Заметки с Кубка Университетов-2013
Корабли, корабли..., но
сначала я расскажу о том, как я приобщился к судомоделизму.
Я вырос в таежном районе, от которого до любого моря не доехать, не долететь,
но, как и большинство ребятишек моего времени, не прошел мимо стремительных
парусников и белоснежных парусов.
Книжки, фильмы, случайные рассказы...романтика моря жила всегда рядом с любым
из нас. Может быть, еще и поэтому через много-много лет, живя уже в Ленинграде,
работая сантехником, когда я в одной из квартир увидел на подоконнике большой
деревянный (как живой!) парусник, глаза мои по-детски загорелись.
Размером он был где-то 80 см, без парусов, но со всей остальной оснасткой.
Разговорился с хозяином и узнал, что парусник он сделал сам из подручных
материалов (как теперь говорят "с нуля" или "самодел"). Ничего не скажу о
прототипе или историчности той модели, но запомнилась она мне надолго и...
затронула какие-то внутренние душевные струны. Помню из того разговора, что
строил ее человек два года, большую часть времени находясь в плавании по морям,
по волнам. А потом прошли годы..., приближалось время выхода на пенсию,
и стал я задумываться - чем же мне на пенсии заниматься, руки и время свои
к чему приложить?..
А деревенские привычки и навыки крепко сидят во мне и посейчас.
Плести корзины и лапти умею, делать мундштуки и трубки из дерева приходилось,
изделия из бересты тоже мимо меня не прошли. В общем, как ни крути, а дерево
всегда рядом по жизни шло. И тут, врать не буду, жена подсказала - корабли,
парусники деревянные... А интернет уже давненько в квартире проживал. И сам,
и жена-учительница, и сын (еще школьник пока) с интернетом, считай, на ты.
Набрал в поиске одно слово "парусники" и... обомлел.
Дальше, думаю, нет нужды рассказывать... многие через такое прошли
и всё понимают.
Сразу, с первых дней осознал - жизни моей предпенсионной и последующей
ну никак не хватит, чтобы подробно обозреть и изучить эту тему.
Семья, работа, маленькая квартирка... - выбор мною был сделан быстро:
парусники из дерева, из наборов, размер не больше 60см в длину и...
одна модель в год, инструмент только ручной, работа руками,
поменьше грязи, поменьше пыли и... побольше удовольствия душе.
Семью устроил мой выбор полностью и... работа пошла.
Начались будни моделиста-любителя (на большее и не рассчитываю).
Азарт на корпусе и разной литературе...
Временные отчаяния на тщательной деталировке и особенно! на такелаже...
Почти полное отсутствие знаний в судомоделизме и вообще мореходстве...
Зато... удовлетворение от "роста" парусника в моих руках.
Зато... удовольствие от шитья парусов вручную (правда, правда!).
Зато... спокойная радость от чтения литературы и просмотра множества
страниц на сайтах.
Зато... приятность общения с интересными людьми из среды моделистов.
Новичков и мастеров.
Чтобы втянуться накрепко, «по-мертвому» - этого нет. Семья, дом и работа
все равно остались на первых местах в расписании моей жизни.
Но свой, сугубо-личный уголок, у меня появился.
Свое, только мое хобби, с личными радостями и переживаниями.
Так незаметно сформировалась моя предпенсионная жизнь.
И пришло время Кубка Университетов-2013. Год не ахти какой по числу,
но кому-то должен был принести победу и счастье.
И решил я поучаствовать в этом Конкурсе.
Подал заявку, получил приглашение и... привез свой бот "Святой Гавриил"
и… приехал сам.
А дальше смотрел, фотографировал, разговаривал и ... просто любовался
"сонмом" великолепных моделей. И... не находил слов, чтобы даже себе
высказать тот восторг, который ощущал в душе.
Красивое зрелище!
Маленькое, как бы там ни было, помещение, но... об этом сразу забываешь,
когда входишь в круг моделей, когда тебя вдруг окружают блестящие,
разноцветные корпуса современного флота и тонкие мачты и реи парусников
с паутинками такелажа. И...паруса! Паруса! Как же без них?!
