Увлечения прекрасного человека тоже прекрасны. У глубокой, щедрой личности, чья радость – познавать и отдавать, все виды деятельности подобны зеркалам, отражающим свет далеко во все стороны. Дружба ли, работа, карьера, хобби… для такого человека в любой стороне жизни главное – делиться внутренним солнечным жаром.
«Красота увлечения» - такое понятие стоит ввести, говоря об интересах персон, подобных Сергею Игоревичу Богданову. Солнечной энергии в этом интересном, мощном, глубоком человеке столько, что её хватает на полноценное бытие сразу в нескольких ипостасях. Декан Филологического факультета СПбГУ; предприниматель; меценат; коллекционер… Внутреннего тепла хватает с лихвой на необъятное количество друзей, родных, ближних и дальних. А ещё – на удивляющую размахом и разнообразием сеть культурных проектов, каждый из коих добавляет нечто уникальное в атмосферу Петербурга.
Реставрация фонтана у Князь-Владимирского собора; «магическое кольцо» башен вокруг города; Переходящий Кубок СПбГУ, вручаемый в День филолога и востоковеда и представляющий собой Ноев ковчег на вершине вавилонской башни; парк современной скульптуры во дворе филологического факультета (от Единорога до Бегемотихи, от памятника Бродскому работы К.Симуна до «Таксы» Арсена Аветисяна), признанный в качестве музея под открытым небом; поддержка Дягилевского центра… «Скульптуры призваны напоминать студентам о реальных и мифических корнях, чтобы они видели не просто закопченный или отремонтированный потолок, но наслоения истории. Музей во дворике создавался постепенно, и с каждой новой скульптурой пространство менялось и наполнялось новыми смыслами» («Вокруг света» №10 (2793), октябрь 2006, рубрика «Столпы культуры») - на такое глубокое проникновение способна столь же глубокая личность.
От простого перечисления интересов Сергея Игоревича и близких его натуре загадочных, неоднозначных мотивов веет магией, глубиной познания: «…от отрицательного начала уходить бесполезно. В жизни есть разные начала, и наша задача: на основе соединения начал построить некую гармонию. Это, кстати, очень университетский подход, потому что в университете есть всё! Университет — это модель мира, максимально полно собранная воедино. И пространство, которое мы строим в нашем дворике, — вполне университетское, семиотически организованное». (Евгений Голубев, журнал “Санкт-Петербургский университет” № 22 (3745), 30 ноября 2006 года)
Кроме уже упоминавшихся башен, лягушек и сюжета о похищении Европы, он тяготеет к морской символике: не только ковчег, но и старинные якоря из Кронштадта (также в университетском дворе). И – коллекция кораблей.
… в 2001 году Сергей Игоревич Богданов познакомился с Александром Алексеевичем Добренко, старшиной Гильдии судомоделистов Санкт-Петербурга. Встреча двух увлечённых людей стала завязкой ещё одного сюжета для мистической истории: заказанная Богдановым модель тендера «Луч» положила начало его концептуальной коллекции. Сверхзадачу можно описать как «историю человечества в кораблях». Иными словами, требуется собрать модели судов всех морей (и не только морей), всех известных культур и эпох.
Проект сколь оригинальный (хотя подобные идеи вроде лежат на поверхности), столь и трудоёмкий. Ведь кораблём принято называть военно-морское судно любого типа. Жёлтая Подводная Лодка, ладья викингов и боевая пирога тихоокеанских варваров – тоже корабли. В богдановской же коллекции далеко не все экспонаты имеют прототипами «морских хищников». Выбивается из «милитаристского» ряда, к примеру, Ноев ковчег. Ведь библейский «дед Мазай», помнится, ни с кем не воевал! Тем не менее, моделей его гуманитарного плавсредства у Сергея Игоревича аж две, причём одна из них – в бутылке.
Тема Ковчега, возможно, привлекает коллекционера тем, что это древнейшее из известных морских судов: по словам Александра Добренко, сей прадедушка Жёлтой Субмарины действительно существовал с десяток тысяч лет назад. В духовном же измерении этот образ бездонен: ведь в христианстве корабль – символ Спасения в тёмном океане погибающего мира. Поэтому христианские храмы обычно мыслятся и строятся по образу кораблей.
Впрочем, многие модели в этой коллекции имеют свою историю, мифологию и тайны. Многие имеют авантюрную репутацию, связаны с дальними походами, прокладыванием новых маршрутов. Два драккара - парусно-гребных «дракона» викингов) со съёмными мачтами и мордами хищников на носах (такие корабли строились «Тяни-Толкаями», способными плыть любой стороной вперёд). Судно времён Хатшепсут, обогнувшее Африку в поисках полумифической страны Пунт с её ладанными деревьями. Арабский дау – на таком плавал Синдбад-Мореход, на таких же плавали по восточным морям задолго до него и плавают доныне. Ганзейский хойк 1253 года, «Санта-Мария» - ведущая из трёх Колумбовых каравелл времён его первого похода «к Индиям»…
В одном ряду с исторически достоверными образцами – нечто на грани и за гранью мифа: вышеупомянутый Ноев ковчег, парусно-гребной «Арго» - легендарнейший корабль античности (Ясон, Геракл, Колхида, Медея, Золотое руно – сколько ярких образов в одном мифе!) и «Пантера» - так Александр Добренко называет модель предполагаемого судна атлантов, воспроизведённую по фреске со дна Средиземного моря, по «большой кошке», готовой прыгнуть с кормы. …И снова – слияние судна с храмом в облике «плавучей церкви». «Николай Чудотворец», ходивший по Волге, - один из нескольких подобных пароходов в России XIX столетия: на его борту священники проводили службы и таинства для волжан, в чьей местности не было своей церкви. …И пеллер – «посвящённый» корабль: моряки, уцелевшие во время шторма, по обету преподносили точную копию своего «морского коня» в церковь, ближайшую к месту их благополучной высадки, где дар крепили на стальном стержне к потолку.
Сейчас создаётся каталог собрания. Собранные под одной обложкой, модели, вероятно, станут чем-то вроде иллюстрации к «морской» стороне истории человечества. Подобное, конечно, выходило и прежде в разнообразных вариантах, и всё же «богдановский» вариант, думается, будет оригинален в силу особого внутреннего посыла. Для достойного отображения коллекции требуются дизайнер, фотограф, типография.
…Иногда Сергей Игоревич приобретает модели ещё и в подарок. Наверное, когда в силу широты души хочет приобщить ещё кого-то к могучей магии – магии Моря и Человека, - воплощённой в Корабле.
RUBY TUESDAY