Мир Моделей! Форумы по моделизму.
http://forum.modelsworld.ru/

Интересная ссылка
http://forum.modelsworld.ru/viewtopic.php?f=66&t=10070
Страница 6 из 6

Автор:  Pernov [ 19 янв 2022, Ср 17:59 ]
Заголовок сообщения:  Re: Интересная ссылка

kogan писал(а):
И что в этом такого удивительного и уникального?


Ничего удивительного. Фрегадон -венецианское купеческое судно. И не для внутреннего пользования. Венеция предоставляла свои суда купцам всего бассейна. Выгодно было не делать товары, а их перевозить. Купцам важен оборот товара. А это можно было достичь за счет скорости движения судов. Отсюда и соединение усилий ветра и мускулов. С ветром управлялись матросы (12), а мускульную силу прикладывали гребцы - социально ненадежные люди и невольники. А уникальность была в том, что гребля была организована в прибортовой части гондека, что надежно обеспечивало охрану и содержание гребцов и не создавало помех грузу. Это была тюрьма, а гребцы - "постоянный экипаж" судна. Близость к воде позволяла использовать более короткие весла (невольничьи) и 2, редко 3, человека на весле. Банки гребцов-невольников называли АДОВЫМИ (располагались в месте наибольшей седловатости борта). На загребных банках и концевых вполне могли быть гребцами волонтеры.

Автор:  kogan [ 19 янв 2022, Ср 19:29 ]
Заголовок сообщения:  Re: Интересная ссылка

Что-то не так, что-то не сходится... :unknown:
Фрегадон, fregadone (исп. -мойка, тазик) - каботажное судно Адриатического моря XV-XVIII в.в. тоже есть в фолианте.
Есть еще чертеж (текст на листе: Fregadone. Vista di nave veneto che naviga però fuori del Golfo Stato, da Pietro Biondo nt 1757.)
Это совершенно другой тип судна, который имеет ряд собственных характерных черт и совершенно четких различий с парусно-гребным фрегатом на искомом рисунке (включая в том числе и отдельную гребную палубу.

Вложения:
Фрегадон.jpg
Фрегадон.jpg [ 184.99 КБ | Просмотров: 2552 ]
fregadon.jpg
fregadon.jpg [ 100.75 КБ | Просмотров: 2552 ]

Автор:  kogan [ 19 янв 2022, Ср 20:02 ]
Заголовок сообщения:  Re: Интересная ссылка

На рисунке, о котором изначально ведем речь, изображен парусно-гребной корсарский фрегат (о чем говорится в подписи к рисунку). Да, он имеет отдельную гребную палубу, но что в этом удивительного и выдающегося?
Например еще полтора века назад подобное решение было реализовано на целой серии из четырех 200-300 тонных галеасов (Antelope, Bull, Tiger и др.) флота Генриха VIII.
И позже те же англичане регулярно возвращались к постройке парусно-гребных боевых судов с обособленной гребной палубой.
В этой связи можно вспомнить двух почти современников искомого фолианта, 32-пушечный парусно-гребной корабль IV ранга "Charles Galley", 1676 г. и 30-пушечный "James Galley", 1676 г. строившиеся как раз для действий в бассейне Средиземного моря. Или тот же небезызвестный "Adventure Galley" капитана Кидда 1695 г...

Вложения:
Bull.jpg
Bull.jpg [ 464.29 КБ | Просмотров: 2550 ]
The_Charles_Galley-Willem_van_de_Velde_the_Younger-2.jpg
The_Charles_Galley-Willem_van_de_Velde_the_Younger-2.jpg [ 316.27 КБ | Просмотров: 2550 ]

Автор:  Pernov [ 19 янв 2022, Ср 21:26 ]
Заголовок сообщения:  Re: Интересная ссылка

Да, Миша, я "мазанул". Давно не читал конспект рукописи. Память подвела. Действительно на рисунке Antig фрегат корсара (капер) - парусно гребной 12 баночный фрегат.

Автор:  Pernov [ 19 янв 2022, Ср 22:21 ]
Заголовок сообщения:  Re: Интересная ссылка

Antiq писал(а):
Смотрю, смотрю... Не вижу... Что там?


Добрый вечер.

На втором рисунке ШАЙКА - каботажное судно турок и греков, и " много тех шаек, сказывают, на Черном море возят ныне запас корма в Царьград". Много шаек было у " пиратов христианских", которые после захвата их переделывали. Отличительной особенностью пиратской шайки была ветвь МАТЛИНЫ ("для грому") на флагштоке грот-мачты. Вы это имели ввиду? Породу дерева я так и не узнал.

Автор:  Antiq [ 19 янв 2022, Ср 23:47 ]
Заголовок сообщения:  Re: Интересная ссылка

Спасибо большое! Очень интересно про матлину. Никогда не задумывался о таких её свойствах, и название, кстати, тоже не знал. Всегда думал, что веточка там прикручена из каких-то суеверных или религиозных соображений, но что именно "для грому"...
Если так, то это может быть только лавр.
По Плинию старшему (Естественная история):
LVI.146. [Молния] не поражает листву лавра и никогда не проникает в землю глубже, чем на пять футов; поэтому люди робкие считают надежнейшим укрытием глубокие погреба, а также палатки из тюленьих шкур: дело в том, что из всех морских животных только тюленя не поражает молния, как из птиц — орла, который поэтому и считается носителем перунов.

Автор:  Antiq [ 19 янв 2022, Ср 23:58 ]
Заголовок сообщения:  Re: Интересная ссылка

Евгений (greenstone), это две разные книги.

Вложения:
1.jpg
1.jpg [ 325.02 КБ | Просмотров: 2513 ]

Автор:  AMG-1963 [ 21 янв 2022, Пт 11:19 ]
Заголовок сообщения:  Re: Интересная ссылка

greenstone писал(а):
AMG-1963 писал(а):
Pernov писал(а):
Ранее в 2016 г. эта рукопись с комментариями была издана под названием "Альбом петровского навигатора".
.

:hi: Александр, по моему это разные публикации.
[/attachment]

Женя, мое почтение :hi:
Внимательней глянув на библиографическое описание и места хранения рукописей, соглашусь с тобой. :oops:
Рукопись из Публичной библиотеки поступила в 1830 г. в составе собрания графа Ф. А. Толстого.

Я поспешил скопировать описание рукописи, опубликованной в "Альбоме петровского навигатора", которая хранится в Научно-историческом архиве СПбИИ РАН :stars:

Не имея "Альбома", мне нечего было сравнивать :pardon:

Автор:  AMG-1963 [ 21 янв 2022, Пт 11:24 ]
Заголовок сообщения:  Re: Интересная ссылка

greenstone писал(а):
Pernov писал(а):
Женя, все дело в том, что стеньги этм не опускаемые.


Статью надо найти, чтобы освежить в памяти.
Но речь шла о быстроте спуска .. может брам-стеньг?

topic14292.html

Брам-стеньги как правило делались в одно дерево с бом-брам-стеньгами. Однако, были и раздельные.
У некоторых мелких судов, в том числе у "Меркурия", бом-брам-стеньги переменялись:
на рейде поднимались спереди, чтобы рангоут казался ровнее;
под парусами - выстреливались сзади, чтобы можно было спускать бом-брам-стеньги не убирая брамселя. Бом-брам стеньга при этом шпором упиралась в топ стеньги.
Описан случай, когда при усилении ветра капитан приказал спустить бом-брам-стеньги и перенести их назад.

Страница 6 из 6 Часовой пояс: UTC + 3 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/