Если позволите, дополню тему. В International Naval Journal недавно вышла небольшая статья турецкого историка Эмира Йенера Ottoman Seapower and Naval Technology during Catherine II’s Turkish Wars 1768-1792. Он разбирает классы кораблей и особенности турецкого кораблестроения и морской стратегии. Лично для себя я там нашел ответ на давно мучивший вопрос - откуда такое соотношение потерь в морских сражениях между русским и турецким флотом? У наших - десятки, у турок - тысячи?
Прежде всего, турки вместе с венецианцами унаследовали от Византийской империи технологию кораблестроения с одинарными шпангоутами и тонкой внешней обшивкой. Корпус получался более легким, что давало преимущество в скорости, но и гораздо менее прочным.
Второй фактор — число пушек. Ранг корабля определялся количеством портов, но, в отличие от западных и русского флотов, на турецких кораблях пушек зачастую было на 10-15 меньше, чем портов — возможно, как раз из-за слабого корпуса. Плюс по той же причине калибр их был меньше, чем у русских. Хотя все пушки были бронзовыми.
Итак, турецкие корабли были широкими, просторными, слабо вооруженными и при этом имели многочисленные экипажи. Причина в том, что в Османской империи до 18 века флот в силу сложившихся обстоятельств служил по большей части вспомогательной силой для сухопутной армии — перевозил людей, орудия и припасы, мог поддержать огнем, иногда боролся с пиратами. И османский флот был единственным, кто делал ставку не на артиллерийский огонь, а на живую силу, на абордаж. Это вполне годилось для Леванта, но с появлением русского черноморского флота правила игры изменились...
Статья в PDF здесь:
https://yadi.sk/i/NJbnLlCD3GLmLH