Было в эскадре Ушакова репетичное судно "Полоцк". Фоток пока нет. Те, кто побывал на Кубке Киева видели корпус и палубу. Палуба наборная, гораздо лучше, чем на "Фениксе и боте. Судно обещает быть красивым. Жду, как и все...
Архивные данные:Репетичное судно "Полоцк". Куплено в 1787 году в Грузии. Длина/ширина/глубина 76/25/10. Пушек 6-фунтовых - 14 штук. В 1791, 1793, 1794 килевано и в 1796 кренинговано и верхними починками исправлено.
РГАВМФ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 111. Л. 84-101Репетичное судно "Полоцк". Куплено в 1788 году. Пушек 8-фунтовых - 14 штук.
РГАВМФ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 99. Л. 9-18Репетичное судно "Полоцк". Пушек 6-фунтовых медных - 14 штук, пушек 6-фунтовых чугунных - 4 штуки. Поступило в 1787 году от господина Булгакова (имеется в виду дипломат Булгаков Яков Иванович). Построено в Рагузе (город на Сицилии) в 1777 году.
РГАВМФ. Ф. 245. Оп. 1. Д. 19. Л. 30-30 об.Репетичное cудно "Полоцк"
ТТД:
Водоизмещение: - т.
Размеры: длина - 23,2 м, ширина - 7,6 м, осадка - 3,4 м.
Скорость полного хода: - узлов.
Вооружение: 14 6-фн орудий.
Экипаж: 120 чел.
История судна:
Репетичное cудно "Полоцк"Репетичный корабль - корабль, назначенный для репетования сигналов, то есть для их повторения вслед за поднявшим сигнал кораблем (обычно флагманом, на траверзе у которого зачастую держался репетичный корабль) для большей надежности и ускорения приема сигналов отдаленными кораблями. Термин эпохи парусного флота, когда при нахождении кораблей в линии баталии поставленные паруса, дым сражения заслоняли сигналы флагмана. Репетичный корабль, находясь вне линии, должен был быть хорошо виден всем линейным кораблям.
Судно было куплено в 1788 г., вошло в состав Черноморского Флота.
Участвовало в войне с Турцией 1787-1791 гг. С 18.06 по 19.07.1788 г. в составе эскадры контр-адмирала графа М. И. Войновича выходило в море на поиск неприятеля, 03.07 участвовало в сражении у о.Фидониси. С 16.09 по 06.10 во главе отряда под флагом капитана 2 ранга Д.Н. Сенявина выходило в крейсерство к анатолийскому берегу. Отряд обстрелял Синоп (19.9), у г. Бонна уничтожил береговую батарею и сжег склады, потопил или захватил 11 турецких транспортных судов с грузом. "Во весь тот день, в продолжение всей ночи и до полдня следующего дня берега усеяны были многочисленными толпами народа и производилась беспорядочная пушечная и ружейная пальба из города, батарей и судов. В течение этого времени крейсерские суда под прикрытием двух фрегатов («Иоанн Воинственник» и «Нестор Преподобный») и репетичного судна «Полоцк» делали успешные поиски у соседних берегов; они взяли в плен восемь судов и загнали на берег и потопили четыре, шедших от Анатольских берегов в Константинополь. Турки старались на баркасах спастись на берег, но многие из них были перестреляны или потоплены; взято же в плен 80 турок, 14 турчанок, 51 грек, 3 армянина, 14 невольников черкес, везенных в Константинополь для продажи, 27 взрослых черкесских девушек и 12 наших солдат разных полков, бывших в плену и везенных для продажи; всего 201 человек. Взятые суда нагружены были пшеницей, и так как два из них оказались неблагонадежны к плаванию, то адмирал приказал пшеницу сгрузить на эскадру, а суда подвести к городу и сжечь... 24-го числа эскадра оставила Синопскую бухту". Скаловский Р. "ЖИЗНЬ АДМИРАЛА ФЕДОРА ФЕДОРОВИЧА УШАКОВА"
21-28.09.1789 г. в составе эскадры контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова судно выходило в крейсерство к устью Дуная. 16.05.1790 г. с эскадрой вышло к анатолийскому берегу для поиска турецких судов у Синопа, 28.05 было отправлено Ф. Ф. Ушаковым в Феодосию с донесением князю Г. А. Потемкину-Таврическому.
