Мир Моделей! Форумы по моделизму.
http://forum.modelsworld.ru/

Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III
http://forum.modelsworld.ru/viewtopic.php?f=110&t=11151
Страница 33 из 33

Автор:  bars27sk [ 30 дек 2013, Пн 01:56 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

О русском корсаре замолвите слово

Замечательная ссылка http://crustgroup.livejournal.com/76920.html, особенно, что касаемо русских (?) корсаров (?). Однако разрешите взглянуть на изложенное на сайте в этой статье с критической точки зрения. Спешу сразу предупредить, что я не собираюсь кого-то обидеть или высмеять. Отнюдь! Но мне кажется, что обвинять русский флот и его офицеров в пиратстве - это оскорблять честь того, кто лично ответить уже не может. Поэтому в ситуации, раз уж ссылка всплыла на просторах нашего сайта, нужно разобраться. Сама статья ёмкая и цельная. После довольно развёрнутого изложения хода русско-турецкой войны, автор статьи, взгляды на жизнь которого мне лично очень импонируют, касается термина "крейсерские суда": В эскадру Пола Джонса входили линейные корабли «Владимир» и «Святой Александр Невский», фрегаты «Скорый», «Николай», «Херсон», «Таганрог», «Бористень» и бот «Битюг». Всего лишь 8 кораблей. В гребной флотилии Нассау-Зигена насчитывалось семь галер, семь дубель-шлюпок и семь плавбатарей и барказов. 21 корабль. Кроме того, в составе Лиманской флотилии, под началом у Джон Пол Джонса и Нассау-Зигена было около 20 «крейсерских судов», после чего делает умозаключение, претендующее на роль открытия в историографии: Большинство русских и советских историков предпочитало не расшифровывать данный термин, парусные крейсера и точка. На самом же деле это были каперские суда — в основном, греческие. В современном понимании — пираты с государственным патентом. С русским государственным патентом на пиратство.. Опустим пока что личность Пола Джона и остановимся на "открытии". Неужели советские учёные не расшифровали термин "крейсерские суда"? Открываем Большую Советскую Энциклопедию:"Крейсер (нидерл. kruiser, мн. ч. крейсера́ или кре́йсеры, от kruisen — крейсировать, плавать по определенному маршруту) — класс боевых надводных кораблей, способных выполнять задачи независимо от основного флота, среди которых может быть борьба с лёгкими силами флота и торговыми судами противника, оборона соединений боевых кораблей и конвоев судов, огневая поддержка приморских флангов сухопутных войск и обеспечение высадки морских десантов, постановка минных заграждений и другие. Термин «крейсер» впервые стал широко использоваться в XVII столетии. Тогда под «крейсером» подразумевали независимо действующий корабль. Название «крейсер» подразумевало скорее предназначение корабля, чем его устройство. Крейсерами обычно были достаточно маленькие, но быстрые суда. В XVII веке линейные корабли обычно были слишком большими, неповоротливыми и дорогостоящими, чтобы посылать их в длительное плавание, например, к другим континентам, и они были слишком стратегически важными, чтобы рисковать ими в патрульных миссиях. Поэтому для крейсерских целей (разведки, передачи донесений, разрушения вражеских морских коммуникаций, охоты на торговые суда и одиночных действий в отрыве от основных сил и на удаленных театрах военных действий) использовались более мелкие корабли. В течение XVIII столетия основными кораблями, используемыми в качестве крейсеров, становятся фрегаты — небольшие быстрые и манёвренные корабли, оснащенные для дальних походов, со сравнительно слабым вооружением — одной орудийной палубой. Кроме фрегатов в качестве крейсеров использовались шлюпы, корветы, бриги, а также ряд других типов кораблей". Выходит всё-таки советские историки разобрались и с самим термином, и с предназначением (а не классом, крейсера как отдельный класс судов появились позже, после укрупнения флота). Крейсерским судном в конце 18 века могло стать любое судно нёсшее достаточно артиллерии и имевшего достаточный ход, чтобы выполнять поставленную задачу. Заранее придвидя вопрос по борьбе с торговыми судами противника, спешу объяснить разницу между капером в чистом виде и крейсерским судном. Капер, если он действует под определённым флагом, должен действительно иметь на борту патент государства под флагом которого выступает о том, что это государство за определённую мзду уполномочило действовать капера на морских коммуникациях противника. При этом добыча или приз, достаётся каперу. Государству от этого одна выгода: чем меньше судов противника появляется в его акватории, тем увереннее само государство чувствует себя в омывающих его водных пространствах и на просторах Мирового океана. То есть здесь полное совпадение интересов государства и морского грабителя. Чем же занимается крейсерское судно: его основная задача захватить торговый корабль и препроводить на свою военно-морскую базу, свято сохраняя всё его содержимое для государства, которое впоследствии как сам корабль, так и наполнение его трюмов использует в своих целях. В этом случае не идёт речь ни о каком соглашении между государством и капитаном корабля, так как капитан - это представитель государства и если он начнёт грабить корабль, то с точки зрения военно-морского Устава (в котором с петровских времён подобные моменты оговаривались) он совершит преступление.

