Добро Пожаловать в "Мир Моделей"
Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
8-812-3350685
городской номер
в Санкт-Петербурге
        FAQ         Правила форума         Медали         Поиск
Текущее время: 28 апр 2024, Вс 03:24




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 
Статья Галины Гребенщиковой. Архивные документы 
Автор Сообщение
Генерал-Адмирал
Генерал-Адмирал
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 02 янв 2008, Ср 12:44
Сообщения: 22759
Откуда: Санкт-Петербург
Страна: Russia (ru)
Медали: 8
За заслуги в судомоделизме I (1) За заслуги в судомоделизме I (1)
За заслуги в судомоделизме II (1) За заслуги в судомоделизме II (1)
За заслуги в судомоделизме III (1) За заслуги в судомоделизме III (1)

За воспитание молодежи I (1) За воспитание молодежи I (1)
Морское наследие России (1) Морское наследие России (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)

Мастер. (1) Мастер. (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)


Баланс: 13110 Кц
Заработано: 13059 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
СообщениеДобавлено: 22 ноя 2013, Пт 21:22 
Г.А. Гребенщикова:

В этом, 2013 году исполнилось 160 лет с начала Крымской (Восточной) войны и, вспоминая те трагические события, вновь и вновь обращаемся к архивным документам. В РГАВМФ, в личном фонде великого князя Константина Николаевича хранится документ, датированный 24 января 1856 года, то есть составлен он уже после окончания боевых действий, но до подписания Парижского мирного договора, завершившего Крымскую войну. Итоги той войны хорошо известны, и главным из них стал запрет России иметь военный флот на Черном море.
Русские офицеры, военные и государственные деятели, да и, фактически, все слои общества горячо обсуждали судьбы России и пытались извлечь выводы из её тяжелейшего поражения в войне. Константин Николаевич, как генерал-адмирал флота, дал указание высшим морским офицерам представить ему свои аналитические соображения по вопросам стратегического прогнозирования развития флота. Главная мысль адмиралов, письменно изложивших своё видение дальнейших перспектив отечественного флота, сводилась к тому, что «Россия должна быть первоклассною морскою державою» и превосходить флоты наших соседей на Балтике.
Бывший главнокомандующий морскими и сухопутными силами в Крыму князь А.С. Меншиков, также носивший адмиральские погоны, считал, что Россия «решительно не в состоянии иметь морскую силу, равную соединенной англо-французской. Но мы должны иметь флот, который превосходил бы над соединенным шведско-датским, обеспечил защиту колоний наших в Восточном Океане и заставлял бы Англию и Францию в случае разрыва между собой искать нашего союза или нейтралитета». Меншиков считал, что технически отсталой России уже никогда не догнать ведущие державы, имевшие в составе своих флотов новейшие парусно-винтовые корабли (с винтовым движителем) и усовершенствованные пароходы.
Наибольший интерес представляет мнение контр-адмирала Константина Ивановича Истомина, который тогда занимал должность начальника штаба при генерал-адмирале. Истомин начал отчёт с того, что высказался о недостатках отечественного кораблестроения. «Основным строительным материалом у нас является сосна», - объяснял он, в то время как в ведущих державах интенсивными темпами происходит смена дерева паром и винтом. Истомин убеждён – корабли нужно строить из такого же материала, как строят в Англии и Франции для открытого моря и для дальних плаваний. Далее он писал: «В лесах России имеется значительное количество дуба, но дуб этот произрастает большей частью на болотах или сыром рыхлом грунте, имеет все возможные пороки и недостатки, и хотя он гораздо крепче сосны, но наши дубовые суда служат такой же короткий срок как и сосновые». Истомин предлагал применять дуб только для строительства винтовых фрегатов, военных пароходов и судов малого ранга, предназначенных для открытого моря. И вообще, по его мнению, нужно строить линейные корабли и фрегаты точно из такого же леса и материала, из какого их строят в Англии и Франции, «и выписывая для сего те же леса из заграницы. Только тогда мы можем надеяться, что корабли наши в состоянии будут с успехом состязаться с их флотами, и отомстят, наконец, Англии за все козни и неумолимую вражду к нашей империи, а в особенности за кровавые обиды, нанесенные ею с такою адскою злобою в последние два года величию России. Приобретение из заграницы дорогих лесных кораблестроительных материалов обойдется правительству, конечно, не дешево, но должно главное иметь в виду, что именно только такие корабли составляют действительную морскую силу. Если балтийский флот будет иметь от 25 до 30 линейных винтовых кораблей (из заграничного дуба), а из того числа половина трёхдечных, то это составит громадную наступательную морскую силу.
Но чтобы создать флот из таких кораблей, главное внимание должно быть обращено на два предмета: кораблестроение наше требует радикальных усовершенствований, потому что по всем частям корабельной архитектуры мы далеко отстали от первенствующих на море держав». Балтийский флот должен соответствовать реалиям времени, писал Истомин, и состоять из линейных винтовых кораблей и фрегатов, и военных пароходов. Нужно не жалеть средств и усилий, чтобы «совершенно не зависеть от чужестранцев. В настоящее время эта отрасль первостепенной важности находится у нас в совершенном младенчестве».
В заключение своего отчёта Истомин предлагал следующее: Россия должна обратиться к опыту других держав, но теперь уже не к Англии, которая испытывает к России только ненависть и вражду, а к Соединенным Штатам Северной Америки. «Английские мастера, - писал он, - служившие в наших Адмиралтействах, систематически избегали передавать нам какие либо познания, и не было примера, чтоб англичанин, проведший всю жизнь свою в России, научил чему нибудь русского. Северо-американцы далеко опередили англичан во всем, что касается корабельной архитектуры, и едва ли уступают им в производстве паровых машин. В них всегда найдем людей, готовых делиться с нами своей опытностью в морских искусствах, потому что между американцами и русскими не существует соперничества – напротив, взаимное сочувствие и доброжелательность. Однакож я должен заметить, что и они имеют пороки всех торговых народов, то есть до крайности сребролюбивы и алчны к приобретениям, и потому в денежных сношениях с ними надо быть весьма осмотрительну и осторожну, и входить в сделки только с людьми известной репутации». Истомин предлложил всем офицерам давать практическое образование, чтобы они изучали устройство современных паровых машин и сдавали экзамены по этим и другим техническим предметам.
РГАВМФ. Ф. 224. Оп. 1. Д. 299. Л. 41 – 41 об., 53 – 55, 56 – 58, 77 – 78.
Такое интересное мнение стоит того, чтобы его выделить отдельно.

