Добрый день!
Изучая материалы по кораблестроению на сайте ГИМ, в отделе письменных источников наткнулся на следующий документ: «Наставление начальное по строительству кораблей» за авторством известного отечественного кораблестроителя Ламбе Ямеса:
https://catalog.shm.ru/entity/OBJECT/64 ... 9&index=13К сожалению, на сайте приведен только общий вид альбома, поэтому пришлось потратить немало сил и времени (в том числе из-за ограничений по короновирусу), чтобы попасть в читальный зал ОПИ и ознакомится с данным документом очно. Но все труды были не напрасны, данный документ вполне можно считать первым отечественным учебником по кораблестроению, а по качеству материала не уступающим, а может и превосходящим многие современные труды по кораблестроению 18 века.
Впрочем, предоставим слово автору:
«С покорностию всех тех прошу, кому в руки следующие листы попадутся и рассмотрению их удостоятся, милостивое мнение об них иметь.
Они сочинены и назначены единственно для молодых людей, кои в науке кораблестроения упражняются начальным наставлением или азбукою, а не для примечания знающих и искусных в том деле. От коих бы я сам с благодарностью наставление принял, но не ведаю как себя извинить за издание сего, кроме как приметою, что молодые ученики обыкновенно много времени и труда теряют, пока в состояние приходят сами собою чертеж сочинить. Хотя случится, что и могут, однако редко в знании бывают и в своем деле не так основательно ответ дать могут.
1-е. И для вышеописанного обстоятельства обучения учеников сочинил я в следующем некотором роде словарь о знаниях главнейших членов корабля.
2-е. Начало и окончание бокового чертежа корабля, начиная от киля до борта линия. По линии и показано с доказательством, в разных планах продолжая порядочно с киля до борта.
3-е. Планы элептикальных лекал, как оные сочинять.
4-е. По окончании бокового чертежа приступать должно к сочинению фундаментальных элиптиакльных линий, употребляемых для формования корабельного корпуса назначивая пунктами как оные полагать для 3-х, 2-х дечных кораблей, тоже и фрегатов, каждому на три разные манера.
5-е. Формование мидель тимберса или среднего шпангоута фудаментальных линий.
6-е. Формование всего корпуса фундаментальных линий доказывая регулярство онаго разными пересеканиями или пересекания корпус первое диагонально, второе горизонтально, или поватар паз , третье перпендикулярно. Сии разные планы хотя весьма трудны кажутся, но суть всенепременно нужно знать тем кои корабельными мастерами быть желаете, которой же молодой если склонность к тому имеет, то весьма скоро через оных себя в том совершенным сделать может, но и через оные способы довести может сие искусство до вящего совершенства.
Lambe Jeames»
О самом наставлении. Как такового разделения на главы в нем нет, но условно его можно разделить на несколько частей:
1. Чертежи основных элементов набора корабля с пояснениями.
Одинарные или двойные листы А2. В правой части листа размещаются чертежи пронумерованных элементов набора в нескольких проекциях, с указанием соединительных болтов. В левой части – расшифровка.
Например «22. Контор тимберс стоит на винтранце шипом в нижнем конце сквозь транец и крепится болтами (а)»
Вложение:
Рис 1.jpg [ 74.34 КБ | Просмотров: 4947 ]
2. Основные правила при проектировании кораблей «О киле», «О глубине интрюма», «О стемеи форштевне» и т.д. Размещение мидельшпангоута, мачт, бархоутов, пушечных портов, вант и др., в том числе расчет длины мачт в соответствии с Генеральными регулами.
Например: «
Центры в мачтах. Поставь фок мачты центр «А» - 1/10 длины гондека от шпунта или же передняго перпендикуляра, грот мачты центр «В» разделя гондек в две равные части и поставя знак середины «Ж» и от оная середины отступя на корму 2 ½ диаметра и то будет центр грот мачты, бизань мачта «С» 4/23 длины гондека …»
Вложение:
Рис 2.jpg [ 104.89 КБ | Просмотров: 4947 ]
3. Основные правила сочинения корабельных чертежей. Довольно подробные и понятные схемы построения видов "Бок", "Полуширота", "Корпус" (линии бретлейна, резень линии, полушироты, шпангоутов и т.д.) с пояснениями.
4. Чертежи типовых проектов кораблей с пояснениями – 100 пуш.,74 пуш., 64 (66) пуш., 32 пуш. фрегата, на часть кораблей кроме чертежей общего вида показаны чертежи внутреннего устройства с элементами внутреннего набора.
Ну и немного о грустном.
Хотел заказать копию всего альбом, но цена оказалась для меня неподъемной.
Альбом состоит из 12 листов формата А3 и 69 листов формата А2 (часть листов оригинала считается как двойные А2), стоимость копирования в разрешении 150 dpi (как показала практика данное разрешение позволяет вполне комфортно читать текст и изучать чертежи) без права публикации составляет 75 120 руб.