Что касаемо состава флотилии Пола Джонса, то она действительно преимущественно состояла из бывших греческих каперов. Поэтому и соблазн поживиться за счёт взятого в плен корабля была велик. Старые привычки давали о себе знать и Григорий Потёмкин не раз пенял горе-адмиралу на то, зачем тот был принят на русскую службу. Сам же Джон Пол Джонс за свою недолгую двухлетнюю службу на русском флоте, так и не смог понять почему он не имеет право на долю от захвата корабля. Поэтому часто просто игнорировал приказы начальства. В личном письме императрице Екатерине II Григорий Потёмкин писал: «Пол Джонс пропустил под носом у себя три корабля турецких. Я ему приказал их сжечь, но он дважды возвращался назад, боялся турецких пушек. Дал я ему ордер, чтобы он это дело оставил, а приказал запорожцам. Полковник Головатый с 50 казаками немедленно сжёг». Так что экс-пират в начале своей карьеры на русском флоте был тот ещё вояка.

Однако потребность в опытных капитанах для вновь создаваемого молодого Черноморского флота была велика. Кадровый голод ощущался столь сильно, что Россия покупая очередной греческий корабль, сразу же предлагала команде и капитану поступить на русскую службу. При этом с целованием креста, капитан и команда должны были присягнуть на верность России и клялись свято соблюдать пункты Морского Устава России, в котором нет ни слова о каперских патентах. Автор статьи утверждает: "В сентябре 1787 года Потемкин официально разрешил контр-адмиралу Мордвинову выдавать каперские патенты, а также пушки и припасы из казённых херсонских запасов на первые корсарские суда. Первым корсаром, нанявшим матросов в Таганроге и вооружившим яхту «Пчела», стал капитан Спиро Рицардопуло, служивший в следующем году в эскадре Пола Джонса. Мордвинов выдал ему патент 2 октября 1787 года. Уже через несколько дней каперы принялись за дело. В ночь с 10 на 11 октября 1787 года капитаны Спиро Рицардопуло и Ламбро Качиони на лодках подкрались к Очакову и захватили там турецкое торговое судно". Так вот никакого патента Мордвинов никому не выдавал. Если выдавал, скиньте-ка скан этого документа (каперского патента на русском языке с подписью Мордвинова). Был подписан договор о приёме иностранного капитана на русскую службу, в котором говорилось о том, что иностранец обязуется уничтожать или захватывать суда противника, но уж никак не грабить. В договоре нет ни слова о доли команды или капитана, как принято в практике каперства, на захваченную добычу. Добытые суда, согласно договору пополняли флотилию, или разбирались на нужды флотилии. Да, флотилия мастеров абордажного боя и прекрасных моряков-экс-корсаров быстро пополнялась новыми судами, но все их действия были в пределах договора. Вот почему автора статьи так удивляют типичные для подобного договора условия: "К 21 октября 1787 года корсарских судов было уже двадцать одно, причем, как это следует из документов того времени, они не только получали от регулярного флота вооружение и припасы, но ещё и жалованье". Вообще-то любому принятому на службу человеку, независимо будь ты моряк или солдат, выплачивалось жалование. Но это если идёт речь о приёме на регулярную службу, а не о каперском патенте. О том, что нанятые на русскую службу капитаны не пиратствовали в пользу России говорит и тот факт, что после 1788 года шестнадцать крейсерских судов были официально зачислены в состав русского флота, а их капитанам присвоили офицерские чины. Договор был заключен на год. Через год пожелавшие продолжить службу в России либо отправлялись восвояси (нет договора - нет работы), либо принимали присягу матушке-Екатерине и России и становились офицерами Российского флота. В случае если бы греческие капитаны злодействовали на Чёрном море, то во-первых на каком основании они отдали 16 кораблей государству Росиийскому (если ты корсар, то корабль твой и только твой приз, добыча, личная собственность, на каком основании или из каких альтрустических побуждений ты дариш государству целое состояние?), во-вторых: государства, зная продажность корсаров, не брали их на регулярную службу (Фенсис Дрейк исключение - он принёс Англии треть её состояния, да и расплатилось с ним государство так, чтобы у пирата даже мысли предать не возникало) и Россия в этом случае не исключение. Наёмник служит за деньги, а если ты - слуга государев, то тобою должны двигать иные мотивы, кроме как жажда наживы.