С 25.08 по 08.09.1790 г. в составе эскадры Ф. Ф. Ушакова выходило в море на поиск турецких судов. Участвовало в сражениях у Керченского пр-ва (08.07) и о.Тендра (28-29.08), находилось при флагманском корабле "Св. Павел". 10-18.07 и 29.07-20.08.1791 г. в составе эскадры выходило на поиск турецких судов, 31.07 участвовало в сражении у м.Калиакра.
В 1792-1798 гг. ежегодно в составе эскадр находилось в практических плаваниях в Черном море.
В декабре 1799 г. вышло из Николаева с припасами для эскадры адмирала Ф. Ф. Ушакова, находившейся в Средиземном море, и пропало без вести (предположительно разбилось у Дунайских гирл).
Этим судном командовали:
- А.П. Алексиано (1787) - привёл судно в Севастополь
- Г. С. Карандино (1788-1789);
- Г. Г. Белле (Белли) (1790-1792); Из рапорта контр-адмирала Ушакова князю Потёмкину: "Репетичного судна Полоцк командующий флота капитан-лейтенант Белле, во время боя с отменной храбростию, искуством и расторопностию выполнял долг свой..."
- Т. Мессер (1794-1797);
- С. В. Подгаецкий (1798);
- К. П. Лобысевич (1799).
источник:
http://flot.sevastopol.info/ship/parus/ect/polotck.htmЧтобы правильно понять нужды флота в таких судах, стоит рассмотреть тактику боя того времени. Представим себе эскадру. Флагман, как правило, держит флаг на самом большом и мощном корабле. Остальные корабли строятся ему в кильватер в порядке убывания огневой мощи и размера. Задачей эскадры было занять наветренную позицию по отношению к противнику (чтобы диктовать дистанцию боя), и, следуя параллельным курсом, навязать противнику артиллерийскую дуэль. Представили себе такую армаду с горами парусов? Тогда согласитесь, что сигналов флагмана никто, кроме следующего за ним мателота (судна в линии), не увидит. Чтобы избежать такой неприятности, у эскадры было репетичное судно.
Репетичное судно – не класс, а назначение. В бою это судно не принимало участия, держалось за линией своей эскадры, и занималось исключительно тем, что репетовало (повторяло) сигналы флагмана. Его позиция и сигналы были видны всем судам эскадры. Если репетичного судна в составе эскадры не было, то сигналы флагмана репетовал каждый корабль в строю. Ф.Ф. Ушаков любил чёткость и ему было важно, чтобы капитан каждого судна колонны или линии понимал суть боя, поэтому судно "Полоцк" с парусным вооружением шхуны было определено репетичным.
Ещё документ. 22 марта 1798 года Ф.Ф. Ушаков рапортовал в контору главного командира Черноморских флотов о необходимости замены тихоходного
репетичного судна "Полоцк" на фрегат "Счастливый" и просил выслать наиболее подходящие крейсерские суда; такими он считал судно "Красноселье" и
бригантину "Феникс"И о чертежах крейсерских бригантин и шхун эскадры Ушакова. Г.А. Потемкин ордером от 5 сентября 1788 г. дал распоряжение Войновичу: "Корабельному мастеру Катасанову прикажите сделать опись всем судам корсерским, показав сколько которое имеет длины, ширины и глубины, так же и прочность каждого; лучшим сделать рисунки, точно так как они есть, и скорее ко мне доставить." На что Марко Иванович уже спустя четыре дня ответил: "Повеление В. Св. о освидетельствовании корабельным мастером Катасановым корсерских судов скоро будет исполнено, хотя из оных многие находятся в крейсерстве, но всем пропорция известна."
МИРФ. Ч. XV. С. 184, 187