_________________
Гильдия Судомоделистов Санкт-Петербурга
http://model-ship.ru


 
Ответить с цитатой
Профиль WWW
Адмирал флота РФ
Адмирал флота РФ
Аватара пользователя
Не в сети

Зарегистрирован: 28 янв 2011, Пт 19:33
Сообщения: 7425
Откуда: Республика Крым
Страна: Republic Of Crimea (rc)
Медали: 6
За заслуги в судомоделизме I (1) За заслуги в судомоделизме I (1)
За заслуги в судомоделизме II (1) За заслуги в судомоделизме II (1)
За передачу опыта (1) За передачу опыта (1)

Медаль за статьи I (1) Медаль за статьи I (1)
Патриот III (1) Патриот III (1)
Блогер (1) Блогер (1)


Баланс: 1606 Кц
Заработано: 5950 Кц
Поощрений: 0 Кц
Наказаний: 0 Кц
СообщениеДобавлено: 22 ноя 2013, Пт 21:46 
Прошли годы, а часть написанного до сих пор актуально

_________________
За сим, Евгений Михайлов
La connaissance est faite pour être partagée
Блоги пользователя: Блог greenstone


 
Ответить с цитатой
Профиль WWW
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 2 ] 


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  

Спб, метро Звенигородская, ул. Марата дом 86,
Написать нам: Поддержка
© ModelsWorld, 2005-2024. All rights reserved.
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group

Модификация форума выполнена CMSart Studio
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.750s | 21 Queries | GZIP : On ]
Яндекс.Метрика