Иностранцы Пол Джонс и французский принц Нассау-Зиген разбили турецкий флот в Днепровском лимане не за призы (ну должно же быть в человеке что-то, что заставило Пола Джонса, расстреливать турецкий корабль уже после того как тот выбросил белый флаг. Пираты так не поступают - не расстреливают свою потенциальную добычу), а во славу государства, которому они служили на тот момент, чем, кстати, очень гордились. Так гордились, что Англия не простила Полу Джонсу этой дружбы с Россией и всего пару лет спустя после того, как он убыл из России пират был убит при весьма загадочных обстоятельствах в Париже. А Нассау-Зиген был так расстроен своими неудачами в Роченсальмском сражении, что вернул Екатерине все свои награды и попросил отставки (Как для наёмника, так слишком много сантиментов. Чего ему так убиваться? Но здесь речь шла о чести и не о какой-то призрачной корсарской, а о чести русского офицера. Поэтому реакции Нассау-Зигена,не проигравшего до этого ни одного сражения, вполне понятны, если речь идёт о нём не как о корсаре-наёмнике, а как о человеке давшего слово защищать Россию, то есть о русском военно-морском офицере).

Вложения:
Комментарий к файлу: Джон Пол Джонс
John_Paul_Jones_by_Charles_Wilson_Peale,_c1781.jpg
John_Paul_Jones_by_Charles_Wilson_Peale,_c1781.jpg [ 86.46 КБ | Просмотров: 11554 ]
Комментарий к файлу: Карл-Генрих Нассау-Зиген
425px-RusPortraits_v2-093_Le_Prince_Charles_de-Nassau-Siegen.jpg
425px-RusPortraits_v2-093_Le_Prince_Charles_de-Nassau-Siegen.jpg [ 59.27 КБ | Просмотров: 11554 ]

Автор:  Bars-21 [ 05 янв 2014, Вс 15:00 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

Кому интересна судьба Джона Поля Джонса можно прочесть тут http://www.proza.ru/2003/06/09-105.

Автор:  greenstone [ 05 янв 2014, Вс 15:37 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

Как погляжу, шотландцы бравые морские волки. :D Неудивительно, что англичане их не любили.
Его история столь же интересна, как и Грейга, Кроуна и других шотландцев на службе Империи.

Действительно, нельзя назвать Джон П. Джонса чистым капером, ибо он был принят на военный флот в звании.
А каперами были частные лица, которые на своих личных кораблях (или кумпанских) проводили захваты торговых кораблей вражеской стороны.
Каперское свидетельство в России не нужно было как таковое.
Но тем не менее, захватив торговые корабли, отведя их в порт, капитан Джонс, как и его офицеры и его команда официально получали по итогам года призовые от продажи захваченных кораблей и груза. Эти призовые с лихвой перекрывали годовое жалование.
И без лукавства стоит отметить, что это и прельщало иностранцев на службе в России.
Поэтому у Джон П. Джонса солидный список захваченных торговых кораблей в Черном море, как и в Балтийском море капитана у Р. Кроуна самый большой список призов за всю историю Российского флота.
Настолько были большими выплаты, что в казне не находили денег на выдачу призовых Кроуну (задержки были по 1,5 года!!!), если суда и груз "выкупалось" самим государством, а не продавалось шведам или датчанам за золото.
Подобные ведомости мне встречались в МИРФ.

