящего командования. И как итог - через два месяца и шесть дней после визита Брежнева на крейсере произошло тяжелейшее ЧП.
Из акта комиссии по расследованию происшествия (цитируется по памяти составителей): "При подаче электросигнала на производство девятого залпа правое орудие башни № 1 не выстрелило. Ошибочно в заряженное орудие был послан очередной снаряд.
В результате произошло воспламенение заряда в каморе - части зарядного механизма орудия. От вылетевшей струи газов воспламенились приготовленные к стрельбе заряды, в башне возник пожар, быстро перекинувшийся на верхнее перегрузочное отделение... Причиной происшествия явились ошибочные действия расчета правого орудия башни и недостаточная натренированность личного состава по устранению возможных неисправностей и задержек при стрельбе...
Происшествию способствовали серьезные упущения со стороны командования соединения и корабля".
В акте отмечалось, что накануне стрельбы уволились в запас многие опытные моряки из боевого расчета башни. Натренировать и обучить молодежь они в достаточной степени не успели. Вот та и растерялась в нештатной ситуации, допустила роковые ошибки.
По итогам расследования многие должностные лица были наказаны в административном порядке. Приказом министра обороны командира и замполита сняли с должностей и назначили с понижением. Командир соединения контр-адмирал Варганов был предупрежден министром обороны о неполном служебном соответствии.
Трудно не заметить «ножниц» между тяжестью происшествия (37 загубленных жизней!) и мягкостью взысканий. Даже уголовное дело не было возбуждено. Похоже, что по решению «сверху» трагедию решили замять. Эту версию подтверждает и то, что в 1979 году на флоте были уничтожены все документы, относящиеся к взрыву на "Адмирале Сенявине".
С тех пор название крейсера "Адмирал Сенявин" напрочь исчезло со страниц газет. Лишь в сентябре 1990 года в СМИ прошла коротенькая тассовка о том, что
"в соответствии с планом сокращения состава флота во Владивостоке произведен ритуал спуска Государственного и Военно-морского флагов СССР на крейсере "Адмирал Сенявин", выслужившем установленные сроки". А в 1992 году уже «рыночники» продали его на металлолом за рубеж.
Помянем крейсер и его погибших моряков: капитан 2 ранга Климченко Леонид Леонидович
матрос Гилазиев Фарид Гариевич
матрос Архипенко Валерий Николаевич
ст. лейтенант Пономарев Александр Васильевич
матрос Галкин Геннадий Николаевич
матрос Ануфриев Александр Николаевич
л-т Белюга Александр Владимирович
матрос Бородин Алексей Васильевич
матрос Шутов Леонид Семенович
л-т Марданов Валерий Ясавиевич
матрос Болдырев Александр Евгеньевич
матрос Пинчук Александр Степанович
ст. 1 ст. Бикбов Рашид Кутузович
матрос Юдин Анатолий Борисович
матрос Ломаев Николай Александрович
ст. 2 ст. Аникин Иван Иосифович
ст. 2 ст. Дадонов Александр Федорович
матрос Костылев Виктор Антонович
ст. 2 ст. Шигабутдинов Рамиль Саматович
матрос Золотарев Виктор Васильевич
матрос Матренин Анатолий Михайлович
ст. 2 ст. Подолько Сергей Николаевич
ст. 2 ст. Виноградов Виктор Михайлович
матрос Носков Владимир Васильевич
ст. 1 ст. Курочкин Анатолий Ильич
матрос Ортиков Махамадали Абдуллаевич
матрос Проничев Николай Павлович
ст. 2 ст. Пономарев Виктор Федорович
ст. 2 ст. Будаков Александр Петрович
матрос Прудников Иван Васильевич
ст. 2 ст. Акуличев Виктор Сергеевич
матрос Свинин Александр Романович
матрос Скоробогатов Сергей Дмитриевич
ст. матрос Кулунов Виктор Васильевич
матрос Сулейманов Наиль Мансурович
матрос Столяров Сергей Николаевич
матрос Чернушевич Юрий Михайлович
ТТХ крейсера «Адмирал Сенявин»:
Наибольшая длина — 209,98 метров
Наибольшая ширина — 22 метра
Осадка — 7,3 метра
Водоизмещение полное — 16340 тонн
Скорость полная — 33 узла (более 59 км/ч)
Запас хода — 9000 миль
Автономность — 30 суток
Экипаж1270 человек (в том числе 71 офицер).