Не зря говорят мастера, что зритель всегда лучше реагирует на паруса,
чем на все остальное.
Такова уж природа человека - вечного первооткрывателя и путешественника.
В первый день, день открытия, собрались все основные участники Кубка
и любители-посетители, т.е. гости. Сам я долго ходил меж столов,
внимательно рассматривая модели, и первые часы видел только корабли...
Уже потом, все чаще поднимая взгляд перед собой, стал "узнавать" известных
мастеров судомоделизма, частых посетителей судомодельных сайтов...
Поневоле стал прислушиваться к обсуждениям и оценкам конкретных моделей.
Полностью согласился с услышанным мнением нескольких мэтров о том, что
прятать модели в простенькие футляры, в особенности модели красивые и
интересные, не нужно. Портится общий вид модели и искажается впечатление
от неё. По мне так вообще лучше отказаться от футляров на выставке.
Понимаю, что есть еще и беспокойство о сохранности модели, но...
может быть, как-то эту проблему иначе решить.
Ходил вокруг и около комплекта петровских кораблей (миниатюра)
будущего победителя Кубка... восхищался, но… опять же -
модели в футлярах, руки не подымаются снять футляр и рассмотреть подробно...
Автор с кем-то делится своими наработками, берет одну модель в руки,
показывает, рассматривает через увеличительное стекло, делится планами
о настоящем ботике петровском... я слушаю, смотрю заворожено.
Самое, наверное, приятное и интересное - стоять рядом и наблюдать, как автор
доделывает на своей модели (тут же при всех) какие-то незавершенности...
Некоторые модели невозможно было привезти на Кубок без частичной разборки.
Рангоута в первую очередь. И вот теперь кому-то приходится крепить реи,
устанавливать такелаж и паруса.
Волнительно все это видеть. Будто и впрямь при тебе Мастер заканчивает свою работу.
Вообще, я для себя сделал вывод на будущее: первый день - только осмотр общий,
минимум фотографирований... ну, само открытие (процедура)- это конечно.
Уже второй день подробные изучения моделей, особенно тех, что близки тебе и
чьи отдельные узлы могут вскорости потребоваться тебе в работе.
Здесь уже надо фотографировать много и подробно! По возможности - все модели.
Как-никак память будет по жизни. И кто знает, какую модель, какого корабля
со временем ты захочешь строить, собирать или увидеть?!
По себе знаю: прошло время, я смотрю свои фотографии (не лучшего качества)
и по каждой фотографии восстанавливаю момент, место и впечатление от
сфотографированной модели (или моделей).
Вот маленький аккуратнейший парусник. Красавец! Поразил с первого взгляда…
И теперь смотрю фото, а вижу настоящий, тот маленький шедевр.
И так с каждой почти фотографией.
Должен признаться, что душа моя питается в основном парусниками.
Так уж сложилось, и я думаю - все здесь без обид.
Как говорится - сердцу не прикажешь. Но... внимательно, с искренним
интересом смотрел я и на современный (условно) флот, на картонные и
пластиковые модели авианосцев, крейсеров, миноносцев, подлодок и другое.
Впервые я так близко мог рассмотреть модели, ранее не интересные мне.
Честно скажу - и картон и пластик и сами модели ОЧЕНЬ! заинтересовали меня.
Просто заворожили.
То, что я раньше много раз видел на сайтах не идет ни в какое сравнение
с видением "вживую".
Руки прямо "чесались"... ах! собрать бы что-нибудь из пластика или
(того лучше!) из картона. Крейсер, эсминец, канонерку... не авианосец! нет!-
это не потянуть никогда. Сам не ожидал от себя, что проснется столь
сильный интерес к разным буксирам, портовым и каботажным суднам.
И что особо понравилось: всматриваясь в новые для меня пластиковые,
картонные модели, я забывал о том, что это, в общем-то, просто маленькие,
пусть и тщательно сработанные макеты настоящих кораблей...
Я разглядывал корпуса, рубки, вооружение, штурвалы, рули...
и видел реальные, "живые" корабли.
По крайней мере, таков был мой искренний интерес к ним –
тоже "живой" и тоже настоящий.
