Пришлось крепко поспорить с Мэтром всея Франции. Выучив многие тонкости французского кораблестроения 17-х, 18-х веков, - я доказал в научном журнале (английском) "MARINER'S MIRROR No 86 за 2000-й год справедливость моих утверждений, что модель - построена знаменитым мастером Блэзом Пангало именно в 1682 году.
Блез Пангало родился в 1650 году на острове Искья в 20 милях от Неаполя. При рождении он получил неаполитанское имя Бьяджио. Это уже во Франции он сменил его на Блэз. Он прибыл во Францию с обозом маршала Турвиля в 1680 году. Есть переписка маршала с Кольбером, где маршал высоко отзывается о необыкновенной форме кормы кораблей, построенных Блэзом Пангало.
Первый свой заказ Пангало получает в 1682 году и в 1683 году спускает на воду фрегат Ла Лежер. Модель этого фрегата хранится в ЦВВМ в Санкт-Петербурге. Всего Пангало построил 17 кораблей и 13 фрегатов. Последним из них был Аргонавт 1708 года.
С 1708 по 1716 гг. – пробел в его биографии. Но дальше начинается интересное. В России сохранилась переписка Петра Первого со своим верным слугой Конаном Зотовым, который обнаружил мастера Пангало в Померании. Есть мнение, что Петр Первый специально послал Конана Зотова в Европу, чтобы нанять этого мастера на царскую службу. Напарником Зотова был некий итальянец. Предположительно, он мог лично знать Блзза Пангало.
В результате переговоров Пангало был нанят на русскую службу, что подтверждается документами.
Далее возникает исторический прецедент. Петр заказывает мастеру Пангало легкий фрегат, который должен быть построен во Франции на подставное имя, чтобы не дискредитировать французского мастера перед своим королем: Россия воюет со Швецией, а Франция симпатизирует последней. Французский регент герцог Орлеанский не любит Россию
Во французском Гавре Пангало строит для царя легкий фрегат (для конспирации фрегат проходит по документам как гукор). По окончании строительства все мастеровые, принимавшие участие в строительстве корабля, во главе с мастером на построенном фрегате в 1717 году прибывают в Россию. Фрегат для конспирации называется «Гукор Кроншлот». Опять же для конспирации гукор объявляется голландским.
Пангало строит в Петербурге машину для вытягивания кораблей на берег для ремонта. Чуть позже он получает заказ от царя Петра на постройку 66-пушечного корабля. Закладка состоялась в 1719 году. Существует интересная рукопись английского капитана на русской службе Джона Дена под названием «История Российского флота в царствование Петра Великого». Если верить этой рукописи, то в конце осени – начале декабря 1719 года французский инженер умер, простудившись при строительстве машины по вытягиванию кораблей на берег.
На этом сделаем короткую паузу и вернемся чуть назад, к версии доктора исторических наук, профессора Санкт-Петербургского университета Павла Кротова, который в 1999 году в журнале «Морская история» написал обширную статью о мастере Пангало. В своей статье Павел предлагает версию, согласно которой на службу был нанят не отец, а сын Пангало. Его аргументы, так же как и мои, аргументы базируются на одних и тех же документах, вот только понимание этих документов у нас противоположное.
В России найдет сертификат о смерти Пангало, датируемый 1722 годом. Что же получается? Неувязочка получается! Если верить письму Конана Зотова, где он пишет Петру Первому в августе 1716 года: «...а он из лучших мастеров королевских...», – то на русскую службу нанят именно опытный отец, а не его сын. Не мог 26-летний Конан Зотов нанять 30-летнего мастера, послужной список которого – 30 спущенных на воду кораблей и фрегатов.
Позволю себе процитировать переписку Конана Зотова и царя Петра . 27 июля 1716 года Конан Зотов пишет из Гамбурга: «О махине, которую карабли встаскивают на берег, что оной махине модель велел одделать сыну того инвентора, которой ту машину издал, и что оной мастер ту модель может сам отвесть в Копенгаген, ежели его царское величество соизволит». Очевидно, что речь идет о том, что и отец, и сын на этот период живы-здоровы, и что отец заказывает сыну построить модель, которую сам мастер (отец) отвезет царю и передаст при личной встрече. В конце концов, французский мастер с моделью доставляется в Копенгаген и лично встречается с Петром на борту Ингерманланда.
А что же сын Жозеф? А сын играет свою роль. Все время, пока отец в Гавре строит «Гукор Кроншлот» для царя, сын старается «засветиться» в полицейских хрониках во Франции, о чем есть соответствующие документы. С какой же целью он это делает? Возможно, для того, чтобы покрывать отца, работающего на врага Франции? Но одним из пунктов договора о найме на русскую службу является официальное разрешение короля на эту работу. И задним числом Петр Первый это разрешение получает, посетив Версаль в 1717 году. Согласно французским документам, мастер Пангало (Жозеф) получает возможность в 1719 году покинуть Францию и поехать в Петербург.
Приводить все документы в нашей короткой справке, конечно, можно, но при сопоставлении всех этих документов все равно возникает все та же версия работы на царя и отца, и сына по очереди. Вероятно, по времени отец и сын в Петербурге могли даже пработать вместе некоторое время. Но еще очень долго в документах не упоминается имя ни отца, ни сына. Только фамилия, или звание «французский инженер». Найден всего лишь один документ, в котором упомянуто имя Осип Пангало, но, видимо, секретность опубликования этого имени уже не была актуальной: ведь все это время отец числился умершим, согласно сертификату о смерти 1714 года.
Есть два истолкования этого сертификата. Либо у Блэза Пангало был родственник, на чье имя и выписан сертификат (а сертификат выписан на имя Антуан Блэз Блэз Пангало), либо и факт смерти, и сертификат были инспирированы царским агентом Конаном Зотовым.
Профессор Павел Кротов косвенным доказательством того, что на Петра Первого работал только сын Пангало, считает неважнецкие результаты ходовых испытаний корабля Пантелеймон-Виктория. Я же считаю, что результаты испытаний были неудачными только по одной причине: испытания проводили англичане, которые были крайне заинтересованы в том, чтобы сорвать испытания и дискредитировать французскую школу кораблестроения перед Петром. Что же они могли сделать для этого? А всего лишь неправильно отцентровали корабль. У Пангало мореходные качества кораблей были превосходными за счет придаваемого им дифферента на корму в 3 фута. А англичане всего лишь поставили корабль на ровный киль. В результате площадь пера руля, опущенного в воду, уменьшилась. Управляемость снизилась, валкость повысилась за счет поднятия кормы на те же 3 фута, и все мореходные качества были резко разбалансированы. Косвенным доказательством этого является вывод, который сами же англичане предложили Петру: спилить часть кормы.
Подведем итоги. С большой долей вероятности на царя Петра Первого работали и отец, и сын Пангало: с 1716 по 1719 годы – отец, а далее, после смерти отца – сын. Именно к сыну относится найденный сертификат о смерти 1722 года.