В эволюции парусного вооружения кораблей российского парусного флота в первой четверти XVIIIв. можно выделить два периода, связанных с изменением состава и пропорций рангоута, парусов и такелажа.
1) 1700-1720 гг. – становление отечественных традиций мачт-макерского искусства на основе осмысления английского и голландского опыта. Выдержки из документов начала XVIII в., содержащие состав и размеры парусного вооружения корабля «Гото Предестинация» (1700), фрегатов «Штандарт» (1703), «Олифант» (1705), шнявы «Мункер» (1704), а также графические материалы, были опубликованы В.Г. Крайнюковым. Согласно этим опубликованным источникам, русские корабли начала XVIII в. имели три яруса прямых парусов на фок- и грот-мачтах, крюйсель и латинскую бизань на бизань-мачте, блинд и бовен-блинд на бушприте и блинда-стеньге. Фок, грот и бизань имели бонеты. На опубликованном рисунке «Гото Предестинации» (П. Бергман, начало XVIII в.), фок, грот и бизань имеют один ряд рифов, марсели – два, крюйсель рифов не имеет.
Для фрегата «Штандарт» и шнявы «Мункер» Крайнюков привел размеры фор-стень-стакселя, грот-стакселя, грот-стень-стакселя и апселя. В труде К. Алларда, опубликованном на русском языке в 1709 г., также приведены пропорции этих парусов - «грот стахзиль; безань стахзиль; грот стенгестах зейль; фор стенгестах зейль...». Первый этап развития парусного вооружения русских кораблей ограничивается 1720 г., когда был опубликован «Устав морской».
Точка зрения об отсутствии на русских кораблях конца XVII – начала XVIII вв. брамселей, является ошибочной. Отсутствие брамселей на гравюрах начала XVIII в. объясняется тем, что эти паруса употреблялись при слабых ветрах, а также только с опытной командой. Верхние паруса, имеющиеся в комплекте, часто не ставятся и на современных ретро-судах. Решение отказаться от брамселей для своих пакетботов, приняли В. Беринг и А. Чириков в 1740 г., предвидя сложные гидрометеорологические условия района плавания.
2) В «Табелях образцовых» Устава морского 1720 г. приведена Табель образцовая шхипорских припасов, в которой перечислены рангоутные деревья, такелаж и паруса, входившие в состав парусного вооружения корабля. Вместо блинда-стеньги на бушприте был введен утлегарь, на котором ставился кливер; бовен-блинда-рей с бовен-блиндом (бом-блиндом) переместился под утлегарь. Был предусмотрен фок-стаксель, введение которого в европейских флотах датируется 1733 г. (Марквардт). На бизань-мачте был введен бовен-крюйсель (крюйс-брамсель). Между мачтами ставились грот-брам-стаксель и крюйс-стень-стаксель. Фок, грот и бизань имели бонеты. Наличие в табели бизань-галс-талей свидетельствует о применении в русском флоте в это время бизани английского типа – трапециевидной с передней шкаториной, а не треугольной, голландского типа, что было характерно для русских кораблей начала XVIII в. Дополнительные паруса – ундер- и марса-лисели.
Пропорции рангоута, парусов, такелажа были закреплены указом Адмиралтейств-коллегии от 4.08.1724 г. (П.А. Кротов, История отечественного судостроения IX-XIX вв. Том I: Парусное деревянное судостроение. – СПб.: Судостроение, 1994, С. 427). В 1726 г. был издан «Штат корабельного и галерного такелажа», что и принято считать введением усовершенствованного парусного вооружения. Однако, при воссоздании моделей кораблей XVIII в., даты 1724 и 1726 гг. нужно считать лишь временем утверждения нового вооружения, которым уже оснащались корабли, построенные не позднее 1720 г.
Состав и пропорции усовершенствованного парусного вооружения отражали опыт эксплуатации кораблей в условиях Азовского и Балтийского морей. По информации, полученной от В.В. Мартуся, строителя и капитана копии фрегата «Штандарт», опыт эксплуатации выявил неудобство использования бонетов у нижних парусов. Были пошиты паруса увеличенной площади без бонетов, что соответствует требованиям штата 1726 г.