И не раз посещала меня мысль печальная: как жаль, что жизнь наша не сто
и не двести бодрых лет!
Сколько великолепных моделей можно было бы попытаться собрать и построить...
и... сколько знаний нужных дополучить и сколько опыта нужного набраться.
Кто знает, может и я бы смог со временем построить модель, подобную
голландскому фрегату или царскому "Штандарту" или...
другим, которые цепляли мой взгляд и не отпускали...
А участники и посетители приходили, уходили, и легкий шум от разговоров
не мешал сосредоточенно вникать в детали, не мешал в своей внутренней тишине
приобщаться к мастерству и великолепию.
Стояли в стороне "адмиралтейки", непостижимые чудеса "рукоделия" для меня.
Настолько уникальные изделия, что рассмотрев внимательно один раз их,
я потом уже не возвращался к ним -
слишком далеки своим профессионализмом они были от меня.
Почти как постороннего, просто посетителя, меня раз за разом тянули
к себе парусники. И даже не столько парусами, сколько такелажем,
сложным, паутинным, ажурным.
И подобранные паруса, открывающие просмотр убранства палубы...
какая красота и гармония! Корпуса большие и меньшие, светлые-новые
и "застаренные"-темные, паруса чуть рыжеватые и почти грязные,
стоячий такелаж- ровный, геометрически-правильный и бегучий -
переплетающийся, пересекающийся и только знатоку понятный чему служащий.
И так прошел мой первый день.
И пришел день второй...
И приехал я вместе с женой показывать и снова смотреть.
Совершенно незнакомая жене среда. Неизвестные ей корабли.
Но... как восторгалась она несколькими парусниками, поразившими ее воображение.
С каким интересом она расспрашивала меня о кораблях, о том, каким же образом
такое чудо можно "изваять".
Приятно чувствовать себя почти знатоком рядом с женой-незнайкой.
Ей настолько понравилась выставка, что она с удовольствием согласилась посетить
и юношеский Кубок на ледоколе "Красин".
Я, конечно, знал, что там обустроили конкурс-выставку кружковцев-судомоделистов
из разных городов. Но, честно скажу, я не представлял себе, что я смогу там увидеть.
Все-таки на сайтах очень мало информации по кружкам и их моделям.
Это к сожалению и к пожеланию - побольше размещать информации в интернете
самим кружковцам. Потому что увидел я там очень интересные модели.
Красивые и, по моим представлениям, очень качественные.
Ну, про ледокол-музей не говорю. Лучше места для выставки трудно подыскать, хотя...
тесно, конечно, что тут скажешь. Романтично, замечательно, интересно, но... тесно!
Думаю, ребятам польстило, что их экспозиция в таком месте, и одновременно,
я думаю, они подрасстроились, что мало людей могли посмотреть их модели.
Нам с женой повезло, во второй день пришла непогода, и народу на ледоколе
было немного. Зато ветер и порывистый дождь добавлял дополнительные острые
ощущения при виде немного мрачноватого, немного таинственного знаменитого
советского корабля-героя.
И так здорово, что экспозиция располагалась в чуть притемненном уютном помещении,
совсем не музейном.
Жаль, конечно, что здесь нельзя было обойти и осмотреть модели со всех сторон,
но их было немного и, если не спешить да быть внимательным, можно все увидеть.
К своему большому сожалению, третий, заключительный день Кубка прошел без меня.
Работа сменная и, слава богу, два первых дня конкурса пришлись на мои выходные.
Отпрашиваться на третий не стал, как-то непривычно мне для своих личных дел
отпрашиваться с работы.
Внимательно рассматривал многочисленные фото с закрытия и награждения.
И...радовался за победителей и участников.
И...был благодарен организаторам.
И радостно было сознавать, что теперь и для меня Кубок Университетов,
жизнь и работы судомоделистов стали ближе и понятнее.
Желаю всем, кто организовывал,
Желаю всем, кто участвовал,
Желаю всем, кто присутствовал,
Счастья в жизни,
Успехов в работе,
Удовольствия в нашем замечательном хобби - СУДОМОДЕЛИЗМЕ!
С уважением, Логачев Сергей