А для стороны потерпевшей и Кроун, и Д.П.Джонс понятное дело выглядели самыми настоящими каперами в погонах.

Автор:  docmarkov [ 14 янв 2014, Вт 16:57 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

Все это очень интересно и я с удовольствием почитал. НО!..

С парусами в данной модели реальная проблема. А точнее с инструкциями по их изготовлению.
А если еще точнее - то этих инструкций просто нет. Не написано даже какие нити использовать для изготовления ликтроса.

На мои вопросы в данной теме тоже никто не ответил.
Логически я пришел к выводу, что нужно использовать бежевую нить сечением 1,5 мм.

Но далее опять столкнулся с проблемой, нитка кончилась на половине парусов, хотя использовал очень экономно. прочие нитки тоже пришлось докупать.

Автор:  GlushkovArtem [ 14 янв 2014, Вт 16:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

docmarkov писал(а):
Логически я пришел к выводу, что нужно использовать бежевую нить сечением 1,5 мм.


Эта нить только для якорного каната - смотрите внимательно спецификацию.

Автор:  docmarkov [ 14 янв 2014, Вт 18:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

GlushkovArtem писал(а):
Эта нить только для якорного каната - смотрите внимательно спецификацию.

Извиняюсь, я взял нитку 0,8 бежевую. Сейчас заново пересмотрел таблицу и нашел таки там лик-трос, действительно нитка 0,5 мм. Но вот опять у меня ребус, для чего же тогда нитка 0,8 предусмотрена? Пересмотрел таблицу на несколько раз и не нашел там ее.

Тем не менее, отсутствие хотя бы краткой инструкции - трабл. Это моя первая модель такого уровня, а паруса - довольно тонкая и кропотливая работа.

Автор:  a2gaff [ 15 янв 2014, Ср 08:51 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

Нить 0,8 мм - это брюк пушек (см. п. 6.35 текстовой инструкции).
С уважением, Александр.

Автор:  mgerchik [ 25 фев 2014, Вт 17:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

С большим интересом и на одном дыхании прочитал всю тему.
Вообще занимался пластиком. Но очень давно хотелось собрать деревянный парусник, уж больно они красивые. Но начать было тяжело, пугала цена евро-китов. Но с выходом на этот рынок российских и китайских производителей (последние правда вообще годятся только для кошек) это стало более реальным. К сожалению уже поздно нашел вашу тему, и эту замечательную бригантину. Реально красивый корабль, захотелось тоже такой попробовать собрать, тем более как вижу, трудностей не должно возникнуть, так как много новичков. Но с фениксом придется повременить, так как "ввязался" в постройку 12 апостолов от деагостини (серия у нас в украине только началась).
Всем удачи в постройке, от будущего фениксолюбителя)) :good:

Автор:  Tnax [ 25 фев 2014, Вт 20:06 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

А вы не продолжайте 12 апостолов и делайте Феникс )

Автор:  GlushkovArtem [ 25 фев 2014, Вт 22:03 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

От партворков только наплюетесь. Это даже хуже чем киты. Поверьте.

Автор:  sablezub [ 26 фев 2014, Ср 15:44 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

Tnax писал(а):
А вы не продолжайте 12 апостолов и делайте Феникс )

GlushkovArtem писал(а):
От партворков только наплюетесь.


это почему же? У меня их два: Виктори и Апостолы - есть к чему лапы приложить. Феникс - для души!

Автор:  GlushkovArtem [ 26 фев 2014, Ср 16:09 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

Вот именно, что практически все нужно изменять. В итоге непонятно за что платите. Если уж на то пошло, то гораздо дешевле по чертежам самому Вику сделать причем сразу определившись от какого она года будет.

Автор:  admin [ 26 фев 2014, Ср 16:23 ]
Заголовок сообщения:  Re: Бригантина "Феникс" М1:72 эскадры Ф.Ф.Ушакова. Часть III

Продолжение темы
topic12415.html

Страница 33 из 33 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/