Из книги Г.А. Гребенщиковой "100-пушечные корабли типа "VICTORY" в русско-шведской и наполеоновских войнах"
...
... Корабли, построенные на Адмиралтейских верфях, отправляли в Кронштадт, где их обжигали, конопатили, обшивали медью, устанавливали рангоут и артиллерию. Но для проводки судов по причине мелководности фарватера возникала необходимость в особых приспособлениях - камелях. В книге «Опыт морской практики», принадлежащей перу инспектора Морского кадетского корпуса, члена Императорской Академии Наук капитан-командора Платона Гамалеи, приводится описание пути следования корабля от Петербурга до Кронштадта: «В самой Неве глубина есть от 7 до 4 сажень, от Подзорного Дворца уменьшается от 25 до 10 фут, в так называемых рижских баканах - 7 1/2 фут при ординарной воде, при малой же бывает тут 7 фут. Весь сей фарватер излучинами простирается, и в иных местах не более 100 сажень ширины имеет, а посему для безопасности проходящих судов ограждается баканами или вехами. От первой с моря вехи фарватер идет гораздо шире и постепенно глубже, так что против Стрельной глубина уже 15 фут, против Петергофа и далее к Кронштадту 20 фут, а у самого угла военной гавани 23 фута».(96)
После схода на воду корабль без полной нагрузки углублялся от 12 до 18 фут, следовательно, для проводки через мелководный фарватер его необходимо было приподнять примерно на 11 фут. Для этой цели и применяли камели, изобретенные в
Голландии. Они были парными то есть состояли из правой и левой камели. У каждой из них имелись нос, корма и палубный настил (АD); один её борт (АВ) был прямой, другой (DС) - вогнутый соразмерно выпуклости корабля. Длина камели на несколько фут превышала длину и ширину корабля. П. Гамалея указывает, что «обе камели, соединенные вместе, составляют один большой параллепипед или ящик, имеющий посередине пространную ложбину, в которой корабль помещаться может».97
Внутренние пустоты каждой из камелей разгораживались одной продольной переборкой (ЕF) и семью поперечными, за счет чего образовывались отсеки («ящики»). Количество отсеков у прямого и вогнутого бортов было одинаковым - восемь у одного и восемь у другого. Для обеспечения гидроизоляции отсеков все переборки плотно конопатили и просмаливали. На дне каждого отсека вырубали два круглых отверстия для впуска воды.
Нижний диаметр отверстия равнялся 3 1/2 дюймам, верхний был немного больше. Отверстия затыкали деревянными пробками (G), обитыми сукном и обмазанными салом, а пробки прикрепляли к железным вертикальным столбам (Н). Пробки вместе со столбами со всех сторон ограждались досками, прорезанными в нескольких местах для стока воды. Для откачивания воды из камелей в каждом отсеке ставили от 4 до 8 помп (К).
Вдоль прямого борта камелей в равном расстоянии друг от друга находилось 18 или 19 брашпилей (L), а между ними, также в равном расстоянии и чуть сбоку заколачивали рымы (М). Внутри камели, соответственно рымам и брашпилям, находились диагональные деревянные трубы (N) диаметром 5 дюймов. Кабельтовый канат толщиной в 12 дюймов закрепляли за рымы и пропускали в трубы. Канат после выхода из нижнего отверстия трубы подводили под киль корабля, пропускали в трубу смежной камели, брали на брашпиль и тянули. Всего таким образом протягивали 38 канатов.
После схода корабля на воду из-под него убирали полозья и на плашкоутах подводили балки, которые втаскивали в нижние порты. Затем с обеих сторон к корпусу корабля подводили камели. После того, как они поравняются с бортом, в трубы камелей опускали лоты, и под килем корабля протягивали канаты из одной камели в другую. После этого с помощью гиней и талей закрепляли корабль. Затем в отсеках вытаскивали пробки и впускали воду, в результате чего эта часть камелей начинала погружаться. Камели накренялись и подходили под корабль, на котором в течение всего этого процесса непрерывно вращали шпили, а на камелях тянули все тали и канаты на брашпилях.
Когда вогнутые стороны камелей, нижние края которых были глубже киля корабля на два фута, верхними своими краями плотно прижимались к бортам корабля, впускали воду в отсеки, расположенные у прямых бортов. Таким образом постепенно камели соединялись и в отверстиях закупоривали пробки. При этом днище камелей должно было быть не менее нем на 1 1/2 фута ниже киля корабля. Окончательно корабль укрепляли на камелях вертикальными (Т) и наклонными (V) подставами, упорами и стрелами (X). Корабль вместе с камелями поднимался по мере откачивания из них воды.
Вложение:
камели.jpg [ 59.73 КБ | Просмотров: 1710 ]