Перевод текста.
(К сожалению не знаю как перевести точно некоторые слова. (Они отмечены : (?)). Просьба отредактировать)
Спасибо Ивану Траню и Александру Добренко.
Модель российского двухдечного корабля в Алтонском музее.
Автор: Thomas Feige
Das Logbuch 48 , Jahrgang 2012 , Heft 4
Уже несколько десятилетий в гамбургском музее Алтона находятся две модели русских военных кораблей. Речь идёт об управлении герцогством на время туда переданных экспонатов из замка Ойтин.
О них упоминал Карл Марквард в 50-х годах, после того как он их отреставрировал. О просхождении моделей, высказывались разные предположения, а у Карла Маркварда есть убедительные аргументы.
В начале 60-х годов данная модель и ещё модель 30-ти пушечного фрегата были перевезены в музей Гамбурга для реставрации.
Есть ещё одна модель в алтонском музее, это модель трёхдечника (?), из германского национального музея в Нюрнберге.
Такелаж и гальюн этой модели были сильно повреждены. Также отсутствовали некоторые части украшений на корме.
Модель, показанная здесь, была отреставрирована в 1963 году реставратором алтонского музея Вильгельмом Бусторфом.
В 1965 году об этом была опубликована статья Юргеном Маером в музейной годовой книге.
Но эта статья вводит больше в заблуждение, чем даёт знать больше о модели. Одно высказывание, что речь идёт о трёхдечнике является абсурдным и вводит в заблуждение . Об идентификации модели можнo совсм забыть.
В этой статье на первом рисунке /фотографии показывается буг (?) не описываемого корабля , а 28-пушечного фрегата, который также из ойтинской коллекции. Также информация о длине палубы не точна. Автор не говорит о каком точно деке идёт речь.
Судя по величине модели можно предположить, что она в 24-ом масштабе. Если это так, то длина дека на оригинале должна быть 149 футов и 6 дюймов. Эта длина не соответствует указу 1723-го года ( этот указ был издан Екатериной Первой в 1725 году после смерти Петра)
Эта , не точная длина дека , переданная Маером, соответствует примерно английскому Регламенту 1706-го года для кораблей 3-го ранга. Безусловно эта модель была построена моделистом, отлично знающим английское судостроение.
На этой модели 66 пушечных портов включая два на корме. Тем самым это типичный представитель русских линейных кораблей 18-го века.
В первые 30 лет 18-го века длина 60-68-пушечных кораблей варьировалась между 145-ю и 155-ти футами. Это было изменено после введения единой меры длины для кораблей различных классов (типов). Один из этих классов был 66-ти пушечник построеный по чертежам Joseph Nye (также пишется Nai, Ney ,Noy . В 1737 году уехал обратно в Англию , умер в 1753 году, похоронен в Депфорде у церкви Св. Николая)
Первым представителем этих кораблей был Слава России, который был построен в 1731 году в Петербурге.
Всего до 1771 года было построено 57 кораблей (Таблица 3)
Размеры этих кораблей соответствовали регламенту указу от 20-го мая 1723 года (в разработке участвовал не только сам Пётр но так-же кораблестроители R.Cozens, R.Brown, R.Ramsey, J.Nye, F.M.Skljaev, G.A. Menshikov, I.M. Golovin )
Все российские кораблестроители должны были точно придерживаться этого регламента (Tаблица 1)
Для 66-ти пушечного корабля в нём была указана длина дека в 155 футов и 6 дюймов, ширина без обшивки 41 футов и 6 дюймов и глубина интрюма 18 футов. С учётом этих размеров масштаб модели получается 1:25.
В 1767 году были заново установлены размеры (пропорции) кораблей. Но введены они были лишь в 1772 году из-за войны России против османской империи с 1768 по 1774 год.
Теперь корабли с 66 пушками были 160 футов длиной, 44 фута и 6 дюймов шириной и 19 футов глубиной интрюма.
Первоначально для этого класса кораблей в 1723 году было запланировано 13 портов на каждой стороне. Но особенно английские кораблестроители сокращали число портов до двенадцати, чтобы сэкономить место. Это было перенесено в новый регламент 1767 года.
Кроме того к 24 фунтовым прибавились 30-ти фунтовые пушки:
1723 год : 26х24-, 24х12-, и 16х6-ти фунтовых пушек
1767 год : 12х30-, 12х24-, 26х12-, а также 16х6 фунтовых пушек
Но всё это была лишь теория на севере России. На верфях юга России не придерживались этих правил. Особенно Афанасьев из Херсона строил корабли по своим представлениям. Таким образом все его сконструированные и построенные 66-ти пушечники начиная с 1779 были построены по старому регламенту 1772 года и имели 13 портов.
