Объявляю уважаемому собранию об очень полезном и нужном начинании:
В 1989 году была построена "Ивлия", первая наша практическая реконструкция античной галеры, в которой принимали участие Россия и Украина.
Опыт, полученный в походах, позволил авторам проекта прояснить многие исторические вопросы:
Уровень развития картографии и навигационные знания эллинов, а также мореходные качества их кораблей были гораздо выше, чем принято считать.
Античные мореходы прекрасно ориентировались по звёздам, совершали переходы открытым морем, не боясь удаляться от берегов, отлично знали и умело использовали попутные ветра и течения.
Древние парусно-весельные корабли обладали более высокими мореходными качествами, чем принято считать. Их высокая манёвренность и отличная управляемость сочетались с прекрасной остойчивостью даже при отсутствии балласта, роль которого, в древности, часто играл груз. Правильное сочетание лёгких и тяжёлых пород дерева, при строительстве «Ивлии», позволило вообще отказаться от балласта, это обеспечило судну 2,5 т положительной плавучести, что было проверено экспериментально (т.е. при полном затоплении водой оно сохраняло способность оставаться на плаву со всем экипажем).
Из дошедших до наших дней стилизованных изображений античных диер на древних вазах, фресках, печатях и т.п. не ясно расположение вёсел, расстояние между ними и принципиальная конструкция гребного устройства. Со времён Наполеона не прекращаются научные споры на эту тему. Накопленный практический опыт, а также теоретические исследования в Музее античного мореплавания в Майнце (Германия), позволяют разрешить эту проблему. В новом проекте расчёт эргономики рабочего места гребца и количество вёсел являются ключевыми моментами и определяют все остальные параметры вплоть до длины корпуса корабля.
Умелое использование, при слабых ветрах, прямого паруса и вёсел с подветренного борта, существенно снижает дрейф и позволяет ходить не только попутными курсами (фордевинд, бакштаг), но и в полветра (галфвинд). Длину мачты, а соответственно и площадь паруса можно увеличить на 20%, тем более что судно обладает избыточной остойчивостью. Это повысит скорость движения под парусом до 7 узлов, а также придаст диере более близкий к оригиналу архитектурный облик.
Диеры являлись наиболее распространенным типом судов периода Великой греческой колонизации.
В целом эволюция гребных кораблей античности явилось одним из ярчайших примеров в истории техники, когда можно проследить процесс в законченном виде. Развитие исчерпавшее, вероятно, все возможности и технические решения. Совершенство и техническая «изощрённость» античных кораблей позволяет говорить о том, что техника античных корабелов, достигла уровня, едва превзойденного только во второй половине XVIII столетия.
Настало время опубликовать собранный в экспедициях материал, авторы просят оказать поддержку этой идеи:
https://boomstarter.ru/projects/28107/f ... kspeditsii помощь не останется не замеченной.