…, если внимательно почитать Документы Лазарева полностью, а не выборочно, к ним Документы Корнилова, ещё Документы Нахимова, и преамбулу к самим штатам в Законах Российской Империи, то можно понять, что Корнилов в Николаеве занимался
печатью высочайше утвержденных в 1837 году штатов, параллельно внеся в них незначительные правки по предложению Лазарева. Следы этих правок прослеживаются в виде сносок типа: «если командир пожелает, то...». Сами же штаты разрабатывались лет 16, и в этом участвовало множество человек. Так же можно заметить, что параллельно со штатами 1840 были разработаны на основе штатов гребного флота отдельные штаты для транспортных судов. Это наводить на мысль, что сами принципы вооружения того-же «Сухум-Кале» были ли другими, нежели комбинация шхуны и брига из штата 1840.
Но. Это все лирика, разборки Лазарева и Грейга, и история штатов в этой теме лишние и не интересны. Лично для меня.
Веркемся к моему вопросу: почему более быстрые суда, такие как «Меркурий-1» были заменены на более медленные типа «Феникс»?
На настоящий момент видятся несколько моментов:
1. В условиях принятой в 1804 году доктрины оборонной направленности флота эти суда были более удобны и скорость не играла такого значения.
2. Разность в скорости реально была не такая уж и существенная. Скорость «Меркурия» замерялась посредством секторного лага дающего большую погрешность в измерениях, особенно в условиях волнения, скорость бригов типа «Феникс» до нас дошла измерениями сделанными в 30-х годах, что уже после внедрения на Балтийском флоте механического лага с вертушкой.
3. Полные обводы носовой части давали лучшую возможность действовать артилерией.