Модель:
Модель была в своей истории уже несколько раз oтреставрирована. Это видно по старым фотографиям.
Впервые фотография этой модели была опубликована Гансом Шиманским в 1922 году. На ней показан корпус спереди сбоку.
Несколько лет позже в 1926 году Август Кёстер опубликовал ещё две фотографии этой модели : общий вид и корму
(немецкая книга, где показаны эти фотографии называется Modelle alter Segelschiffe , это перевод английской книги под названием Ship of the line )
Если сравнить эти фотографии видно что на первой отсутствуют окна на Seitentaschen (?) . На второй фотографии они уже есть. Также на фотографии Шиманского нет нижнего паруса и отсутствует Gaffelbaum (?). У Кёстнера он присутствует и проходит возле (!) кормового фонаря .
Также можно увидеть собранный парус Großstag (?).
На фотографии кормы нет фонаря.
Кроме того очень непривычно, что на модели всего один фонарь. Скорее всего были ещё другие, но они потерялись.
Судя по положению двух крайних фигур на внешней части кормы следует предположить, что именно здесь раньше находились фонари.
К сожалению оба автора не упоминают когда точно были сделаны эти фотографии.
Модели присущен стиль 18 -19 века. Корпус типичного русского двухдечника сделан по английскому образцу примерно 1750 года.
Halbdeck (?) и Hütte (?) доходят почти до Groß-/Besanmast (?) также как и на модели Трёх Иерархов построенным в 1763 году.
На модели Слава России 1731 года Halbdeck (?) и Hütte (?) короче.
С другой стороны вид кормы соответствует английским кораблям 1710-х и 20-х годов.
Брайн Лавери (в книге Ship of the line ) описывает открытые галереи кормы как типичные для кораблей этого класса во время правления Георга I с 1714 по 1727 год.
На модели имеется Butluv (?) форма которого типична для английских кораблей 1710 года . Также между Galionsregeln (?) имеется Deadblock . Это говорит о том что фока-галсы были проведены так, как на английских кораблях 1710-1720 годов (Marquard: Belastung und Takelung von Schiffe des 18.Jahrhunderts S. 151-153)
На модели Слава России нет Deadblock (?) ,также как и Butluv (?). На модели Трёх Иерархов Butluv (?) соответствует англискому образцу примерно 1730 года.
Левый борт модели на 4/5 длины корпуса съёмный. Это значит эта модель была сделана для учебных целей. Все внутренние части модели можно хорошо разглядеть, Возникает вопрос: не сделал ли эту модель английский моделист по пропорциям английского Регламента 1719 года по заказу русских? Скорей всего это было именно так.
Такелаж:
Описываемой здесь такелаж модели не соответствует тому времени. Неизвестно, кто и когда реставрировал модель, прежде чем она прибыла в Алтону. Если сравнивать фотографии, то заметно , что постоянно что-то добавлялось.
Последняя реставрация не принесла ничего хорошего такелажу модели. При реставрации нужно было сохранять такелаж , а не добавлять или изменять его. Например сейчас на Butluv (?) находится блок для фока-галсов, который на английских кораблях появился только с 1770 года. (Marquard: Belastung und Takelung von Schiffen des 18.Jahrhunderts , S.153 )
Возникают сомнения насчёт того, имела ли эта модель вообще изначально такелаж. Для наглядного или учебного объекта представляет
собой слишком много работы перед открытием (левого борта модели) убирать , а после осмотра снова ставить такелаж.
На моделях из центрального морского музея мачты, реи, a также такелаж добавились только во второй половине 19 века. А размеры брались из таблиц начала 19 века.
При реконструкции такелажа модели Трёх Иерархов выяснилось, что размеры отчасти сильно отличаются от размеров, которые были предписаны в 1759 году.
Например на модели грота-стеньга была слишком короткой , а грот-брам-стеньга слишком длинной.
О Gaffel (?) , а тем более о Gaffelbaum (?) в реглaменте вообще не упоминалось.
Длина Besanrah (?) была 89 футов такая же как и длина Besanmast (?). Судя по всему можно исходить из того, что сохранившиеся модели русских кораблей 18.века первоначально вообще не имели мачт, рей и такелажа. Они добавились только в 19 веке.
Ориентируясь вышеупомянотой таблицей, а также сохранившимися чертежами корабля Св. Евстафий Плакида , который был спущен на воду Емельяновым в 1762 году в Петербурге , в 1977 году была построена модель-реконструкция для центрального морского музея.
Она точно передаёт вид российского 66-ти пушечного корабля середины 18. века.